СЛОВАРЬ-РУКОВОДСТВО

Словарь-руководство является, своего рода, компасом в концептуальной научно-понятийной ориентации в ПСИХОЛОГИИ ШКОЛЬНОЙ ЭТНОДИДАКТИКИ как научно-практической базы

Школа через несколько лет, возможно,

станет пространством

для работы лучших психологов

Мария Монтессори

Зачем нужен этот словарь-руководство?

Тезаурус с дефинициями, которые используются для грамотно выстроенной стратегии детского саморазвития

Словарь-руководство является тезаурусом дефиниций ПСИХОЛОГИИ ШКОЛЬНОЙ ЭТНОДИДАКТИКИ.

Рассмотрю кратко только ключевые проблемы, которые сподвигнули меня к написанию и составлению словаря с особенностью руководства в действиях для управления процессом детского саморазвития.

Первый момент - существуют словари с авторским раскрытием понятий конкретной теории, но нет технологий, конкретных методик, позволяющих читателю убедиться в содержании этих понятий.

Второй момент — есть конкретные теории, но нет интеграции, способствующей личности любого возраста хоть как-то сориентироваться в информационном мире предметов, явлений, процессов и межличностных отношений.

Думаю, достаточно этих двух моментов для образного представления словаря-руководства.

ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ!

Душа каждой личности ребёнка блистает белизной голубей

УСПЕХ детского саморазвития зависит от множества разнообразных факторов:

  • Разработки и проработки структуры и содержания личностно-интеллектуального пространства детского саморазвития.
  • Времени затраченного на его создания.
  • Таланта педагога и родителя, в качестве главного помощника.

Но большую часть успеха детского саморазвития составляет УНИКАЛЬНОСТЬ ребёнка.

Именно уникальность позволяет выделить личность ребёнка среди бесчисленного множества других уникальностей, а талантливого педагога и родителя, единственного в своём роде, среди десятков тысяч педагогов и армии родителей.

Будучи уникальной, любая личность ребёнка обречена на УСПЕХ, даже, невзирая на то, кто в неё верит и помогает найти путь истинный.

Легко заметить, что придание уникальности личности наших детей, к счастью, личностно-интеллектуальная среда самообучения предоставляет огромное количество дидактических материалов, инструментов для ускорения детского саморазвития.

Разумеется, в нашем распоряжении как традиционные, так и инновационные методы, методики и формы детского саморазвития.

Хочу заострить Ваше внимание, уважаемый читатель, что в данном словаре-руководстве я рассматриваю авторские методики, технологии по принципу «ФИЛЬТРА», помогающие изменить личность ребёнка, согласно природным законам саморазвития.

Сейчас я не буду затрагивать тему отбора методик, методов, форм и технологий по принципу «Фильтра», и советовать, какие из них лучше использовать – к этому каждый педагог или родитель придёт со временем САМ.

Я же остановлюсь только на базовом наборе методов и технологий по принципу «Фильтра», с помощью которого, впрочем, можно также неплохо измениться, совершенствуясь профессионально, и изменить своё финансовое состояние.

Итак, перед Вами личностно-интеллектуальная среда самообучения, уже знакомая по моим статьям, чек-листам и электронным книгам.

Как Вы заметили, необходимо в первую очередь подготовить личность ребёнка, с которой Вам предстоит взаимодействовать и общаться.

Для этого Вам предстоит воспользоваться «оглавлением» словаря-руководства в качестве навигационного управления и ориентации в словаре. Найдите в «оглавлении» нужное понятие, определяющее тему Вашего поиска и откройте его, кликнув левой кнопкой мыши двойным щелчком.

Если в какой-то момент Вы поймёте, что авторских методик-фильтров Вам не хватает, то расширить их ассортимент Вы сможете, воспользовавшись Вашим собственным педагогическим опытом и чутьём.

Легко увидеть, что при внимательном просмотре «оглавления» словаря-руководства, Вы обнаружите методики, технологии довольно обширные по своему содержанию и лаконичные по логической структуре, которые заслуживают отдельного рассмотрения.

Дело в том, что несмотря на такие принципиальные отличия методик, технологий, дидактических материалов, работа с ними имеет чёткую структуру действий и единственную цель – детское саморазвитие.

