Site icon etnorazum.ru

Самообучающаяся личность школьника как субъект КОД

Примерное время на чтение статьи: 5 минуты

Самообучающейся личностью школьник может быть только при одном условии, если он является субъектом собственной когнитивно-образовательной деятельности

У ребёнка творческое одиночество,

самостоятелен его труд и стремление к познанию

– через радость и грусть, любовь и гнев.

Это долгий путь, на котором он сам во всём и везде,

несмотря ни на что, ищет, ошибается, падает,

терпит поражение или побеждает,

борется с собой и действительностью.

Я. Корчак.

          Идея формирования самообучающейся личности школьника в ходе её когнитивно-образовательной деятельности возникла не сама по себе, а из анализа основных положений культурно-исторической теории психического развития ребёнка в онтогенезе Л.С. Выготского.

Здесь мы представим те самые положения теории детского развития в онтогенезе, которые и легли в основу психологии школьной этнодидактики:

  1. Социализация ребёнка

Каждая психическая функция может быть понята, с одной стороны, из конкретной социальной обстановки – этнокультурная среда жизнедеятельности, жизнетворчества. С другой стороны, только при общении с другими людьми, детьми.

Критерием социализации личности ребёнка, по нашему предположению, может быть степень его восприятия людей из другой среды, в которой ей предстоит обучаться. На сколько их образ мыслей, образ жизни соответствует его менталитету. Если некоторые противоречия можно решить безболезненно и ребёнок принимает их с некоторой корректировкой, то он социализируется. Но если возникает конфликт между восприятием новой среды и его устоявшимся миропониманием, то трудно говорить о социализации личности ребёнка.

  1. Условия формирования «высших психических функций»

Самообучение в формате плодотворного коммуникативно-регулятивного сотрудничества взрослых и детей ведёт за собой психическое, интеллектуальное и личностное развитие ребёнка, создавая «зону ближайшего развития» как основу, условие и механизм запуска следующего цикла развития личности ребёнка. По сути, интеллектуальная программа «диагностический (обучающий) тест» представляет собой «актуальный уровень развития» на определённом участке развития личности ребёнка. Более того, в этнокультурной среде развития у ребёнка формируется, с одной стороны, сенсорное восприятие окружающей действительности, обусловливающее (детерминирующее) формирование речевого мышления за счёт «житейских» понятий, которые являются базой для этноязыкового сознания личности ребёнка. Итак, этнокультурная среда жизнедеятельности и развития формирует самообучающуюся личность ребёнка. С другой стороны, формируется и развивается моторная координация движений в ходе трудовой деятельности.

  1. Речь развивает мышление

Структуризация и начальная категоризация предметов, природных, социально-правовых, экономических и политических явлений, межличностных отношений, жизненно значимых событий помогают ребёнку овладеть собственным поведением. Практическое использование предметов повседневного обихода и слова, означающие конкретные действия (глаголы), будучи символической формой деятельности личности ребёнка, образуют некое сложное единство в её психике. Следовательно, развитие психики личности ребёнка зависит от: объёма словарного запаса, произвольного внимания, направленности детской любознательности, механической памяти как следов сиюминутных, ситуативных впечатлений, логической памяти как смысловых впечатлений, творческого воображения, берущего своё начало из детской фантазии, выдумок, особенной детской речи (К. Чуковский), возникающей в результате наблюдений, временная продолжительность которой, зависит от проявления силы воли в ходе волевых усилий внимания. Конец наблюдения ребёнка – это сигнал сформированного восприятия предмета, явления, события и человеческого отношения.

  1. Связь «научных» понятий с «житейскими» понятиями ребёнка

Разумеется, скорость возникновения, формирования и развития «научных» понятий зависит от умелого, грамотного включения багажа социокультурного опыта формирования базы «житейских» понятий ребёнка в процесс школьного обучения. Именно так и происходит индивидуализация когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности школьника. Но, чтобы умело, грамотно и правильно включить социокультурный опыт ребёнка в процесс школьного обучения, педагогу необходимо уметь наблюдать за действиями, речью, поведением и взаимодействием ребёнка.

