ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Творческое мышление сопряжено с когнитивными свойствами детской психики и образованием социокультурного опыта на основе добывания и приобретения знаний об окружающей реальности

Дисциплина в свободе —

вот великий принцип,

который нелегко понять

стороннику традиционных школьных методов

Мария Монтессори

В данной статье я представлю принцип составления СЛОВАРЯ-РУКОВОДСТВА, который довольно поверхностно, но структурно и содержательно описала в статье «Словарь-руководство».

Чтобы не отнимать дефицитную субстанцию — ВРЕМЯ у своего разумного читателя, я приведу в качестве примера только одно понятие «Творческое мышление».

Творческое мышление
Творческое мышление базируется:
  • На таких когнитивных свойствах детской психики, как:
  • Непроизвольное внимание:
  • Резкий звук, шум воды, крики птиц, людей и животных.
  • Непривычный размер чего-то или кого-то.
  • Яркий цвет на фоне тёмного или тёмный цвет на фоне яркого, белого.
  • Странная форма чего-то или кого-то.
  • Горячий или холодный предмет, от температуры которого ребёнок испытывает комфорт или дискомфорт.
  • Шероховатая, колючая, гладкая, твёрдая, мягкая поверхность чего-то или кого-то.
  • Горький, кислый, сладкий вкус чего-то.
  • Приятный или неприятный запах чего-то или кого-то.

Двухлетний Филиппок- само блаженство ПРИРОДЫ. Главное оправдать НАДЕЖДУ и детскую РАДОСТЬ от открытий таинства окружающего мира.

ВНИМАНИЕ! По сути, я представила перед Вами некую по логической стройности ПРОГРАММУ формирования когнитивной активности ЛИЧНОСТИ ребёнка, поскольку УНИКАЛЬНОСТЬ, неповторимость ребёнка определит предмет, содержание и восприятие выше перечисленной последовательности сенсомоторных впечатлений. Сенсорно, чувствительно личность ребёнка познаёт органами чувств, которые имеют свой моторный аппарат: уши, глаза, язык, кожа, нос. Это их рецепторы реагируют, моторят на явления, предметы и действия с ними.

  • Концентрация внимания:
  • Проявление настырности, упорства, усидчивости, в которых оттачивается ВОЛЯ, дисциплинируя ум личности ребёнка.
  • Проявление любопытства, в котором личность ребёнка отслеживает причинно-следственную связь.
  • Проявление любознательности, в которой личность ребёнка учится грамотно описывать увиденное.
  • Речь.
  • Чем больше предметов будет показано ребёнком с сопровождением их названий, тем богаче будет словарный запас слов. НЕЛЬЗЯ на горячий предмет говорить «ТАТА», а надо говорить: «Это горячо! Это горячий чай! Языку будет больно! Это горячая духовка! Ручка получит ожог! Ожог – это больно! Нож острый! Будет больно пальчику! Пойдёт кровь!» и т.д. Чем больше правильных слов будет слышать ребёнок, тем быстрее у его личности формируется грамотная речь. ПОМНИТЕ! Личность чувствует, мыслит, говорит и творит.
  • Воображение увиденных предметов в умственных представлениях.
  • Мышление – это поток мыслей, опирающихся:
  • На конкретных словах-названиях; слова-действиях; словах-признаках качества и отношения.
  • На представлениях образов конкретных предметов, людей, животных, растений, насекомых, рыб.
  • На эмоциональных ощущениях радости или печали, счастья или тоски, которые ассоциируются с конкретными событиями, ситуациями, фактами.
  • На образовании опыта использования этих свойств психики путём постижения ПРИРОДЫ и человеческой, исторически отработанной КУЛЬТУРЫ.

Четырёхлетний Митяйка любит чертить отрезки и линии с помощью линейки. После моего экскурса по теме углов, он решил научиться их измерять. Так он узнал ещё один измерительный инструмент.

Итак, творческое мышление – это процесс исследовательской, проектной когнитивно-образовательной деятельности личности ребёнка.

Вы заметили, что у личности ребёнка образуются некие связи, отношения только в результате приобретения знаний (познания) об окружающей действительности?

Следовательно, когнитивно-образовательная деятельность личности ребёнка полностью опирается на САМОСТОЯТЕЛЬНО добытых впечатлениях об окружающей реальности.

Иными словами, творческое мышление – это процесс интеграции информации и содержания социокультурного опыта:

  • Самостоятельного приобретения личностно-значимых знаний.
  • Партнёрского взаимодействия.
  • Познавательного общения.
  • Ответственного отношения к любому принятому решению.
  • Умений и навыков применять сформированные знаниевые компетенции на практике проблемных ситуаций.
  • Проявления мыслительной деятельности на основе воображения.
Разумный способ формирования математического мышления

Вычислительные кубики

Дети умеют считать предметы, животных, растения, людей, рыб и насекомых, но часто они испытывают трудности при выполнении арифметики в уме. Так появилась моя методика «Вычислительные кубики» и понятие «Виртуальная арифметика».

За свой многолетний педагогический опыт я не встречала ни одного ребёнка в любом возрасте, который бы не испытывал к математике неисчерпаемую любознательность.

  • Когнитивная цель – на сенсомоторном, деятельностном и эмоциональном уровнях сформировать способность овладения:
  • Предметами окружающей реальности зримо и осязаемо.
  • Фактами житейских ситуаций и событий.
  • Явлениями в природе и в обществе.
  • Отношениями:
  • Между людьми.
  • Между людьми и предметами.
  • Между людьми и событиями.
  • Образовательная цель – сформировать опыт перехода из конкретных тактильных ощущений, зрительного и слухового способов восприятия предметов окружающей реальности к информационной абстракции понятий. Этот опыт перехода от житейской конкретики к понятийной абстракции позволяет личности ребёнка приобрести точность в понимании математического языка реальных явлений в природе и обществе.

Личность ребёнка в своей когнитивно-образовательной деятельности проходит два этапа саморазвития:

1-ый этап – при счёте предметов, с которыми ребёнок выполняет конкретные действия, когда он:

  • Складывает в целое.
  • Вычитает часть из целого.
  • Увеличивает количество частей в несколько раз, умножая их.
  • Делит ЦЕЛОЕ на одинаковые части.

2-ой этап – усвоив арифметические действия с физическими предметами, ребёнок выполняет эти же действия в уме, интеллектуально, поскольку интеллектуальная деятельность – это виртуальная активность личности ребёнка.

РЕКОМЕНДАЦИИ. Желательно, чтобы ребёнок обязательно своими ручонками ощупал ложки, вилки, тарелки, чашки, стол, стул, фрукты и овощи, книги и коробки, которые он потом абстрагирует:

  • В бусинки.
  • В стержни из бусинок.
  • В кубики.
  • В брусочки с цветовыми делениями на равные части. Эта идея гениально реализована Марией Монтессори в дидактическом материале «Штанги». Советую, не называть свой материал «штангами», потому что у ребёнка в голове произойдёт путаница на уровне восприятия предметов. У ребёнка понятие «штанга» уже сформировано, и ассоциируется с спортивным снарядом в спортзале.

Думаю, Вы сейчас имеете некое представление о СЛОВАРЕ-РУКОВОДСТВЕ, и поняли, что даю не просто дефиниции к понятиям, но представляю всегда практическую программу действий.

ДЕРЗАЙТЕ!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.