Самоучка — это ЛИЧНОСТЬ, умеющая быть бесстрашной, когда ей страшно, и сильной, когда силы иссякли. Она рождается, формируется в семье с этнической основой.

Чтобы улучшить жизнь,

необходимо изменить качество

получаемого нами опыта

Михай Чиксентмихайи

При разумной организации когнитивно-образовательной деятельности в личностно-интеллектуальной среде самообучения могут быть благоприятные условия для коммуникативно-регулятивного сотрудничества конкретной семьи и педагогического коллектива определённой школы.

Цель как движущая сила деятельности

Безусловно, если нет цели, то нет и деятельности. Следовательно, когнитивно-образовательная деятельность состоит из двух целей:

  • Когнитивной, которая связана с психическими процессами, функциями и состояниями – это тактика самообучения.
  • Образовательной, которая связана с опытом и знаниями – это стратегия самообучения.

Итак, когнитивно-образовательная деятельность - это процесс знаниево-мыслительной активности личности ребёнка.

Почему процесс?

Первый момент – происходят изменения:

  • Духовно-нравственной сферы личности ребёнка.
  • Интеллектуальных способностей целеполагания, планировании, при принятии определённых решений.
  • Психической (когнитивной) сферы.

Второй момент – все изменения происходят со временем. Необходимо время, чтобы:

  • Неудачник стал успешным мастером своего дела.
  • Человек, испытавший горе, конкретную потерю интереса к жизни, снова научился жить, радуясь жизни.
  • Неуверенный ребёнок стал «Хозяином ситуации».

Ни для кого не секрет, что фундаментальные, базовые знания возникают только тогда, когда есть потребность ЗНАТЬ:

  • О чём-то.
  • О ком-то.
  • Где-то.
  • Как-то.
  • Когда-то.
  • Зачем-то.
ЛЮБОПЫТНЫЕ СИТУАЦИИ

Когда возникают такие любопытные ситуации?

  1. Когда любопытный ребёнок, к примеру, подслушивает разговор родителей, родственников, и вообще, взрослых людей.

В качестве примера можно привести конкретный диалог еврейской девочки.

В гости пришла тётя Бася.

—  Симочка, — с порога спрашивает она у племянницы, — как себя чувствуют папа с мамой?

—  У них плохо со зрением, — отвечает девочка.

—  Почему ты так решила?

—  Когда вы позвонили, папа сказал: «Видеть не могу эту зануду!». А мама говорит: «А я ещё больше!»

  1. Когда ребёнок любознательный, к примеру, пытается понять:
  • Почему рыбка в аквариуме плавает.
  • Ласточка летает в небе.
  • Петух важно кукарекает.
  • Страус прячет голову в песок и т.д.

В качестве примера можно привести конкретный диалог двух русских мальчиков.

Два малыша пыхтят, разбирая поломанный будильник.

— Смотри, какие колёсики золотые. Наверно дорогие.

— Ну и что, я таких могу много купить. Мне папа дал рубль. А в нём целых сто копеек.

— Покажи!

«Богач» вынимает из карманчика металлический рубль.

— Классный! А давай мы его тоже разберём на части.

По поводу любознательности могу привести свой личный пример из жизни, когда мне было 7 лет.

ДЕТСКАЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРЕДПОСЫЛКА К ВОЗНИКНОВЕНИЮ ТВОРЧЕСТВА

Опишу ситуацию и далёкого ДЕТСТВА.

Помню, мне страшно хотелось узнать — как в радиоприёмнике помещаются певцы и музыканты со своими огромнейшими музыкальными инструментами.

Однажды, воспользовавшись тем, что мой папа уехал на рыбалку, я села и стала разбирать радиоприёмник по винтикам, болтикам, шурупам и гайкам.

Старалась запомнить какой шуруп и гайку откуда взяла, и куда положила, что бы на случай, когда музыканты начнут выбегать оттуда, тут же найти нужную гайку и шуруп.

Разбирала я, разбирала, а люди всё прячутся, никак не выходят и тут вдруг... слышу за левым плечом папин голос:

— И что ты делаешь? – поинтересовался папа.

— Папа, я никак не могу найти твоих поющих певцов и музыкантов с инструментами. Вдруг они выскочили, убежали, а я их не заметила, а? – спросила я, забыв, что папы надо бояться.

— Ну, если ты не соберёшь радиоприёмник обратно, то они обидятся и уже по вечерам я не смогу послушать новости, а ты – классическую музыку! – сказал папа и пошёл обедать.

