Самоопределение как личностная установка

Самоопределение как личностная установка, когда личность ребёнка определяет для себя цель, задачи и средства достижения конкретного результата.

Ошибки происходят  от неумения делать

правильные умозаключения

Клавдий Гален

После выполнения диагностической работы № 1, до психолого-этнодидактического эксперимента, состоялась короткая беседа с детьми, где было сказано: «Если у кого-то есть желание знать об обыкновенных и десятичных дробях, выполнять с ними арифметические действия, решать уравнения, неравенства и текстовые задачи, а также самим придумывать текстовые задачи, уравнения, неравенства, то можно сегодня принять участие в эксперименте, но для этого необходимо пригласить кого-то из взрослых для общения с ним». Эта ключевая  информация и была для организации когнитивно-образовательной деятельности школьников установочным моментом. Установочная информация выполняла регулирующую и координирующую роль, тем самым, существенно облегчила и ускорила процесс принятия решения об участии в эксперименте и в выборе партнёра для общения.

Самое интересное заключалось в том, что не прозвучал вопрос: «Кто примет участие в эксперименте?». И дети поняли, что каждый волен решать сам.

А также были озвучены условия эксперимента, во-первых, участие только по желанию.

Во-вторых, заниматься этнодидактическими материалами столько, сколько захочется, можно даже и через 15 минут уйти домой. Оценки за диагностические работы № 1 и № 2, а также за участие или неучастие выставляться в классный журнал не будут. Это условие было необходимо для чистоты эксперимента – осознанность в выборе объёма и содержания знаний и умений по озвученной теме.

В-третьих, приглашать только того взрослого, с кем интересно пообщаться и поспорить. Другими словами, на эксперимент были приглашены те, кому дети больше всего доверяют. Решался вопрос доверия ребёнка взрослым.

И наконец, выбор количества страниц тоже не ограничен.

2014-08-23 05-46-54Однако школьники только Хетской средней школы-интерната выбрали педагогов, что свидетельствует о взаимном доверии школьников и педагогов. Новорыбинские школьники вообще отказались, как от педагогов, так и от родителей. Хатангские школьники просто не пригласили своих учителей, даже учителя математики. Школьники Сындасской начальной школы-интерната пригласили только родителей, а интернатские – воспитателей интерната.

В ходе эксперимента и взрослые, и дети в Хете, в Сындасско проявили стабильность установки как способности самостоятельно принимать решения.

Процесс самоопределения базируется, во-первых, на мотивации и представлении некоторого результата конкретных действий. Во-вторых, на умственном анализе и синтезе предстоящих действий. В-третьих, на прототипном сравнении (сравнение с имеющимся опытом ребёнка). Как В.Н. Кирой, Е.В. Асланян заметили: «Объединение ощущений в восприятии осуществляется посредством ассоциаций (по смежности и сходству и т.д.) (В.Н. Кирой, Е.В. Асланян, 2012, с. 139).

А также не лишним будет вспомнить, что ассоциативную теорию создавали: В. Вунд, И. Моллер, Э. Мол, Г. Гельмгольц, Э.Б. Титченер и др.

Между прочим, в ходе своих исследований А.В. Запорожец, Л.Н. Венгер, В.П. Зинченко заметили, что восприятие, по сути своей, представляет собой овладение ребёнком всё более сложными видами перцептивных действий.

Более того, с процессом восприятия связано формирование памяти и интеллекта, то В.Н. Кирой, Е.В. Асланян определили: «Память и интеллект – это языковые структуры, информация, производимая восприятием, должна быть им понятна и содержательна как родная речь, а не как вычислительная процедура, требующая каждого объёма памяти и наносекундного быстродействия… Мозг – это языковая система, измеряемая в семантических единицах… Процесс восприятия должен иметь языковую структуру» (В.Н. Кирой, Е.В. Асланян, 2012, с. 132).

2014-08-23 03-04-16Нетрудно заметить, что результаты диагностической работы №2, как заключительный итог психолого-этнодидактического эксперимента, были положительными по нескольким особенностям содержания этнопособия по математике, во-первых, школьники продемонстрировали высокий уровень памяти при большом объёме этноматериалов (68 страниц) и коротком диапазоне времени. Их внимание, будучи концентрацией умственных усилий сенсорных и мыслительных действий, постоянно переключалось. Во-вторых, сформированным интеллектом. По той простой причине, что память и интеллект, будучи языковой структурой, производились восприятием понятного содержания и грамотной русской речи в контексте этнокультурных традиций осмысленного и осознанного рассуждения. Вот и получается, детям из этнокультурной среды жизнедеятельности, умеющим думать, необходимо было научиться излагать свои мысли по-русски грамотно, в то время как детям иных этнических групп, при хорошем владении русским языком необходимо было научиться думать обстоятельно, обдумывая каждый шаг. Именно так можно объяснить одинаковую успешность детей из этно- ингрупп. В-третьих, процесс восприятия содержания математических знаний базировался на языковой структуре, потому что и дети из этногруппы, и дети из ингруппы нуждались в сформированности грамотной русской речи. Здесь они имели общую точку соприкосновения. И наконец, в ходе чтения диалогов персонажей и выполнения практических заданий школьники имели возможность познать триединую целостность языка в его трёх видах: устного одномерного, письменного двумерного и зрительного трёхмерного (В.Н. Кирой, Е.В. Асланян, 2012, с. 143).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.