Ситуация свободы выбора личности ребёнка, как правило, пугает школьного учителя своей непредсказуемостью её мыслительно-речевой и интеллектуальной деятельности, потому что сознание учителя не готово ориентироваться в «зоне турбулентности».

Что бы сделал школьный учитель в ситуации свободы выбора?

Природная любознательность

Природную спонтанную любознательность ребёнка он принял бы за бардак, отсутствие дисциплины, а в школе такого не должно быть.

Он тут же  авторитарно и повышенным тоном посадил бы всех детей на место. Дети должны знать, кто в доме ХОЗЯИН.

опять двойкаК большому сожалению, сила воздействия школьного учителя на ребёнка чаще противостоит праву личности ребёнка свободно развиваться. Как ни странно, но почему-то монтессоровское понятие «свобода» многие воспринимают как вседозволенность, беспорядок, хаос в действиях. Но главная ошибка таких рассуждений заключается именно в том, что о свободе личности ребёнка можно говорить только тогда, когда логически правильно организована интеллектуальная среда, где мысли ребёнка не должны быть «загнаны» в пробирку запрета.

мученик-школьникНичто так не организует умственный (интеллектуальный) порядок в голове ребёнка, как функциональный порядок в среде. Такой порядок имеется  в балке, чуме у тундровиков,  в яранге у кочевников. Именно так организованная личностно-интеллектуальная среда способствует достижению внутреннего равновесия при помощи любви, признательности и доверия, при помощи очарования красоты, чувства гармонии и душевного покоя в физическом, интеллектуальном и моральном отношениях.

Смотри на меня! Слушай меня! Делай, как я!

Учитель прервал бы когнитивно-образовательную деятельность детей, чтобы навязать учебную деятельность – смотри, слушай и делай, как я.

И такими действиями учитель грубо нарушает внутреннее единство личности ребёнка с самим собой и согласия с окружающей реальностью.

Дисциплина и порядок

Школьный учитель считает, что заниматься математикой, прописью, русским языком, развитием речи, чтением надо заниматься в строго отведённое время, а иначе не будет дисциплины. Между тем, нет ничего важнее формирования самодисциплины.

Иди за родителями!

Выставил бы ребёнка за дверь.

Несомненно, в ходе свободной когнитивно-образовательной деятельности личности ребёнка вырабатывается привычка быть самостоятельной в суждениях, в принятии собственных  решений. Следовательно, сознательная жизнь внутри личности ребёнка проявляется в собственной самостоятельности в объективной реальности.

Кроме того, свобода развития личности ребёнка заключается в том, что перед ней не ставится внешняя (педагогическая) цель деятельности, а во главу угла фокусируются его собственные потребности в познании.

Ниже представлено видео, которое подтвердит вышесказанные утверждения. «Школьная неуспешность» ребёнка глазами Л.А. Ясюковой.