Папа ещё не успел пообедать, как я быстро собрала радиоприёмник и со страхом включила его. Меня охватил ужас от одной только мысли – все певцы и танцоры пропали.

Какова же моя беспредельная РАДОСТЬ была от того, что все вернулись в радиоприёмник? И больше я его не разбирала, пусть уже певцы-невидимки поют, танцоры танцуют, музыканты играют.

Я так благодарна мудрому папе, который не накричал на меня, в угол не поставил или как-то по-другому меня не наказал, а принял мою позицию — любознательного ребёнка.

А ведь он даже не разрешал подходить к радиоприёмнику, так он дорожил им.

ПОЧЕМУ ДЕТИ СТАНОВЯТСЯ «НИКЧЁМНЫМИ»

Откуда же берутся дети — «неудачники», а «неудачники» ли они вообще?

Даже при незначительном анализе становится ясно, что проблема «школьной неуспешности» имеет свои корни в дошкольной системе образования, где глупые воспитатели-грубиянки беспардонно «хапают» хрустальную, хрупкую душу ребёнка. Именно такие воспитатели жалуются родителям на ребёнка, а те, в свою очередь и по инерции, дотаптывают потрескавшуюся детскую душу.

Несомненно, дошкольник с самых первых дней своей жизни активно пытается осмыслить мир путём своих вопросов:

  • Что это?
  • Кто это?
  • Почему?
  • Зачем?
  • А как?
  • Где?
  • Когда?

Перечисленные вопросы приобретают словесную форму – это первый этап к овладению речью путём языкового осознания.

Ребёнок всё время пытается активизироваться, действовать:

  • Он хватает предмет интереса.
  • Он на животике ползёт к предмету интереса.
  • Он ходит, чтобы достать этот предмет интереса.
  • Он бегает, ориентируясь в пространстве.
  • Он догоняет.
  • Он стоит.
  • Он переливает воду из полного сосуда в пустой.
  • Он пересыпает, рассыпает крупу.
  • Он месит тесто и лепит из него что-то непонятное и т.д.
ДЕТСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Для наглядности тезиса представлю детские диалоги.

ДИАЛОГ ФРАНЦУЗСКОЙ ДЕВОЧКИ

Маленькая Сюзи, разглядывая в клетке канареек, спрашивает у матери:

— Мама, а почему одна птичка всё время поёт, а другая сидит молча?

— Видишь ли, Сюзи, — ответила мама, — та птичка, что много поёт, — самец, а молчаливая птичка – самка.

— Понятно! – радостно восклицает малышка. – Значит, ты – самец, а папа – самка, потому что он всегда молчит, когда ты начинаешь кричать!

Диалог канадского мальчика.

— Ты от кого слышал это ужасное слово, Том? – ужасается мама.

— От Санта Клауса, мамочка!

— Не может быть!

— Может! Он его сказал, когда Эд залепил ему снежком в глаз!

ДИАЛОГ АВСТРАЛИЙСКОГО МАЛЫША.

— Папа, а почему попугаи – зелёные?

— Потому что их на пальмах укачивает.

  1. С каким удовольствием семилетний мальчик познаёт анатомию человека?
  2. Сколько азарта?
  3. Какая высокая концентрация внимания?

Потому что этот дидактический материал он выбрал САМ.

Время изучения анатомии человека с прочтением всех деталей, заданий тоже выбрал САМ!

Он самообучается в комплексе:

  • Грамматика и фонетика русского языка.
  • Чтение.
  • Счёт человеческих органов.
  • Анатомия человека.
  • Закон сообщающихся кровеносных сосудов.
  • Плотность и масса мышц.
  • Электрическая энергия нейронов в мозгу; парные и непарные органы и т.д.

Представленные детские диалоги свидетельствуют о том, что дети пытаются использовать представления о совместимости и несовместимости, чтобы:

  1. Расширить границы сферы известного.
  2. Уменьшить степень неуверенности.

Вот Вам и дедуктивный вывод конкретных малышей, когда внимание каждого ребёнка сосредоточено на противоречии с действительностью.

ДЕТСКОЕ УДИВЛЕНИЕ

Можно представить и другие детские диалоги, в которых явно проявляются способности ребёнка не только внимательно слушать, но и путём причинно-следственной связи делать соответствующие выводы, очевидность которых ребёнка приводит в недоумение.

