Три фундаментальные характеристики ЛИПС

Три фундаментальные характеристики личностно-интеллектуального процесса самообучения — это общекультурно-образовательная ТРИАДА, на которой базируется личность.

Человечество любит язык противоположностей

 Джон Дьюи

Три составляющие личностно-интеллектуального процесса самообучения ребёнка играют фундаментальную роль в школьном образовании России.

Представим некую схему  личностно-интеллектуального процесса самообучения, базирующуюся на трёх составляющих образования.

Межкультурная коммуникация

Этнокультурный социум – среда, где ребёнок уже сформировался как личность перед тем, как обучаться в школе.

Надо полагать, что школьная среда — это и есть та среда, в которой детям разной национальности, различных этносов предстоит общаться и взаимодействовать. В данном случае на первый план выходит проблема межкультурной коммуникации, которая базируется:

  • на хорошем знании структуры русского языка и владении им;
  • на общей закономерности этнических языков, которая образует некое ядро для взаимопонимания: жесты, сленги, мимика, мультфильмы и т.д.;
  • на интересе к другой этнической культуре.

Как бы там ни было, сколько бы педагоги не игнорировали, но никак нельзя исключать факт СТРЕССА ребёнка, выросшего в другой этнической культуре.

В новой межкультурной школьной среде личности ребёнка вновь приходится испытывать базовые факторы выживания такие как:

  • страх, как нормальную реакцию организма;
  • физико-географические условия района выживания. Данный фактор особенно актуален для детей из южных широт, которые попали в условия Крайнего Севера;
  • отсутствие активной позиции, которая не может сразу проявиться у детей.

Межвозрастная преемственность поколений

Межвозрастная (межколенная) преемственность, когда:

  • не только педагог, но и все взрослые, окружающие ребёнка должны быть связующим звеном прошлого, настоящего и будущего времени самообразования и саморазвития личности.
  • каждый возраст детского развития прекрасен по-своему и потому надо относиться к нему не как к чему-то ужасному, а как  к старту перед прыжком в новый рубеж саморазвития. И не надо бояться возрастного кризиса, поскольку он и есть главный показатель уже «созревших» особенностей актуального возраста.
  • Для взрослых он является индикатором взросления, потому что каждый родитель взрослеет вместе с ребёнком и этим он должен быть благодарен ему. Потому что, по сути своей, взрослый, а не ребёнок, является дополнением к жизни ребёнка.
  • Возрастной кризис — это тот самый сигнал, предупреждающий родителей и педагогов о необходимости смены методов, форм общения и взаимодействия с ребёнком.

Междисциплинарный интеллект

Междисциплинарный интеллект позволяет воспринимать объективный мир целостно и в динамике его развития. Поскольку междисциплинарный интеллект – это система научных знаний, то он и является основой мировоззрения, миропонимания личности школьника в его целостности.

Уйбача с оленем

УЙБАЧА


м10

МАТЯ

Следует заметить, что в этнодидактическом пособии самообучения математике диалог Уйбачи (брата) и Мати (сестры) подготавливают школьника к осмысленному восприятию содержания математического этноматериала через их активный диалог, который на самом деле является рационально организованным мыслительным актом, когда читатели незаметно для себя включаются в личностно-интеллектуальный процесс самообучения.

К этому следует добавить, что личностно-интеллектуальный процесс самообучения в ходе эксперимента был построен с учётом социокультурного опыта ребёнка, как единства трёх видов опыта (А.Н. Леонтьев):

  • врождённого,
  • индивидуального, надстраивающегося над врождённым,
  • социального.

Таким образом, ещё одно подтверждение тому, что школьник становится значимым для общества, а значит, самообучающейся личностью, имеющей внутреннюю свободу, которую не может иметь ученик. Более того, самообучающаяся личность школьника склонна совершать деятельность экспромтом, когда каждый этап личностно-интеллектуального процесса самообучения реализуется на основе программы, оперативно порождаемой  самой самообучающейся личностью, как деятелем.

Ученик — объект учебно-воспитательного процесса

Излагая эту же мысль другими словами, можно сказать, что ученик в учебно-воспитательном процессе находится в ситуации усвоения, то есть приобретаемый им опыт не открывается им самим, а получается в готовом виде от учителя, как носителя культуры и информации. В то время как самообучающаяся личность школьника находится в ситуации исследования, когда она самостоятельно обрабатывает приобретаемый опыт, добиваясь соответствия его особенностям восприятия, памяти и мышления, исходного уровня знаний и умений для осуществления подготовки всех остальных структурных моментов познавательного компонента усвоения.

Следовательно, поэтапность личностно-интеллектуального процесса самообучения создаёт условия для того, чтобы самообучающаяся личность школьника как субъект познания самостоятельно приобретала определённый опыт.

Социализация личности ребёнка

Более того, в личностно-интеллектуальном процессе самообучения должна учитываться социализация. Социализация — это освоение социальных норм  и ролей, приобретения социальных установок самообучающейся личности. Между тем, социокультурная адаптация самообучающейся личности ребёнка формирует её социальный и национальный характер. Потому что личность ребёнка является типичного членом той или иной общности, в которой формируются и развиваются этнопсихологические особенности.

В ходе личностно-интеллектуального процесса самообучения в центре интеллектуального, психического и личностного развития самообучающейся личности рассматривается проблема её:

  • активности (деятельности),
  • самосознания, формирования человеческого «Я»,
  • творчества личности,
  • борьбы мотивов,
  • воспитания индивидуального характера,
  • способностей, личностного выбора,
  • самореализации,
  • бесконечного поиска смыслообразующей составляющей в жизни.
Знаниевая компетенция

В личностно-интеллектуальном процессе самообучения система научных знаний, умений их применять на практике являются средством достижения цели интеллектуального, психического и личностного развития, а социальная среда источником триединого  развития. Следует напомнить, что система научных знаний и умение их применять на практике представляет собой не что иное, как знаниевую компетенцию.

Итак, задачей личностно-интеллектуального процесса самообучения личности школьника является формирование:

  • базовой культуры её самоопределения,
  • понимание самоценности человеческой жизни,
  • её индивидуальности и неповторимости (А.Г. Асмолов, А.В. Петровский).

Самообучающаяся личность может позволить преодолеть отчуждение и, обеспечить её деятельностное включение в новое социально-экономическое условие жизни в обществе.

Разумеется, личностно-интеллектуальный процесс самообучения личности школьника в её когнитивно-образовательной деятельности может быть только составной частью всего школьного образования.

Один комментарий

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.