Как видите, в нашем распоряжении всего лишь 3 момента:

  • Количество возрастных периодов-уровней. Возрастной период отвечает за уровень сложности личностно-интеллектуального саморазвития ребёнка. Чем обширнее окажется проблемная зона саморазвития личности ребёнка, тем детализированной будет педагогическая деятельность.
  • Простота определения границ возрастной периодизации детского развития. Второй момент отвечает за детализацию педагогических, дидактических и психологических методик. Чем богаче будет содержание социокультурного опыта личности ребёнка, тем будет меньшее количество набора методик детского саморазвития.
  • Чёткость их отличий. Наконец, третий момент отвечает за ускоренное продвижение личности ребёнка по ступенькам возрастного саморазвития.

Теперь Вам остаётся только пройтись по «оглавлению», как по лабиринту насущных проблем детского саморазвития, и сохранить спокойствие мамонта, потому что для такой сложной жизненной проблемы, как детское саморазвитие, надо иметь разум мудреца и терпение разведчика.

На основе полученных знаний, Вы сможете пользоваться абсолютно любым «фильтром» взаимодействия и общения со своим ребёнком как уникальным божьим созданием.

А теперь я представлю Вашему взору «оглавление» словаря-руководства.

Читайте, если хватит терпения.

Сразу предупреждаю о том, что Ваш мозг окажется в зоне турбулентности. Надевайте шлем для его сохранения, чтобы не растерять при взрыве.

Научно-понятийный аппарат концепции

ПСИХОЛОГИЯ

ШКОЛЬНОЙ ЭТНОДИДАКТИКИ

МЕТОДИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

 Оглавление

А

  1. Адаптивная функция личностно-интеллектуального пространства детского саморазвития.
  2. Активизация мыслительной речи.
  3. Актуальные причины.
  4. Антропоцентрический подход к процессу самообучения и саморазвития детей и молодёжи
  5. Арифметика школьной этнодидактики.

Б

  1. Базовые аспекты детской решительности
  2. Базовые навыки самообучения
  3. Базовые принципы коммуникативно-регулятивного сотрудничества
  4. Базовые принципы модели детского саморазвития
  5. Базовые условия динамики саморазвития СОЛ
  6. Базовые условия формирования СОЛ
  • Базовые условия понимания
  • Базовые факторы выживания
  • Базовые этапы КОД личности ребёнка
  1. Беспорядок в психике

В

  • Вектор самообразования и саморазвития.
  1. Векторы детского саморазвития
  • Взаимодействие. Партнёрство. Общение.
  • Виды речевого высказывания.
  1. Влияние коммуникативно-регулятивного сотрудничества
  • Внеречевые факторы сообщения.
  1. Внеязыковые факторы.
  2. Внутренняя речь
  3. Возрастная периодизация саморазвития
  4. Волевые усилия
  5. Воля
  6. Воля как ключевое условие детского саморазвития
  7. Воображаемая сюжетно-ролевая ситуация
  8. Высказывание

Г

  1. Географическая мобильность
  • Грамматические коды языка

Д

  1. Двусубъектность самообучающейся личности педагога
  2. Декодирование сообщения
  3. Декодирование значений предложения
  4. Детская психика
  5. Детское взаимодействие
  6. Детская память
  7. Деятельностная самооценка личности ребёнка.
  8. Дидактика самообучения детей дошкольного возраста.
  9. Динамика возрастного саморазвития
  • Динамика условий саморазвития СОЛ
  1. Доказательства эффективности метода тройного стимула
  2. Действие
  3. Думать.

Ж

  1. Житейский социокультурный опыт

З

  1. Задача личностно-интеллектуального процесса самообучения личности школьника
  2. Задача
  3. Задачи этнодидактического пособия самообучения
  4. Закон
  5. Закон построения слова.
  6. Закон построения языка
  7. Знаниевые компетенции школьников из этносреды
  8. Знаниевые компетенции
  9. Знаниево-мыслительная активность.
  10. Знаниево-мыслительная деятельность.

