Ведущая роль этномодели самообучения легко и просто прослеживается в структуре и содержании этнодидактического пособия самообучения математике «Занимательная математика для северян».

Смысл создаёт проблему познания

окружающей действительности

Г. Фреге

Так называется социокультурный бизнес-проект, разработку которого стимулировали психолого-этнодидактические исследования школьников на Таймыре. © З.Н. Ичин-Норбу.

Однако в психологии школьной этнодидактики традиционно исследуется предметная сторона когнитивно-образовательной деятельности, ориентированная на процесс самообучения.

Именно этот аспект является на сегодняшний день определяющим в процессе самообучения, потому как здесь сделаны основные обобщения, выводы и рекомендации, касающиеся психологических и педагогических возможностей речевого мышления и самообучения личности ребёнка. Результативность психолого-этнодидактических исследований, ведущихся в этой области бесспорна, но и недостаточна.

Не менее серьёзные изменения касаются образовательного процесса в традиционной школе преподавания. На мой взгляд учебно-воспитательный процесс школьного обучения и личностно-интеллектуальный процесс самообучения отличаются своими ориентациями.

ОРИЕНТАЦИОННЫЕ ОТЛИЧИЯ

Учебно-воспитательный процесс – это предметно-познавательный процесс, т.е. внимание педагогов акцентируется на формировании не мыслительной деятельности, а на знаниевой составляющей школьного образования.

В то время как личностно-интеллектуальный процесс самообучения – это процесс, запущенный в результате самостоятельного выбора предмета и содержания новых знаний личностью ребёнка.

Кстати, этот выбор чаще происходит стихийно, спонтанно на интуитивном уровне и в зависимости от той ситуации, которая приковала внимание личности ребёнка. Между тем, в процессе самообучения личность ребёнка познаёт не только предметы, явления и события, но и себя, а когнитивно-образовательная деятельность становится личностно-осмыслительной и осознанной.

САМООБУЧЕНИЕ ЗАПУСКАЕТ САМОРАЗВИТИЕ

Порядок выполнения арифметических действий завуалирован в житейской ситуации «Вот незадача», когда ребёнок в ходе диалога персонажей этнопособия осознаёт порядок действий. © З.Н. Ичин-Норбу.

Особенно интересно то, что всестороннее изучение проблемы «школьной неуспешности» ребёнка, которая возникает, как результат отсутствия социализации детей, породило идею этнодидактического подхода к самому процессу школьного обучения, в основу которого заложено фундаментальное положение культурно-исторической теории развития «высших психических функций» Л.С. Выготского – обучение ведёт за собой развитие.

На самом деле между понятиями «обучение» и «развитие» скрыта «подводная часть», которая содержит в себе постепенную последовательность 7 процессов, принимаемых по умолчанию.

Смею предположить, что Л.С. Выготский обучением считает: подражание ребёнка действиям и рассуждениям взрослых в результате наблюдения за ними.

Однако подражание – это результат:

  1. Самостоятельного детского наблюдения.
  2. Сравнения предметов, явления и людских поступков.
  3. Аналитического синтеза, когда ребёнок объединяет компоненты отфильтрованной информации в некую целостность представления образа.
  4. Целостность представления образа предмета, поведения взрослых и детей, их мышления формируется в результате многократных повторений действий, слов в этнокультурной среде социализации личности ребёнка.
  5. Виртуально воображаемые предметы, события, явления и люди – это абстракция от физической ситуативной конкретности. Так формируется абстрактное мышление личности ребёнка.
  6. Абстрактное мышление личности ребёнка является показательным результатом детского саморазвития.
  7. Практическая проверка полученного опыта применения собственных открытий в реальных житейских ситуациях.
МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ В ЭТНОПОСОБИИ

Контекстная основа этнопособия самообучения математике базируется на этнодидактике долган. © З.Н. Ичин-Норбу

Смею напомнить, что фундаментальная идея Л.С. Выготского причинно-следственной связи «обучения» и «развития» материализовалась в виде структуры и содержания этнодидактического пособия самообучения математике «Занимательная математика для северян».