Диалог малыша из Мордвы

Папа читал маленькому сыну сказку о рыбаке и золотой рыбке. Когда он дошёл до того места, где привередливая баба четвёртый раз посылает деда к морю просить рыбку, сын говорит:

— Неужели дед не додумается попросить рыбку, чтобы она ему другую бабу дала?

Диалог австралийских девочек

Прошёл дождь. Трёхлетняя Ирэн вышла на улицу и, увидев молодую травку, села на землю.

Старшая сестра рассердилась:

— Ирэн, встань с сырой земли, а то простудишься!

— А зачем она сырая? Почему её не сварили?

Диалог сербского мальчика.

— Мама, а что, Бог серьёзно болен?

— С чего ты взял, Душан?

— Я только что слышал, как священник сказал: «Всевышний призвал к себе доктора Миллера».

Эти диалоги который раз нам доказывают, что дети особенно насыщенно и осмысленно рассуждают в возрасте от 3 до 6,5 лет.

В этой связи возникает вопрос формирования самообучающейся личности ребёнка, который необходимо ставить, рассматривать и пересматривать самым серьёзным образом в Программе дошкольного образования.

ТРАНСФОРМАЦИЯ МЫШЛЕНИЯ

Только счастливая супружеская пара способна создать адекватную, гармоничную модель семьи.

Теперь ясно, что динамика возрастного развития характеризуется дошкольным опытом самообучения личности ребёнка, который складывается:

  • Из имеющихся знаний и представлений об окружающей действительности.
  • Из объёма словарного запаса.
  • Из имеющейся модели семьи, умеющей коммуникативно регулировать поведением ребёнка, прививая навыки коллективного распределения труда.
  • Из образа жизни, образа мыслей, образа поведения, которые конструирует этнокультурная среда с её географическими условиями жизнедеятельности.

Отсюда следует, что дошкольный социокультурный опыт ребёнка должен переходить в школьный опыт плавно и закономерно, а не зигзагами и отрывисто.

СОЦИАЛЬНАЯ и КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА КАК ИСТОЧНИК ДЕТСКОГО САМОРАЗВИТИЯ

Естественно, современное школьное образование не может быть в полной мере мощной опорой и стратегией развития личности ребёнка, когда есть:

  • Дети, застрявшие в ситуации «школьной неуспешности».
  • Родители, не избавившиеся и не отказавшиеся от роли «слепых кутят», потому что они застряли в «зоне комфорта».
  • Педагоги, которым тоже удобно в «зоне комфортности. Зачем им думать, когда за них всё прописали академики, «светила науки»? Зачем им что-то решать, когда за них всё решили управленцы?

Вот она та самая ТРИАДА субъектов, а не объектов, потому что каждая из этих трёх ЛИЧНОСТЕЙ не должна:

  • Управлять кем-то.
  • Навязывать свою культуру мышления.
  • Требовать проявления того или иного вида ИНТЕЛЛЕКТА.

В известной степени, основная часть педагогов и родителей по отношению к ребёнку эгоцентрична. Отсюда и авторитарный стиль обучения. Ситуация из народной пословицы – ДУРАК учит, а УМНЫЙ учится.

Поскольку внимание эгоцентричных взрослых сконцентрировано только на самом себе, то они не способны:

  • Осознать точку зрения ребёнка.
  • Учесть индивидуальный объём (багаж) знаний ребёнка.
  • Обратить внимание на специфичность индивидуального социокультурного житейского опыта ребёнка.

Следует обратить внимание читателя на то, что именно из-за эгоцентризма взрослых возникла идея — коммуникативно-регулятивное сотрудничество.

ЭГОЦЕНТРИЗМ и ДЕЦЕНТРИЗМ

По этому поводу можно привести пример.

Мама рассказала Юте, как определить спелость арбуза:

— Надо постучать по нему и послушать. Если звук гулкий, значит, арбуз хороший.

Назавтра малышка пошла в супермаркет, нашла лоток с арбузами и стала все их простукивать. Наконец служащий магазина не выдержал:

— Не отзываются? Значит, никого нет дома!

Обратите внимание на объяснение мамы. Она проявила эгоцентризм по отношению к своей дочурке.

  • Откуда ребёнку понять, что означает «гулкий».
  • Откуда ребёнку знать, что слово «хороший», в мамином понятии означает степень спелости, зрелости арбуза.

