Школьная этнодидактика — модель образования

Несомненно, школьная этнодидактика на психологической основе представляет собой модель, которая содержательно модернизирует систему школьного образования.

 Будущее определяется опытом прошлого

Я. Корчак

Почему школьная этнодидактика на психологической основе представляет собой

содержательную модернизацию системы школьного образования?

Изменение задач школы и роли учителя

Попробую перечислить ключевые проблемы, ведущие к изменениям, как задач школы, так и роли учителя в процессе школьного обучения.

  1. ориентация на социализацию личности школьника;
  2. возрастает риск образовательной среды внутри школы и вне её;
  3. ухудшение здоровья школьников;

Впрочем, роль учителя меняется из позиции единственного носителя информации в позицию управленца образовательным процессом на личностном уровне.

Ни для кого не ново, что неуправляемые информационные потоки в социуме оказывают негативное влияние на психику и сознание детей.

Кроме того, сегодняшнему педагогу необходимо владеть современными технологиями личностно-интеллектуального процесса самообучения, определяющими новые параметры школы XXI века.

Приоритет антропоцентрического подхода к процессу обучения

Как и следовало ожидать, учебно-воспитательный процесс обучения, по сути своей, только на словах связан с антропоцентрическим подходом к процессу обучения и воспитания детей и молодёжи.

В этой связи становится наиболее актуальной проблема организации личностно-интеллектуального процесса самообучения, в котором центральное место должна занимать креативно мыслящая самообучающаяся личность школьника, ориентированная на саморазвитие.

В результате расстановки приоритетов современному педагогу необходимо:

  1. сформировать в себе способность видеть многообразие личностей школьников,
  2. учитывать социокультурный опыт приобретения знаниевых компетенций каждого ребёнка,
  3. учитывать динамику возрастного развития, с которой связаны личностные особенности различных контингентов детей:

а) одарённых,

б) девиантных,

в) делинквентных,

г)  с ограниченными возможностями здоровья,

д) с задержками в развитии.

6 критериев современного учителя

учительСледует особо отметить, что данные критерии были мной разработаны на основе исследований педагогов и школьников Хатангской средней школы-интерната в 2007 году.

1. Умение организовывать урок в парадигме когнитивно-образовательной деятельности.

2. Знание типологии детских проблем.

3. Умение работать с неоднородной категорией школьников.

4. Владение психологической культурой коммуникации для организации коммуникативно-регулятивного сотрудничества.

5. Умение работать в команде педагогов, родителей, потому что коммуникативно-регулятивное сотрудничество служит гарантом УСПЕХА всех субъектов когнитивно-образовательной деятельности.

6. Владение здоровьесберегающими технологиями.

Вышеописанные критерии современного учителя никак не идут в разрез с компетенциями современного учителя, что очень радует.

5 компетенций современного учителя

shkolnyj-urokКомпетенции современного педагога наглядно и доступно описал В. В. Рубцов:

1. Способность организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами.

2. Готовность применять утверждённые стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи.

3. Способность осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики.

4. Способность рефлексивно относиться к способам и результатам своих профессиональных действий.

5. Способность осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей.

В контексте вышеизложенного рассмотрим профессиональные качества современного учителя, описанных в статье В. В. Рубцова.

9 профессиональных качеств современного учителя

shkola-internat1. Знание феноменологии и закономерностей психической регуляции поведения и развития школьника в разные возрастные периоды.

2. Умение выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учётом зоны ближайшего развития.

3. Умение использовать научно обоснованные методы и технологии.

4. Умение организовать и проектировать межличностные контакты, общение (в том числе и в поликультурной среде) и совместную деятельность взрослых и школьников.

5. Готовность использовать инновационные обучающие технологии с учётом задач каждого возрастного этапа.

6. Способность разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения школьника.

7. Способность проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков.

8. Способность осуществлять психологическую коррекцию педагогического процесса.

9. Способность консультировать педагогов, администрацию, воспитанников/учащихся по вопросам оптимизации учебного процесса.

Вследствие сказанного можно сформулировать некие ориентации современного учителя:

  1. Формирование знаниевых компетенций личности школьника в ходе когнитивно-образовательной деятельности.
  2. Саморазвитие личности школьника в личностно-интеллектуальном процессе самообучения.
  3. Учёт возрастных, индивидуальных, этнических особенностей личности школьника.
  4. Адресная помощь личности школьника в решении актуальных задач:

а) самообучения,

б) саморазвития,

в) индивидуализации,

г) социализации в условиях школы и вне её.

Все эти моменты послужили доказательством комплекса рабочих гипотез в ходе полевых исследований школьников на материалах этнодидактического пособия самообучения математике в неоднородных социокультурных условиях Таймыра.

Ниже мы остановимся на структурно-содержательной характеристики учебного этнодидактического пособия по математике «Занимательная математика для северян».

Структурно-содержательная характеристика этнопособия

мои дипломы-7Этнопособие призвано не научить математике, а показать технологию самообучения детей математикой.

В таком случае, осознание математических знаний в этнодидактическом пособии совершается:

  1. через осознание контекста жизненных ситуаций.
  2. результат усвоения математических знаний является сознательной целью личности школьника.

Таким образом, личностно-мотивационный план действий затрагивает непосредственно предметно-смысловое содержание математических знаний.

Более того, математические знания, данные в этнодидактическом пособии, являются глубочайшим личностным переживанием школьника, потому что у него происходит глубокое активное познавательное проникновение в объективную действительность.

Между тем, культурный контекст этнодидактического пособия для школьников иных этнических групп раскрывается перед ними в новых связях и в новом содержании.