И

  1. Идеализированные элементы реальной трёхмерной фигуры в понятиях
  2. Индивидуализация.
  3. Интеграция программы школьного обучения и социокультурного опыта личности ребёнка
  4. Интеллект
  5. Интеллектуальные новообразования
  • Интеллектуальное саморазвитие
  1. Интеллектуальная компетентность
  2. Интеллектуальное поведение – продукт длительного детского саморазвития
  3. Интеллектуальная программа «Ситуативная конкретика»
  4. Интеллектуальная преемственность
  5. Интерес: динамика развития, распада, перемещения
  6. Интернатная система воспитания
  7. Инициативность

К

  1. Как возникает интеллектуальная деятельность
  2. Как сохранить семью?
  3. Какие результаты показал Таймырский эксперимент?
  4. Качество самообучения
  5. Качества технологии самообучения
  6. Качественное обогащение приёмов логического мышления СОЛ
  7. Ключевые особенности СОЛ
  8. Ключевые условия проявления СВОБОДЫ мыслительной деятельности
  9. Когнитивная активность СОЛ
  10. Когнитивно-образовательные способности СОЛ
  11. Когнитивно-образовательная деятельность.
  • Когнитивные процессы
  1. Коммуникативно-регулятивное сотрудничество
  2. Компетентность
  3. Компетентность самообучающейся личности школьника
  4. Корректная самооценка личности ребёнка
  5. Креативность личности ребёнка
  6. Критерии и компетенции настоящего педагога
  7. Когда ребёнок САМ обучается?
  8. Когнитивно-образовательная деятельность СОЛ
  9. Когнитивно-образовательная деятельность личности ребёнка
  • Когнитивное саморазвитие ребёнка дошкольного возраста
  1. Когнитивное саморазвитие ребёнка
  2. Когнитивные новообразования
  3. Когнитивная арифметика –
  4. Когнитивная геометрия —
  5. Кодирование мысли в речевом высказывании
  6. Коллективное восприятие информации
  7. Комплексное саморазвитие ребёнка
  8. Коммуникативно-регулятивное сотрудничество.
  9. Коммуникативный аспект этнопособия
  10. Конкретная практическая интеллектуальная деятельность

Л

  1. Личность ребёнка
  2. Личностные новообразования
  3. Личностное саморазвитие
  4. Личностно-интеллектуальный процесс самообучения
  5. Личностно-интеллектуальное пространство саморазвития
  6. Личностно-интеллектуальная среда самообучения
  7. Личностные качества СОЛ
  8. Личностная преемственность
  9. Личностный треугольник самообучения, саморазвития и самореализации
  10. Логическая память –
  11. Логико-грамматические формы языка как системы кодов.
  12. Любознательность
  13. Любопытство

М

  1. Мастерство грамотно мыслить
  2. Математическое мышление
  3. Математическая целостность восприятия окружающей действительности.
  4. Матрица качества мышления
  5. Матрица образов
  6. Матрица поведения
  7. Матрица социокультурного опыта
  8. Матрица языка
  9. Межвозрастная преемственность поколений
  10. Междисциплинарный интеллект
  11. Межкультурная коммуникация
  12. Метод тройного стимула
  13. Методы личностного саморазвития
  14. Методы формирования СОЛ
  15. Методика письма
  16. Методика «Следопыт».
  17. Модель когнитивной деятельности школьников
  18. Мотив высказывания
  19. Мотив
  20. Мотивация
  21. Мотив высказывания
  22. Мысль
  23. «Мысль совершается в слове»
  24. Мыслительная деятельность личности ребёнка
  25. Мышление личности ребёнка
  26. Мышление
  27. Мыслительная речь
  28. Мыслящая личность ребёнка
  29. Мыслительная деятельность
  30. Мудрец

Н

  1. Навыки самообучения математике
  2. Наглядность и иллюстрация как визуализация информации
  3. На что это похоже?
  4. Низкая мотивация к учению
  5. Новообразование
  6. Новообразования как качественные изменения в ЛИПС

О

  1. Обобщённый состав компетенции
  2. Образовательная стратегия этнодидактического пособия самообучения математике
  3. Образовательные стадии восприятия
  4. Операции умозаключения
  5. Опыт неудач, ошибок и потерь
  6. Ориентации настоящего учителя
  7. Осмысленные синтагмы
  8. Основные проблемы учебно-воспитательного процесса школьного обучения
  9. Основные условия личностно-интеллектуальной активности ребёнка
  10. Основа рассуждения
  11. Основные виды высказывания
  12. Особенности самообучения
  13. Ответственность детей перед родителями
  14. Ответственность личности ребёнка
  15. Ощущение