А теперь обратите внимание на реакцию служащего магазина. Он говорил с ребёнком с его позиции. Он проявил децентризм - понять позицию другого.

Поэтому ещё раз напоминаю, чтобы Вы, как взрослый человек с большим жизненным опытом, научились «фильтровать» свою речь, представив себя на месте ребёнка.

Родитель, который умеет принимать позицию, и во трудовом коллективе легко работает в команде.

Чем угрожает эгоцентризм взрослых?

Большой разрыв между взрослыми и детьми усложняет:

  • Возникновение процесса самообучения личности ребёнка.
  • Взаимопонимание.
  • Процесс саморазвития ребёнка в направлениях:
  • Личностного одухотворения.
  • Когнитивного формирования детской психики.
  • Интеллектуальной способности принимать решения.

Все эти три момента тормозят ключевой процесс личностного саморазвития личности ребёнка – социализации.

Что я имею в виду, когда веду речь о детской социализации?

Социализация – это процесс интеграции, единении личности ребёнка с другими личностями, приводящей к единству в действиях, в общении.

А заодно приведу и понятие «социальная ситуация саморазвития личности ребёнка».

Социальная ситуация саморазвития личности ребёнка – это процесс самообучения, самовоспитания родителей ребёнка. Если родителей научить наблюдать за процессом становления личности ребёнка и за развитием её способностей, то родители перестанут изнурять себя и чад своих постоянными нотациями и чрезмерной опекой, бесплодной привычкой одаривать детей сладостями и подарками взамен пятиминутного общения.

В качестве наглядного примера формирования социализации приведу наблюдение за Семёном К. в возрасте 1г 5 мес.

Семён кормит своего «питомца» курочкой, которую он должен быть съесть сам.


После обеда надо Мишку посадить на горшок.

 

 

 

 

 

 

 

 

А теперь, надо соблюдать правила гигиены.

 

 

 

Мишка заболел, надо поставить ему укольчик, чтобы он скорее стал здоровым.

Всем этим действиям годовалого ребёнка никто не обучал, он сам наблюдал, сравнивал, конструировал свой опыт, пусть на подсознательном уровне, но он копировал действия взрослых. Так формируется личный житейский социокультурный опыт получения знаний об окружающей реальности.

Как годовалый ребёнок копирует

Обратите внимание как годовалый Сёма держит карандаш и как его дедушка.

Для того, чтобы ребёнок научился держать карандаш правильно в системе Марии Монтессори есть методика «Пинцет», «Прищепки», почитайте в её работах.

Семён в 1г и 7 месяцев интересуется «дробями». У детей имеется природная потребность в теме "Целое и  его части

"

 

 

 

 

А вот он в 7 лет. С возрастом у него тяга к книгам не только не пропала, а, наоборот, устаканилась в потребность — узнавать новую информацию, но самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как-то раз бабушка Сёмы позвонила дедушке, и услышала, как годовалый внук мурлычет свою мелодию. — Внук плачет или поёт? – поинтересовалась бабушка по телефону. — Он поёт! Он листает твою монографию, и поёт! – пояснил дедушка. Семён уже в годовалом возрасте на интуитивном уровне понимает, что при чтении человек испытывает позитивные эмоции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Невозможно научить ребёнка в возрасте от 3, 5 до 5 лет научить писать и читать без его желания подражать – самообучаться.

В данной статье представлю собственные педагогические наблюдения за Машенькой П. (3г и 6мес.), за Митяйкой Б. (4г и 3мес.), за Сашулей Б. (5л и 3мес.), за Игорёчком Г. (5л и 2мес.) и за Варюшкой Ф. (6л и 9мес.).

Уверяю Вас, уважаемый читатель, что нет таких Университетов, Институтов, которые могли бы заменить наблюдения за реальными открытиями, которые мне подарили эти славные детки. Именно, благодаря наблюдениям за ними, у меня появилась некая технология научения детей писать и читать.

Почему дети, едва научившись читать, а то и не зная всего алфавита, в школе дошколят «Три-Л» пишут слова? Словосочетания? Предложения?

Во-первых, они САМИ обучаются правильно подражать. Они по слову, написанному прописными буквами, простым карандашом повторяют контур каждой буквы, нигде не прерываясь.

Затем, они это же упражнение выполняют цветными карандашами. Количество цветов ребёнок выбирает сам.

Первым таким словом мы брали собственное имя ребёнка. После написания своего имени в гамме семи цветов ребёнок так восхищается результатом своего труда, что он в собственных глазах обретает чувство собственного достоинства.