Таким образом, в процессе мышления познаваемый объект:

  1. включается во все новые связи,
  2. выступает во всё новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях и понятийных характеристиках;
  3. из объекта как бы вычерпывается всё новое содержание.
  4. осознанный и неосознанный, сознательный и несознательный характер какого-нибудь акта существенно определяется тем, ЧТО именно в нём осознаётся.

Преимущества этнопособия

обложка этнопособия 001Важно заметить, что этнопособие помогает школьнику осознать:

  1. объективную, общественную значимость своих целей;
  2. личностную значимость мотивов;
  3. умение руководствоваться мотивом на пути к достижению цели.

В результате самообучения на материалах этнодидактического пособия  школьники становятся сознательными. Вот почему первая часть деятельности обозначается словом «когнитивная», потому что активность личности школьника определяется её сознанием.

Более того, когнитивно-образовательная деятельность и есть та самая активность, которую проявляет личность школьника, способной осознать объективную, общественную значимость своих личностно-интеллектуальных целей и мотивов и руководствоваться в ходе всей своей знаниево-мыслительной деятельности.

Непосредственно в кризисный момент возрастных изменений у подростка появляется возможность и необходимость:

  1. самопознания,
  2. самосознания,
  3. самоотчёта в целях самоконтроля.

Единство сознания и деятельности школьника

image (32)В дополнение к этому нужно отметить, что содержание и смысл сознания личностно-интеллектуального процесса самообучения определяется контекстом жизни – реальными жизненными отношениями, в которые включёны:

  1. сознание личности школьника, которое представляет собой некий идеальный план действий;
  2. дела и поступки личности школьника, которые оцениваются как проявление поведения, представляющее собой материальный план действий;
  3. умения взаимодействовать со сверстниками.

Таким образом, единство сознания и деятельности личности школьника основывается на единстве сознания и действительности.

Общеизвестно, что объективное содержание этого единства опосредует сознание с помощью речи на единстве субъекта и объекта. Субъектом, в нашем случае, является личность школьника, познающая окружающую действительность, а объектом будут те самые конкретные предметы, явления, процессы и события, которые она исследует, изучает, познаёт.

Семья — ядро содержания этнопособия

В этнодидактическом пособии самообучения математике ядром познавательного процесса является семья.  

Между тем, семья есть у каждого ребёнка, и она  всегда связана, как правило, с эмоциональным процессом.

Более того, изменение эмоциональное состояние личности школьника является главным психологическим эффектом. Следовательно, необходимо пояснить следующее, что:

  1. математические понятия  формируются в процессе положительных эмоций (аффекта) – Л. С. Выготский.
  2. восприятие и усвоение математических понятий базируются на всякое психическом образовании:

а) чувственный образ вещи. Например, рыбный холодец, юкола, рыбный пирог и т.д.

б) чувство радости, удовлетворения и т.д.

Иначе говоря, интеллектуальная программа «Ситуативная конкретика» этнодидактического пособия стимулирует формирование и развитие психических процессов, взятых в их конкретной целостности.

Таким образом, школьники через конкретные математические знания отражают и свое отношение к окружающей действительности:

  1. к природным явлениям: гром и молния, дождь и снег и т.д.;
  2. к житейским событиям;
  3. к людским отношениям.

Следует отметить, что схема самообучения по «ситуативной конкретике» составлена по аналогии со схемой С. Л. Рубинштейна:

  1. сенсорное восприятие какого-нибудь внешнего раздражителя →
  2. восприятие предмета или ситуации →
  3. мышление ребёнка в его связях и взаимоотношениях.

Безусловно, необходимым условием всякого осмысленного, разумного действия является учёт независимых свойств той ситуации, в которой оно совершается. Поэтому это осмысленное, осознанное  действие обязательно исходит из восприятия личностью школьника этой ситуации. Естественно, в той или иной мере определяется индивидуальным восприятием школьника.

Результаты полевых исследований школьников

e22b205864d030c99beab2693d80e237-650x613Обобщая имеющиеся на сегодняшний день результаты полевых исследований на Таймыре, особо следует выделить следующие моменты:

  1. цели,
  2. ключевые вопросы содержания и структуры этнопособия,
  3. задачи исследования,
  4. положения (идеи) этнодидактического пособия самообучения математике,
  5. практическая значимость этнопособия,
  6. форма организации личностно-интеллектуального процесса самообучения,
  7. дидактические принципы этнопособия,
  8. технологический механизм самообучения.

Цель — разработать этнопособие в логической связности смыслового содержания учебного материала.

Это значит:

  1. формирование соответствующих умений и навыков,
  2. более глубокое осмысление и осознание знаний в процессе когнитивно-образовательной деятельности,
  3. жизненно мотивированная направленность КОД на другие практические цели,
  4. приобретённые знания включены в социокультурный контекст.

Сформулирует ключевые вопросы содержания и структуры этнопособия:

  1. Каково его познавательное значение для школьников?
  2. Имеет ли неравноценность в познавательном процессе элементарный мыслительный акт, посредством которого школьники разрешают встающие затруднения перед ними?
  3. Какова система мыслительных операций, посредством которой они разрешают ту или иную ситуативную познавательную проблему?
  4. Каков уровень обобщений у школьников?
  5. Насколько глубоко познавательная мысль школьников переходит от явления к сущности?
  6. Почему математические как научно-фундаментальные понятия школьной программы школьником не осознаны?
  7. Как эти научные, математические понятия приобретают осознанность?

Прочитав этот список вопросов, можно определить траекторию саморазвития личности школьника.

Иными словами разработать транзитную карту саморазвития, самоутверждения, самореализации личности школьника.

ДЕРЗАЙТЕ!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.