П

  1. Педагог-стратег
  2. Педагогические проблемы
  3. Переход от конкретики к абстракции
  4. Письменная речь
  5. Письменный текст
  6. Поддержка свободы выбора
  7. Познание
  8. Показательные ориентиры самообучения
  9. Понимание устного высказывания
  10. Понимание
  11. Понимание незнакомого письменного текста
  12. Понимание смысла сообщения
  13. Понимание способствует формированию логической памяти
  14. Последовательность мыслительно-деятельностной технологии усвоения новых знаний
  15. Последствия педагогических ошибок
  16. Поток
  17. Почему дети не умеют играть
  18. Почему таёжник и тундровик не понимают друг друга
  19. Пошаговая методика письма
  20. Поэтапный способ перехода от конкретного к абстрактному мышлению
  21. Поэтапность самообучения личности ребёнка
  22. План
  23. Плотность когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности дошкольника
  24. Предложение
  25. Преимущества личностно-интеллектуальной среды самообучения
  26. Преемственность в трёх аспектах
  27. Привычка
  28. Примеры из педагогической практики
  29. Принципы самообучения личности школьника
  30. Принцип самоопределения и саморазвития
  31. Принципы психологии школьной этнодидактики
  32. Принцип психологии школьной этнодидактики – прояснение непонятных слов.
  33. Причины отсутствия грамотной организации коммуникативно-регулятивного сотрудничества
  34. Причины «школьной неуспешности»
  35. Причинно-следственная связь
  36. Проблемные аспекты личностно-интеллектуального процесса самообучения
  37. Продуктивные методы сотрудничества с ребёнком
  38. Продуктивное мышление
  39. Проектирование
  40. Произвольное внимание
  41. Простые высказывания
  42. Профессиональные качества настоящего педагога
  43. Процесс
  44. Процесс понимания
  45. Процесс решения задач
  46. Процессы размышления, рассуждения
  47. Проявление личностной преемственности
  48. Психика
  49. Психика определяет структуру мышления личности ребёнка
  50. Психическая функция
  51. Психолого-дидактические ориентиры ЛИПС
  52. Психология школьной этнодидактики
  53. Психологический аспект этнопособия
  54. Пять положений этнодидактической модели самообучения
  55. Пять способов регуляции собственным поведением

Р

  1. Равнодействующая сил самообучающейся личности
  2. Развёрнутая речь
  3. Развитие
  4. Разумность
  5. Рефлексивная культура самообучения
  6. Речь
  7. Речевое или вербально-логическое мышление
  8. Речевое мышление
  9. Речевое мышление личности ребёнка
  10. Решение арифметических задач
  11. Родительская ошибка.
  12. Роль родного языка в саморазвитии личности ребёнка

С

  1. Самодеятельность
  2. Самодисциплина
  3. Самообучающаяся личность
  4. Самообучающаяся личность ребёнка
  5. Самообучение
  6. Самообучаемость
  7. Самоопределение
  8. Самоопределение в ЛИПС
  9. Самооценка
  10. Самопознание
  11. Саморазвитие
  12. Саморазвитие через действия в режиме свободного выбора
  13. Самореализация
  14. Саморегуляция —
  15. Самосознание
  16. Самостоятельное проявление мыслительной активности и инициативы
  17. Самостоятельность в собственных решениях и действиях
  18. Самообучаемость
  19. Свобода выбора есть главное условие возникновения мотивации
  20. Свобода разновидности выбора
  21. Свободная творческая активность личности ребёнка
  22. Семантическая память
  23. Семиэтапная логическая цепочка когнитивно-образовательных действий
  24. Семь ключевых слагаемых ЛИПС
  25. Семь ключевых условий успеха педагога
  26. Семь фундаментальных ошибок педагога
  27. Семья
  28. Сензитивный период саморазвития
  29. Сенсомоторные дидактические материалы
  30. Сенсомоторная практика впечатлений
  31. Сильные стороны личности педагога
  32. Сила воли личности ребёнка
  33. Синтагма
  34. Систематизация когнитивных аспектов «самости» в жизни
  35. Слагаемые личностно-интеллектуальной среды САМООБУЧЕНИЯ
  36. Слагаемые школьного образования
  37. Слово
  38. Слова как знаковая система
  39. Смысловые составляющие формирования самообучающейся личности
  40. Современный мир
  41. Сознание возникает из конфликтов
  42. Составление предложения
  43. Сотрудничество как кооперация
  44. Социализация
  45. Социальное воздействие
  46. Социальная природа формирования понятийного мышления
  47. Социальная среда
  48. Социальная ситуация саморазвития
  49. Социально-личностная значимость
  50. Социально-образовательная ситуация
  51. Социокультурная природа логической памяти.
  52. Социокультурный опыт личности ребёнка
  53. Социокультурные факторы саморазвития СОЛ
  54. Союз полярных личностей
  55. Способности
  56. Структурное содержание СОЛ
  57. Структура когнитивно-образовательной деятельности
  58. Структура сознательной деятельности
  59. Субъекты когнитивно-образовательной деятельности
  60. Схема самообучения в интеллектуальной программе «Ситуативная конкретика»
  61. Схема познания
  62. Сюжетно-ролевая ситуация