А когда и родители искренне выражают своё удивление, то ребёнок «окрыляется» собственным открытием себя.

Эту методику мы назвали «Следопыт», а кто-то из ребят назвал «Алмазоискатель». Главная задача – идти след вслед.

Во-вторых, ребёнок самообучается переписывать имя самостоятельно. Имя имеет личностную значимость для ребёнка, потому он замотивирован естественным образом.

В-третьих, в ходе переписывания слова, словосочетания и простого предложения, ребёнок обнаруживает букву, которая никак не получается.

Вот тогда педагог показывает графическую технику написания контура буквы.

Следует заметить, что с каждой буквой у ребёнка усиливается радость, но вместе с ней, как ни странно, появляется самокритичность. Ф. написала 13 раз прописную и строчную букву «в», и только после тринадцатой попытки написания она осталась довольна собой.

Более того, она критично посмотрела на написанное предложение «Сегодня первый день Весны» и обнаружила, что нет должной наклонности у букв «р», «н» и «я». После такого критического анализа, она принялась за тренировку их каллиграфического написания.

И наконец, правильно и грамотно написанное предложение разговорной речи позволяет ребёнку выполнить моторный перевод слышимых звуков.

Ребёнок, читая написанное предложение, воспроизводит абстрактную, исторически созданную, умственную (интеллектуальную) культуру, которая означает интерпретацию человеческой мысли, идеи в графических символах (знаках).

Итак, именно в этот момент настоящего времени дети получают истинную РАДОСТЬ от открытия собственной способности – уметь писать. Потому что ребёнок в процессе письма наглядно видит, как звуки превращаются в графические знаки, делая движения рукой.

Таким образом, подобные упражнения (тренировки) осмысленного письма позволяют избежать бесплодных и трудных написаний бесконечного числа палочек и крючков, изнуряющих ум и психику ребёнка. Осознанность и осмысленность написания знакомых слов прописными буквами высвобождает психику ребёнка, порождая и закрепляя чувство собственного достоинства, как личностного качества, сформированного в процессе волевых усилий и высокой концентрации внимания.

В чём пагубность бессмысленного написания множества палочек и крючков?

Во-первых, ребёнок не видит целостности конкретного «житейского понятия» — слова, поскольку любое слово выражает некую мысль.

В качестве примера приведу собственный диалог с ребёнком.

— О чём ты мечтаешь? – как случайно, спросила я.

— Стать космонавтом! – бодро ответил малыш.

— Сможешь написать свою мечту одним словом? Каким бы ты словом выразил свою мечту? – полюбопытствовала я.

— Космос. – бодро и решительно он ответил.

— Сможешь это слово написать? – интригующим тоном спросила я.

— Да. (В этот момент ребёнок берёт книгу «Космос» и начинает писать печатными буквами).

— Не хочешь написать это слово прописными буквами? – поинтересовалась я.

— Хочу! – утвердительно ответил малыш.

И вот тогда я написала прописными буквами слово «космос», используя простой карандаш. Ребёнок обводит контур каждой буквы цветными карандашами, затем пытается написать данное слово самостоятельно. Вот тут-то и обнаруживаются буквы, в написании которых он затрудняется.

Иными словами, появляется логическая цепочка когнитивно-образовательных действий: затруднение → цель → тренировка → результат.

Итак, необходимо ребёнка учить объективно (не предвзято) наблюдать, чтобы грамотно направлять его логическую мысль.

Приведу ещё одну методику письма, тесно связанную с грамматикой русского языка.

МЕТОДИКА ПИСЬМА

1-ый шаг – Напишите, пожалуйста, собственное имя. Дети, как правило, не умеют писать своё имя прописными буквами.

2-ой шаг — Тогда я предложила им табличку размером 10×21см, в которой крупно написано имя ребёнка. Количество табличек зависит от количества детей в группе.

3-ий шаг — В слове своего имени простым карандашом отделите, пожалуйста, слоги вертикальными штрихами.

4-ый шаг – Начертите, пожалуйста, схему слогов, где каждое слово замените прямоугольником. Сколько слогов? Сколько прямоугольничков?

5-ый шаг – Поставьте, пожалуйста, ударение над ударным слогом. Мы уже тренировались в другой воображаемой сюжетно-ролевой ситуации, когда называли цветы.