Но прежде были сформулированы задачи этнодидактического пособия:

  1. Связь предметного содержания математических понятий с этнокультурной составляющей житейского социокультурного опыта личности ребёнка в интеллектуальной программе самообучения «Ситуативная конкретика».
  2. Формирование и развитие виртуально-абстрактного воображения, живой фантазии как культуры речевого мышления в образах. Виртуальные действия с образами способствовали продуктивности когнитивно-образовательной деятельности в интеллектуальной программе самообучения «Опорные сигналы».
  3. Формирование и развитие мыслительной деятельности личности ребёнка при ответах на вопросы интеллектуальной программы самообучения «Лист самоконтроля» с приведением собственных примеров.
  4. Организация целенаправленной последовательной рефлексии когнитивно-образовательной деятельности в интеллектуальной программе «Самопроверка» в ходе собственного тренинга при выполнении практических заданий на формирование умений и навыков применения математических алгоритмов, правил и аксиом с проявлением собственного творчества в составлений текстовых задач, уравнений, неравенств и «деформированных» числовых выражений.
  5. Организация самостоятельного контроля знаниевых компетенций в интеллектуальной программе «Диагностический тест самообучения».
  6. Организация формирования и развития лингвистических способностей в интеллектуальной программе самообучения «Трилингвальный словарь».
  7. Спиралевидная цикличность формирования знаниевых компетенций запускает многоуровневую структуру детского саморазвития.
ПСИХОЛОГО-КОММУНИКАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕТСКОГО САМОРАЗВИТИЯ

Несомненно, следует особо отметить, что вышесформулированные задачи этнопособия базируются на психологическом и коммуникативном аспектах саморазвития самообучающейся личности школьника.

Психологический аспект этнопособия:

  • Семья как элемент, скрепляющий все сюжеты математических задач.
  • Практическая значимость содержания задач (охота, приготовление пищи и т.д.).
  • Обилие рисунков для визуального раскрытия контекста ситуации (задачи).
  • Комментарии персонажей, провоцирующих читателя на диалог.
  • Общение (взаимодействие) и деятельность между персонажами этнопособия как эталон межличностных отношений.

Коммуникативный аспект этнопособия:

  1. Социокультурная среда как окружающий мир предметов, явлений, событий и людей;
  2. Социальные ожидания одобрения, взаимопонимания и принятия личности ребёнка взрослыми и детьми.
  3. Общественно-статусные ценности.
  4. Личностно-ценностные качества ребёнка.

Однако попробуем с помощью таблицы систематизировать интеллектуальные программы этнопособия, их содержание и соотнести с основными положениями методологии культурно-исторической теории развития «высших психических функции» Л.С. Выготского.

№ п/п Название интеллектуальной программы в этнопособии самообучения математике Содержание интеллектуальной программы в этнопособии самообучения математике Основные положения методологии культурно-исторической теории развития ребёнка

(Л.С. Выготский)
1. «Ситуативная конкретика»

СК

 
1. Конкретная жизненная ситуация, проблема из объективной реальности, когда школьник спонтанно, в непроизвольном режиме осознанно, осмысленно усваивает фундаментальные математические знания, включённые в социокультурный контекст, т.е. в личный социальный опыт школьника.

2. При решении реальной проблемы школьник испытывает мощную эмоционально-информационную насыщенность.
1. «социальная ситуация развития».

2. «аффект и интеллект»
2. «Опорные сигналы»

ОС

Проговаривает вслух, расшифровывает фрагменты «ситуативной конкретики», где схематично представлены формальные мыслительные операции, которые необходимо выполнить для освоения нового теоретического материала и решения конкретной задачи. «Речь» и «Мышление»
3. «Лист самоконтроля»

ЛС

Проговаривание вслух ключевых теоретических понятий конкретной изучаемой учебной темы с самостоятельным приведением субъективных примеров, т.е. происходит присвоение школьником новых знаний на личностном уровне в единстве речи и мышления (формирование и развитие речевого мышления). «Интериоризация» и «экстериоризация»
4. «Самопроверка»

СП

Решение самостоятельно составленных «деформированных упражнений» и текстовых задач из ситуации окружающей действительности, но сформулированные математическим языком. «Интериоризация» и «экстериоризация»
5. «Диагностический тест самообучения»

ДТСО

Обобщение, рефлексия учебной деятельности по систематизации знаний, умений и навыков по конкретной теме или разделу математики в теоретическом и практическом плане «Высшие психические функции»
СТЕРЖНЕВОЙ ПРИНЦИП ЭТНОПОСОБИЯ

В этнопособии самообучения математике реализованы фундаментальные идеи культурно-исторической теории детского развития Л.С. Выготского. © З.Н. Ичин-Норбу

Важно заметить, что стержневым принципом этнодидактического пособия самообучения математике является единство русскоязычной речи и логически-математического мышления, которое имеет двойственную форму существования, с одной стороны, речевое мышление – это результат мыслительной деятельности во время проговаривания вслух (озвучивания) структуры «научного» знания в принятых математикой понятиях.