Т

  1. Творческое мышление
  2. Тексты бывают
  3. Технология деятельностного метода
  4. Технология процесса понимания научного (объяснительного) текста
  5. Технология процесса понимания художественного текста
  6. Технология решения арифметических задач
  7. Технология формирования и развития логической памяти
  8. Технология формирования мыслительной речи
  9. Технология формирования навыков самоорганизации
  10. Технология формирования самодисциплины
  11. Технологии школьного образования
  12. Три группы факторов, вызывающих трудности понимания
  13. Три ключевые причин создания ЛИСС
  14. Три основных видов
  15. Три основных форм поведения
  16. Три составляющих слагаемых ПСИХОЛОГИИ ШКОЛЬНОЙ ЭТНОДИДАКТИКИ
  17. Три условия, влияющие на социокультурный опыт личности ребёнка
  18. Три фактора детского саморазвития
  19. Три фундаментальные причины возникновения преемственности в самообучении
  20. Тундра

У

  1. Удивление
  2. Укрупнение дидактических единиц знаний
  3. Умозаключение
  4. Уровни детского саморазвития
  5. Усидчивость как наличие силы воли
  6. Условия проявления СВОБОДЫ мыслительной деятельности
  7. Успешность ребёнка
  8. Установка
  9. Устная речь
  10. Устное высказывание
  11. Учебная деятельность

Ф

  1. Факторы зависимости самообучения
  2. Факторы при решении задач
  3. Формы речевой деятельности
  4. Формирование лингвистических способностей детей
  5. Формирование личности зависит от культурно-средовых условий
  6. Фундаментальные вопросы саморазвития личности ребёнка
  7. Фундамент дошкольной и школьной Этнодидактики
  8. Функциональные компоненты самоорганизации
  9. Функции языка (по А.А. Леонтьеву)
  10. Функции самообучающейся личности педагога

Х

  1. Характеристика педагога-стратега
  2. Характеристика мышления самообучающейся личности

Ч

  1. Чем угрожает эгоцентризм взрослых?
  2. Четырёхшаговая технология подготовки ребёнка к письму и чтению
  3. Четырёхэтапная технология осознания буквы
  4. ЧТО не учитывается в учебно-воспитательном процессе?
  5. Что дала совместная продуктивная когнитивно-образовательная деятельность взрослых и детей?
  6. Что даёт коммуникативно-регулятивное сотрудничество ребёнку?
  7. Что может быть нагляднее собственного житейского опыта?
  8. Что такое образ?

Ш

  1. Шесть причин, разрушающих семью
  2. Школа
  3. Школьная неуспешность
  4. Школьная дидактика как предмет сотрудничества.
  5. Школьная этнодидактика

Э

  1. Эвристическая беседа запускает механизм РЕФЛЕКСИИ
  2. Этапы осознания опыта самостоятельного приобретения знаний
  3. Этапы формирования практической интеллектуальной деятельности детей
  4. Этапы формирования словесно-логического мышления
  5. Этнические особенности детей Крайнего Севера:
  6. Этнодидактическое пособие самообучения математике
  7. Этнодидактический материал
  8. Этнокультурная среда жизнедеятельности
  9. Этнокультурная среда детского саморазвития

Я

  1. Язык как знаковая система интеграции понятий и их написания
  2. Язык
  3. Языковые синтаксические средства
  4. Языковая компетенция

К сожалению, в момент коррекции всегда происходит добавление с уточнением, поэтому не гарантирую, что в словаре будет только 363 дефиниций с конкретным руководством.

ДЕРЗАЙТЕ!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.