6-ой шаг – Назовите, пожалуйста, количество букв в имени. Каждую букву отделите вертикальными штрихами с помощью простого карандаша.

7-ой шаг – Изобразите, пожалуйста, слово прямоугольником, в котором будет столько квадратиков, сколько букв в слове.

8-ой шаг — Каждый квадратик закрасьте, пожалуйста, цветом, характеризующим твёрдость или мягкость согласного звука и гласного звука. Твёрдый согласный звук закрашиваем синим цветом, мягкий – сине-зелёным цветом, а гласный – красным.

Дети уже легко определяют гласный и согласный звуки с помощью прикладывания ладони к гортани. При произношении гласного звука, дети чувствуют вибрацию, а при произношении согласного – нет. При определении звонкого и глухого согласного звука, они основанием кисты плотно закрывают уши, а потом произносят согласный звук. Если они слышат звук, например, «Б», то это звонкий, а если не слышат звука, например, «П», то этот звук глухой.

СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Для наглядности приведём конкретный пример шестилетней Варюши Ф.

Варвара пьёт.

  • Предложение начинается с заглавной буквы.
  • Заканчивается точкой.
  • Предложение состоит из двух слов.
  • Это предложение можно представить графически, двумя прямоугольниками.
  • Слово «Варвара» — это имя существительное.
  • Слово «пьёт» — это глагол, означающий действие.

1-ый шаг — Варюше предлагается графическое изображение (три прямоугольника) предложения. Варя придумала своё предложение «Варвара пьёт сок.».

2-ой шаг — Варюше предлагается схема из четырёх прямоугольников. Она придумала предложение «Варвара пьёт апельсиновый сок.».

3-ий шаг — Варюше предлагается схема из пяти прямоугольников. Она придумала предложение «Варвара аккуратно пьёт апельсиновый сок.».

Резюмируя вышеописанную технологию составления простого предложения, можно заметить следующее.

Во-первых, ум любого ребёнка испытывает высокую степень сопротивляемости при написании, как слова, предложения, так и палочек, крючков.

Однако в случае написания слова, словосочетания и предложения собственного сочинения, ребёнок испытывает интеллектуальный азарт.

В то время, как при написании палочек и крючков, когда педагог авторитарно навязывает детям бесплодное их написание, которое истощает привычку ребёнка подражать.

Согласно культурно-исторической теории детского развития Л.С. Выготского, педагог искусственно суживает «зону ближайшего развития» ребёнка.

Во-вторых, когда ребёнок пишет, мы изучаем не качество техники его письма отдельных букв, а формирование, рождение самообучающейся личности ребёнка.

Педагог в этот момент испытывает восхищение и удовольствие от всплеска гаммы эмоций ребёнка, вызванной его собственным открытием «Я написал сам!!!».

В-третьих, в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей, один ребёнок учится сначала писать, а потом читать. Другой же ребёнок сначала учится читать, а потом писать.

В заключение можно привести ещё одну методику подготовки ребёнка к чтению и письму.

1-ый шаг — Посмотреть на букву в варианте 3D. В этом случае будет задействован зрительный канал восприятия, подготавливающий зрение к письму.

2-ой шаг — Ощупать её. В этом случае будет задействован тактильный (кинетический) канал восприятия, подготавливающий руку к письму.

Отыскать эту букву в куче букв. В этом случае ребёнок проявляет высокую концентрацию внимания, формирующую волевые качества личности.

Обвести её.

Как сформировать мыслительную речь личности ребёнка

Мыслительная речь, как и любая «высшая психическая функция» формируется методом «тройного стимула» (З.Н. Ичин-Норбу):

Первый стимул эмоциональный. Например: «Что означает слово?».

Второй стимул вербально-логический. Например: «Какой смысл содержится в картинке?». Каждый ребёнок, разглядывая одну и ту же картинку, как правило, придаёт свой собственный смысл. В ходе выполнения данного задания-вопроса проявляется уникальность его социокультурного опыта, как проекция конкретной модели взаимоотношений в семье и традиций семейного духовно-нравственного воспитания.

Третий стимул личностный. Личность ребёнка, сравнивая свой ответ с ответами других детей, обобщает свой личный опыт вербально-логического мышления. Он осознанно воспринимает полифонию смыслов.

Следует заметить, что этот метод «тройного стимула» применяется строго с использованием культурного наследия конкретного этноса.

Что такое «этнодидактика»?
Чем отличается «дошкольная этнодидактика» от «школьной этнодидактики»?

