Сигнальный базис интеллекта

Сигнальный базис интеллекта — это интеллектуальная программа «Опорные сигналы», в содержании которой особо акцентируется внимание на опорных речевых элементах.

... структура языка определяется структурой мышления

Джон Р. Андерсон

В данной статье речь пойдёт об интеллектуальной программе этнодидактического пособия самообучения математике, а именно об «Опорных сигналах».

Интеллектуальная программа «Опорные сигналы»

Брошюра «ОПОРНЫЕ СИГНАЛЫ» содержит в себе 17 циклов этнодидактического пособия самообучения математике «Занимательная математика для северян».

Итак, остановлюсь на содержании интеллектуальной программы этнопособия «Опорные сигналы», в которой важными моментами являются опорные речевые элементы, когда правое полушарие «лепит» образ.

Иными словами, перевод информации в образы формирует образную память, при этом не теряя из виду смысловую (логическую) память, то есть:

  • Логическое осмысление содержания познавательного материала.
  • Систематизацию.
  • Выделение главных логических компонентов информации.

Интеллектуальная программа «Опорные сигналы» (ОС) - это кодировка новых:

  • математических понятий,
  • правил,
  • алгоритмов решения.

Каждый опорный сигнал — это знак, в котором закодирована, зашифрована, абстрагирована определённая информация.

Это фрагменты интеллектуальной программы «Ситуативная конкретика», схематично представленные в виде:

  • формальных мыслительных операций, которые необходимо выполнить для освоения нового теоретического материала.
  • Решения конкретной текстовой задачи.

Принцип «Опорных сигналов» – вижу и говорю, вспоминая (припоминая). Правое полушарие «лепит» образ, а левое полушарие подыскивает для него словесное выражение.

Цель «Опорных сигналов» заключается:

  • Визуализация речевого мышления и мыслительной речи,
  • Умение школьников абстрагироваться от жизненной ситуации путём схем, знаков, рисунков и т.д.

Психологическая установка интеллектуальной программы «Опорные сигналы» — это кодировка и расшифровка содержания информаций, полученных в «ситуативной конкретике» через рефлексию.

Психологическая этнодидактическая особенность интеллектуальной программы «опорные сигналы» — кодировка новых математических понятий, правил, алгоритмов решения.

В этом смысле схема является конечным этапом интеллектуализации образа и играет в мышлении значительную роль, потому что дополняет и объясняет (антиципирует) в сознании ещё не развёрнутую систему мыслей.

Чрезвычайно важным компонентом в интеллектуальной программе «Опорные сигналы» является схема, в которой информационная абстракция из «ситуативной конкретики» расшифровывается с помощью речи, слова, поскольку слово является носителем (средством) интеллектуального содержания мысли в понятиях.

По существу, слово является:

  • Формой мысли.
  • Наглядным чувственным представлением.

В то же время, интеллектуальные программы «Ситуативная конкретика» и «Опорные сигналы» образуют теснейшее гармоничное сплетение логического мышления в понятиях с наглядным содержанием.

Потому что житейская ситуация, по сути своей, образует чувственно-наглядную основу логического речевого мышления, которое и является абстрактным.

Легко видеть, что в восприятии речи соблюдается некая уровневая структура:

  • Анализ и синтез звуков.
  • Понимание речи, которое характеризует анализ и синтез сигнальных, смысловых сторон речи.

Как известно, существуют различные виды речи:

  1. Речь жестов (мимика и пантомимика).
  2. Звуковая речь.
  3. Письменная речь:
  • Деловая.
  • научная, более безличная, направленная на передачу более отвлечённого содержания.
  1. контекстная речь, требует особенной продуманности, плановости, сознательности, требует более систематического, логически связного изложения;
  1. Устная как разговорная речь,
  2. Речь-беседа в условиях непосредственного контакта с собеседником, рождается из непосредственного переживания, регулирование речи говорящего со стороны собеседника или слушателя, ораторское выступление, доклад, лекция;
  3. Внешняя речь.
  4. Речь внутренняя, которая посвящена:
  • Размышлению.
  • Рассуждению.
  • Аргументации.
  1. Эмоционально насыщенная речь, которая отображает структуру речи, сложившуюся в процессе общения и взаимодействия.

Школьная этнодидактика представляет собой конгломерат этнической культуры, который будет способствовать осознанному, осмысленному восприятию информационной абстракции в школьных учебниках.

Легко заметить, что в долганской, как и в любой другой этнокультурной лексике, преобладает многозначность долганских слов.

Надо полагать, что в речи отлагаются и запечатлеваются формы мышления определённой этнической культуры. Более того, соответствующие формы речи, возникшие и закреплённые в этнической речи, как правило, неизбежно расходятся с мышлением носителей других этнических культур.

Смею заметить, что живой этнокультурной речью личность ребёнка овладевает в процессе жизненно мотивированной активности в общении с окружающими людьми, а русскую речь школьники изучают в процессе школьного обучения.

Вот здесь то и начинаются детские беды, когда одни и те же предметы, явления, процессы и житейские ситуации по разному называются. Поэтому для ускорения понимания русских слов ребёнку из этнокультурной среды необходимы не словесные объяснения, а иллюстративные фотографии или рисунки.

Кроме того, чтобы овладеть языковыми навыками русской речи в совершенстве, личности ребёнка необходимо обучаться в полиактивной социокультурной школьной среде, чтобы язык был не просто выучен, а в процессе употребления русских слов.

Легко видеть, чтобы удовлетворить реальные потребности педагога в донесении до школьников тему урока, необходимо ему математические понятия включить в знакомые ситуации жизнедеятельности личности ребёнка.

Хочется особо подчеркнуть, что речевая деятельность личности любого ребёнка связана с работой больших полушарий головного мозга.

Общеизвестно, что левое полушарие является ведущим в речевой деятельности (М. В. Гамезо, И. А. Домашенко, 2006, с. 96).

Детская способность мыслить означает то, что личность ребёнка проявляет когнитивную активность в образовании конкретных знаний, возникающих в процессе запоминания и решения проблемы.

Значит, если личность ребёнка из этнокультурной среды будет иметь достаточный объём запаса слов русского языка, то её логика включится в мыслительный процесс автоматически.

Потому как логика мышления личности ребёнка уже сформирована этнической культурой мышления, поведения и внешними экстремальными природно-климатическими условиями среды проживания и выживания.

Этот ключевой момент детского саморазвития и разрешит то противоречие, о котором пишут и говорят на конференциях исследователи, утверждающие об отсутствии у северян логики.

Как ни странно, факт их выживания в экстремальных условиях жизнедеятельности показывает и доказывает обратное. Доказательством наличия логики у северян является, например, чум, которому не страшны ураганы, а вот грузовики, палатки, сотворённые людьми с логическими способностями (левополушарниками), почему-то ураган переворачивает как игрушечные предметы.

Уже этот пример с чумом опровергает утверждение исследователей, считающих северян правополушарниками.

Ни для кого не секрет, что нет в природе только левополушарников или правополушарников, потому как всё в жизни относительно.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.