С другой стороны, мыслительная речь – это результат интеллектуализации теоретических знаний, т.е. поэтапное овладение умственными действиями в речевой деятельности.

Со всей очевидностью можно заметить то, что функции этнопособия основываются:

  1. На единстве речи и мышления.
  2. На его читабельности, когда чёткая логическая связь между элементами этнопособия обеспечивает понимание содержания информационно-абстрактного этноматериала всей триадой субъектов когнитивно-образовательной деятельности.
  3. На его роли «семейного репетитора» или «самоучителя» для каждого из субъектов вышеназванной триады, самостоятельно приобретающих математические знания.
  4. Истинное самообучение математике становятся возможным, благодаря тому, что этнопособием не только малыши, но и старшеклассники пользуются в качестве настольной книги.

Такая предметная преемственность обеспечена знаниевыми компетенциями при выполнении действий:

  • С «обыкновенными дробями».
  • Возможностью их записи в виде «десятичных дробей».
  • Возможностью их записи в виде «процентов».

Следовательно, запись логических взаимопереходов способствует осмысленному и осознанному восприятию академических математических знаний:

  • «Степень и действия со степенями».
  • «Арифметический квадратный корень».
  • «Арифметическая и геометрическая прогрессия».
  • «Алгебраические выражения».
  • «Показательная, логарифмическая и тригонометрическая функции».
  • «Интеграл».
  • «Производная».
  • Первообразная».
  • «Тригонометрия».
  • «Векторная геометрия» и т.д.

Особенность переработки воспринятой внешней информации, классификации и сортировки воспринятых образов – условие психического саморазвития (Сеченов).

В связи с этим, элементы этнодидактического пособия самообучения математике задуманы соответственно процессам запоминания и воспроизведения:

  1. Опосредованность, когда любое математическое понятие имеет собственное определение, которое воспроизводится в речи.
  2. Целенаправленность при выполнении когнитивно-образовательных действий, когда высший уровень понимания основывается на житейских знаниях. Например:
  • Произвольное внимание базируется на непроизвольном.
  • Логически-смысловая память базируется на механической.
  • Творческое воображение базируется на детской живой фантазии.
  1. Мотивированность формирования знаниевых компетенций (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко и др.).

Детское саморазвитие возможно только в комплексе. Именно по этой причине классно-урочная система учебно-воспитательного процесса школьного обучения тормозит его. © З.Н. Ичин-Норбу.

Между тем, элементы этнопособия самообучения математике так расположены, чтобы учесть свойства кратковременной памяти, когда новая информация вытесняет последнюю, поступившей перед новой.

Важно заметить, что задача интеллектуальных программ самообучения «Ситуативная конкретика» и «Опорные сигналы» заключается в стимулировании сенсомоторной зрительной и слуховой памяти. Поскольку сосредоточенность на внешних характеристиках предметов, явлений или фактов помогает личности ребёнка кодировать сложный стимул к когнитивно-образовательной деятельности. Принято считать, что к внешним характеристикам необходимо относить: цвет, форму, размер, вид, название и т.д.

В этой связи, соотнесение фундаментальных математических знаний с объективной действительностью и включение их в житейский социокультурный опыт самообучающейся личности школьника – есть процесс осознания окружающей действительности.

Естественно, интеллектуальная программа самообучения «Ситуативная конкретика» стимулирует когнитивно-образовательную деятельность школьников через диалог персонажей, который является стержневым фактором развития речевого мышления:

  1. Внешняя речь, формирующаяся и развивающаяся в ходе коллективного взаимодействия.
  2. Внутренняя речь, формирующаяся и развивающаяся как мыслительная речь. Эту стадию речевого формирования Л.С. Выготский назвал интериоризацией.
  3. Внешняя речь, которая проявляется в ходе коммуникативно-регулятивного сотрудничества. Эту стадию речевого формирования Л.С. Выготский назвал экстериоризацией.

Естественно, взаимопереходы от речевого мышления к мыслительной речи и обратно, мощно стимулируют работу оперативной памяти (7 +/- 2).

Общеизвестно, что информация обрабатывается в оперативной памяти, в результате чего выделяется смысловая составляющая сенсомоторных стимулов. Иными словами, долговременное запоминание информационной абстракции происходит в результате семантического кодирования.

Related posts: