СТРУКТУРА личностно-интеллектуального процесса самообучения состоит из таких базовых элементов, как: стратегия, тактика и результаты самообучения личности ребёнка.
№ п/п | СТРУКТУРА |
СТРАТЕГИЯ процесса самообучения | |
Требования,
заявленные Федеральным государственным образовательным стандартом: 1. Формирование личности дошкольника, школьника – самообучающейся личности ребёнка. 2. Метапредметные и предметные компетенции школьника – интеллектуально-волевые качества за счёт высокой концентрации внимания для формирования когнитивно-образовательных компетенций самообучающейся личности ребёнка. 3. Готовность к саморазвитию в процессе самообучения в ходе коммуникативно-регулятивного сотрудничества педагогов, родителей и детей как триады субъектов когнитивно-образовательной деятельности |
|
Личностно-интеллектуальная среда самообучения:
v Естественнонаучный сегмент развития личности ребёнка – модель объективной реальности; v Сегмент арифметики, математики, алгебры – математическая модель окружающей действительности; v Сегмент геометрии и логики – зрительно-пространственная модель окружающей действительности; v Сегмент грамматики, фонетики, лексики русского языка – вербально-логическая модель окружающей действительности; v Сегмент чтения, развития речи, сюжетно-ролевой ситуации развития личности – культурно-историческая модель окружающей действительности. Вышеназванная среда реализует предметно-содержательную преемственность между дошкольной подготовкой, начальной и средней школой на базе технологии двухэтапного урока, предметно-образовательного содержания, метода тройного стимула. Данная среда способствует формированию и развитию «высших психических функций»: высокой концентрации произвольного внимания (дисциплины ума); речевого (понятийного) мышления и мыслительной (аналитико-синтетической) речи самообучающейся личности ребёнка. |
|
Технология организации и реализации КОД:
1. Диалог педагога и ребёнка, в ходе которого ребёнок выполняет тренировочные упражнения перехода от эмпирики к абстракции. 2. Самоконтроль. |
|
ТАКТИКА процесса самообучения | |
Календарно-тематическое планирование когнитивно-образовательной деятельности детей на полугодие → на неделю → на день:
1. Формирование и развитие «высших психических функций» с помощью сенсомоторных дидактических Монтессори-материалов способствует формированию универсальных учебных действий (УУД) на основе организации личностно-интеллектуального процесса самообучение. Безусловно, логически-смысловая память требует иного запоминания. Схема мыслительной памяти и интеллектуального восприятия Иными словами, «…память становится мыслящей, а восприятие думающим» (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.Ф. Талызина). 2. Предметно-содержательная структура когнитивно-образовательной деятельности личности ребёнка строится с опорой на его сенсомоторный, предметно-числовой, геометрико-алгебраический, спонтанно-логический опыт наблюдения и сравнения предметов, явлений, событий и межличностных отношений в окружающей реальности. 3. Комплекс психолого-дидактических условий самообучения, самообразования и саморазвития в личностно-интеллектуальной модифицированной Монтессори-среде обеспечивает реализацию технологии когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности триады её субъектов на основе принципов психологии школьной этнодидактики: 1-ый принцип – выбор предмета и содержания самообучения личности ребёнка. 2-ой принцип – социокультурный опыт личности ребёнка, на котором основана преемственность дошкольной подготовки систематизирующей познавательный (когнитивный) интерес и потребности ребёнка через сенсорные, эмоциональные впечатления, моторно-двигательной активности ребёнка в возрасте от 3 до 6,5 лет. Природная потребность в исследовании и способность самообучаться закладывает фундамент дальнейшего прогресса в развитии самообучающейся личности школьника. 3-ий принцип – этноязыковое сознание. |
|
3. | РЕЗУЛЬТАТЫ процесса самообучения |
1. Описание плотности когнитивно-образовательной деятельности каждого ребёнка в ходе личностно-интеллектуального процесса самообучения, который представляет собой спираль рефлексии когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности школьника.
2. Анализ каждой части дня. 3. Анализ когнитивно-образовательной деятельности каждого ребёнка. 4. Самооценка. 5. Коррекция |