  1. Онтогенез – генетический момент интеллектуального развития ребёнка

Комплекс интеллектуальных программ этнодидактического пособия по математике «Занимательная математика для северян» представляет собой единство, которое вбирает в себя культуру как продукт социальной жизни и общественной деятельности человека, формируя интеллект, сознание, мышление, деятельность и личность школьника.

  1. Преемственность как внутренняя связь между прошедшей стадией развития и наступившим изменением – основной признак развития

Несомненно, интеллектуальные, психические и личностные новообразования являются критериями формирования и развития самообучающейся личности школьника. Потому как новообразования – это и есть новый вид уже имеющихся образований: мысли, опыта и т.д.

  1. Актуальный уровень развития – это уровень развития, проявляющийся в индивидуальной деятельности ребёнка здесь и сейчас

В ситуации реализации принципов Психологии школьной этнодидактики « уровень актуального развития» ребёнка означает ЗУНы, психические функции, этноязыковое сознание самообучающейся личности школьника в ходе её когнитивно-образовательной деятельности.

  1. Обучение создаёт «зону ближайшего развития» как отрезок детского развития в ходе формирования «научных» понятий

Как показали и доказали полевые психолого-этнодидактические исследования школьников на Таймыре, главными условиями детского развития в ходе формирования «научных» понятий должны быть, во-первых, плодотворное коммуникативно-регулятивное сотрудничество взрослых и детей. Во-вторых, обучающее этнодидактическое пособие, обусловливающее (детерминирующее) плавный переход «житейских» понятий в «научные» без ущерба психики ребёнка. В-третьих, опора на социокультурный опыт ребёнка, который, по сути, и есть критерий индивидуализации когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности школьника. И наконец, грамматика, структура и лексика родного языка как языковые навыки ребёнка в этнокультурной среде общения должны быть максимально учтены педагогом в процессе школьного обучения.

  1. Интеллект и аффект

Впрочем, эмоции, чувства, сенсорное восприятие в процессе волевых усилий формируют и развивают интеллектуальные способности познавать объективный мир предметов, явлений, событий и реальных межличностных отношений.

Действительно, когда ребёнок из тундры попадает в пургу и начинает осознавать, что он борется с природной стихией один на один. Иными словами, он испытывает страх, гнев одновременно и с одинаковой силой. Вот тут то и включается в его чувства и начинает мобилизоваться интеллект – вся система знаний, которая у ребёнка имеется в настоящий момент, в настоящее мгновение – «… миг между прошлым и будущим, именно он называется ЖИЗНЬ».

  1. Интериоризация

Понятно, что интериоризация является личностным (внутренним) процессом осмысливания, осознания определённой информации, которая впоследствии становится знанием в виде «кирпичика» социокультурного опыта самообучающейся личности школьника.

  1. Система форм развития ребёнка

Скорее всего, коммуникативно-регулятивное сотрудничество создаёт информационное словесное поле, когда слово обладает неким содержанием, которое предстоит ребёнку осознать. Далее, осмысленное слово, включаясь в структуру предложения, приобретает некую речевую форму для общения и взаимодействия. В нашем понимании, осмысливать конкретное слово, определённую информацию означает процесс превращения осмысленной, осознанной информации в знание. Именно по этой причине нелепо высказывание-претензия школьных учителей ученику: «Я тебе готовое «разжёванное» знание даю «на блюдечке с голубой каёмочкой», а ты не можешь даже этого взять». Таким образом, выстраивается некая логическая цепочка: слово → мысль → знание.

  1. Интеллект как проявление высших психических функций является регулятором поведения ребёнка в онтогенезе

Безусловно, если ребёнок не проявляет воли в ходе его внимательного наблюдения за объектами исследования, то нет и процесса формирования интеллекта как средства социализации самообучающейся личности школьника. И в данном случае выстраивается некая логическая цепочка развития: объект → взрослый → ребёнок. Иными словами, путь от объекта для познания  к ребёнку, от ребёнка к опознанному объекту лежит через объяснение, показ и действия взрослого человека.

Exit mobile version