Во-первых, этнодидактика – это формы, методы и средства самообучения ребёнка в привычной семейной обстановке, которая, как правило, имеет этнические особенности традиций семейного воспитания.

Безусловно, каждая этническая традиция семейного воспитания опирается на трёх ключевых, базовых аспектах:

  • Родной (этнический) язык.
  • Религия.
  • Географическое местоположение для жизнедеятельности, которое и определяет:
  • Вид традиционного промысла: оленеводство, скотоводство, коневодство и т.д.
  • Характер специфики трудовой жизнедеятельности: тундровик, таёжник, житель горной и степной местности.
  • Духовно-нравственный стержень личности, формирующего смысловую структуру самой личности ребёнка.

Естественно, любой этнос имеет собственные дидактические средства обучения, которыми являются:

  • Загадки.
  • Считалки.
  • Пословицы.
  • Поговорки.
  • Приметы.
  • Стихи отечественных авторов.
  • Рассказы.
  • Сказки.
  • Басни.
  • Живопись.
  • Фотографии.
Чем отличается этнодидактика от классической дидактики?

Первый момент – ребёнка НИКТО специально не учит! Всему он обучается САМ, наблюдая за действиями, речью, движениями людей, его окружающих!

Второй момент – грамотный и мудрый родитель НИКОГДА не контролирует, а значит, НЕ оценивает действия ребёнка. Например, глупые родители ВСЁ, что угрожает жизни ребёнка, запрещают ему брать!

Обратите ВНИМАНИЕ! Семёну К. всего лишь 1 год и 5 мес. Он не очень ловко держит нож, однако, держит.

Но когда он укололся, увидел кровь, тут же посмотрел на взрослых, которые, якобы не обращая на него внимания, занимались своими делами. Семён не заплакал от боли и страха, потому что нож взял он САМ.

Он подошёл к маме, показал порезанный пальчик.

— Мама, ВА-ВА! – сказал Семён со страдальческим видом.

— Ой, кровь? – спокойно спросила мама.

— Да! – подтвердил Семён.

— А что, больно? – с сочувствием спросила мама.

— Да! – чуть не плача, подтвердил Семён.

— Ничего! Всегда бывает больно и кровь течёт, когда с ножом действуют неаккуратно! Нож ведь не любит невнимательных мальчиков, и часто их наказывает за неосторожность обращения с ним – поучительным голосочком пояснила мама.

Семён внимательно, но уважительно, посмотрел на нож и бережно положил его на стол до следующего подходящего случая.

Как видите, уважаемый читатель, каждый из действующих лиц получил ОПЫТ:

  • Ребёнок САМ понял некую опасность ножа, и ОПЫТ не только обращения с ним, но и ОПЫТ размышления, интуитивного анализа и подсознательного умозаключения.
  • Мама получила ОПЫТ общения и взаимодействия с ребёнком, проявляя УВАЖЕНИЕ к природной любознательности и попытки подражания действиям взрослых. Его папа работает механиком-водителем, и потому он часто ремонтирует свой автомобиль, где частенько нож – это первая необходимость.
  • Взрослые, которые проявили огромное ТЕРПЕНИЕ при наблюдении за действиями ребёнка, делая вид, что заняты важным делом.

Третий момент – ребёнок не только в действиях подражает взрослым, также он подражает и мыслительно-речевой деятельности. Не вдаваясь в подробностях конкретных ситуаций, я представлю технологию формирования мыслительной речи из опыта работы с детьми дошкольного возраста.

ТЕХНОЛОГИЯ

Формирования мыслительной речи

1-ый этап – формирование умения грамматически правильно изменять названия предметов, явлений, процессов, событий, растений, животных, рыб, птиц, профессий, образовывая отдельные трудные формы слов: научных понятий, категорий (обобщающих слов).

2-ой этап – формирование умений согласовывать слова (на материале конкретной энциклопедии или сказки, рассказа, стихотворения, которые ребёнок выбирает сам):

  • В женском, мужском и среднем родах.
  • В единственном и во множественном числах. Например: лошадь → жеребёнок → табун лошадей.
  • В именительном, родительном, дательном, винительном, творительном и предложном падежах.

3-ий этап – формирование умений правильно употреблять существительные с предлогами: в, на, под, за.

Сегодняшнюю статью я закончу народной пословицей - Малые дети не дают спать, а большие не дают дышать.

ДЕРЗАЙТЕ!!!