Самообучающейся личностью школьник может быть только при одном условии, если он является субъектом собственной когнитивно-образовательной деятельности
У ребёнка творческое одиночество,
самостоятелен его труд и стремление к познанию
– через радость и грусть, любовь и гнев.
Это долгий путь, на котором он сам во всём и везде,
несмотря ни на что, ищет, ошибается, падает,
терпит поражение или побеждает,
борется с собой и действительностью.
Я. Корчак.
Идея формирования самообучающейся личности школьника в ходе её когнитивно-образовательной деятельности возникла не сама по себе, а из анализа основных положений культурно-исторической теории психического развития ребёнка в онтогенезе Л.С. Выготского.
Здесь мы представим те самые положения теории детского развития в онтогенезе, которые и легли в основу психологии школьной этнодидактики:
- Социализация ребёнка
Критерием социализации личности ребёнка, по нашему предположению, может быть степень его восприятия людей из другой среды, в которой ей предстоит обучаться. На сколько их образ мыслей, образ жизни соответствует его менталитету. Если некоторые противоречия можно решить безболезненно и ребёнок принимает их с некоторой корректировкой, то он социализируется. Но если возникает конфликт между восприятием новой среды и его устоявшимся миропониманием, то трудно говорить о социализации личности ребёнка.
- Условия формирования «высших психических функций»
- Речь развивает мышление
- Связь «научных» понятий с «житейскими» понятиями ребёнка
Разумеется, скорость возникновения, формирования и развития «научных» понятий зависит от умелого, грамотного включения багажа социокультурного опыта формирования базы «житейских» понятий ребёнка в процесс школьного обучения. Именно так и происходит индивидуализация когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности школьника. Но, чтобы умело, грамотно и правильно включить социокультурный опыт ребёнка в процесс школьного обучения, педагогу необходимо уметь наблюдать за действиями, речью, поведением и взаимодействием ребёнка.
- Онтогенез – генетический момент интеллектуального развития ребёнка
- Преемственность как внутренняя связь между прошедшей стадией развития и наступившим изменением – основной признак развития
Несомненно, интеллектуальные, психические и личностные новообразования являются критериями формирования и развития самообучающейся личности школьника. Потому как новообразования – это и есть новый вид уже имеющихся образований: мысли, опыта и т.д.
- Актуальный уровень развития – это уровень развития, проявляющийся в индивидуальной деятельности ребёнка здесь и сейчас
- Обучение создаёт «зону ближайшего развития» как отрезок детского развития в ходе формирования «научных» понятий
Как показали и доказали полевые психолого-этнодидактические исследования школьников на Таймыре, главными условиями детского развития в ходе формирования «научных» понятий должны быть, во-первых, плодотворное коммуникативно-регулятивное сотрудничество взрослых и детей. Во-вторых, обучающее этнодидактическое пособие, обусловливающее (детерминирующее) плавный переход «житейских» понятий в «научные» без ущерба психики ребёнка. В-третьих, опора на социокультурный опыт ребёнка, который, по сути, и есть критерий индивидуализации когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности школьника. И наконец, грамматика, структура и лексика родного языка как языковые навыки ребёнка в этнокультурной среде общения должны быть максимально учтены педагогом в процессе школьного обучения.
- Интеллект и аффект
Действительно, когда ребёнок из тундры попадает в пургу и начинает осознавать, что он борется с природной стихией один на один. Иными словами, он испытывает страх, гнев одновременно и с одинаковой силой. Вот тут то и включается в его чувства и начинает мобилизоваться интеллект – вся система знаний, которая у ребёнка имеется в настоящий момент, в настоящее мгновение – «… миг между прошлым и будущим, именно он называется ЖИЗНЬ».
- Интериоризация
Понятно, что интериоризация является личностным (внутренним) процессом осмысливания, осознания определённой информации, которая впоследствии становится знанием в виде «кирпичика» социокультурного опыта самообучающейся личности школьника.
- Система форм развития ребёнка
- Интеллект как проявление высших психических функций является регулятором поведения ребёнка в онтогенезе
Безусловно, если ребёнок не проявляет воли в ходе его внимательного наблюдения за объектами исследования, то нет и процесса формирования интеллекта как средства социализации самообучающейся личности школьника. И в данном случае выстраивается некая логическая цепочка развития: объект → взрослый → ребёнок. Иными словами, путь от объекта для познания к ребёнку, от ребёнка к опознанному объекту лежит через объяснение, показ и действия взрослого человека.