Site icon etnorazum.ru

Три фундаментальные характеристики ЛИПС

Примерное время на чтение статьи: 4 минуты

Три фундаментальные характеристики личностно-интеллектуального процесса самообучения — это общекультурно-образовательная ТРИАДА, на которой базируется личность.

Человечество любит язык противоположностей

 Джон Дьюи

Три составляющие личностно-интеллектуального процесса самообучения ребёнка играют фундаментальную роль в школьном образовании России.

Представим некую схему  личностно-интеллектуального процесса самообучения, базирующуюся на трёх составляющих образования.

Межкультурная коммуникация

Этнокультурный социум – среда, где ребёнок уже сформировался как личность перед тем, как обучаться в школе.

Надо полагать, что школьная среда — это и есть та среда, в которой детям разной национальности, различных этносов предстоит общаться и взаимодействовать. В данном случае на первый план выходит проблема межкультурной коммуникации, которая базируется:

Как бы там ни было, сколько бы педагоги не игнорировали, но никак нельзя исключать факт СТРЕССА ребёнка, выросшего в другой этнической культуре.

В новой межкультурной школьной среде личности ребёнка вновь приходится испытывать базовые факторы выживания такие как:

Межвозрастная преемственность поколений

Межвозрастная (межколенная) преемственность, когда:


Междисциплинарный интеллект

Междисциплинарный интеллект позволяет воспринимать объективный мир целостно и в динамике его развития. Поскольку междисциплинарный интеллект – это система научных знаний, то он и является основой мировоззрения, миропонимания личности школьника в его целостности.

УЙБАЧА

МАТЯ

Следует заметить, что в этнодидактическом пособии самообучения математике диалог Уйбачи (брата) и Мати (сестры) подготавливают школьника к осмысленному восприятию содержания математического этноматериала через их активный диалог, который на самом деле является рационально организованным мыслительным актом, когда читатели незаметно для себя включаются в личностно-интеллектуальный процесс самообучения.

К этому следует добавить, что личностно-интеллектуальный процесс самообучения в ходе эксперимента был построен с учётом социокультурного опыта ребёнка, как единства трёх видов опыта (А.Н. Леонтьев):

Таким образом, ещё одно подтверждение тому, что школьник становится значимым для общества, а значит, самообучающейся личностью, имеющей внутреннюю свободу, которую не может иметь ученик. Более того, самообучающаяся личность школьника склонна совершать деятельность экспромтом, когда каждый этап личностно-интеллектуального процесса самообучения реализуется на основе программы, оперативно порождаемой  самой самообучающейся личностью, как деятелем.

Ученик — объект учебно-воспитательного процесса

Излагая эту же мысль другими словами, можно сказать, что ученик в учебно-воспитательном процессе находится в ситуации усвоения, то есть приобретаемый им опыт не открывается им самим, а получается в готовом виде от учителя, как носителя культуры и информации. В то время как самообучающаяся личность школьника находится в ситуации исследования, когда она самостоятельно обрабатывает приобретаемый опыт, добиваясь соответствия его особенностям восприятия, памяти и мышления, исходного уровня знаний и умений для осуществления подготовки всех остальных структурных моментов познавательного компонента усвоения.

Следовательно, поэтапность личностно-интеллектуального процесса самообучения создаёт условия для того, чтобы самообучающаяся личность школьника как субъект познания самостоятельно приобретала определённый опыт.

Социализация личности ребёнка

Более того, в личностно-интеллектуальном процессе самообучения должна учитываться социализация. Социализация — это освоение социальных норм  и ролей, приобретения социальных установок самообучающейся личности. Между тем, социокультурная адаптация самообучающейся личности ребёнка формирует её социальный и национальный характер. Потому что личность ребёнка является типичного членом той или иной общности, в которой формируются и развиваются этнопсихологические особенности.

В ходе личностно-интеллектуального процесса самообучения в центре интеллектуального, психического и личностного развития самообучающейся личности рассматривается проблема её:

Знаниевая компетенция

В личностно-интеллектуальном процессе самообучения система научных знаний, умений их применять на практике являются средством достижения цели интеллектуального, психического и личностного развития, а социальная среда источником триединого  развития. Следует напомнить, что система научных знаний и умение их применять на практике представляет собой не что иное, как знаниевую компетенцию.

Итак, задачей личностно-интеллектуального процесса самообучения личности школьника является формирование:

Самообучающаяся личность может позволить преодолеть отчуждение и, обеспечить её деятельностное включение в новое социально-экономическое условие жизни в обществе.

Разумеется, личностно-интеллектуальный процесс самообучения личности школьника в её когнитивно-образовательной деятельности может быть только составной частью всего школьного образования.

Exit mobile version