Внимание как дисциплина интеллекта

Высокая концентрация внимания способна дисциплинировать ум ребёнка, тем самым, определяя степень таланта, который возможен только при наличии трудолюбия, усердия и настойчивости

Модели,

использующие тысячи переменных,

отвлекают наше внимание

от понимания логики и закономерностей изменений

П. Сенге

Как правило, низкий уровень качества обучения воспитанников Хатангской средней школы-интерната педагоги объясняют так: «Воспитанники не внимательны и не усидчивы, поэтому не может быть сформирована учебная деятельность».

Видимо, педагоги не могут авторитарно заставить детей учиться.

Таймырский эксперимент

Однако, в ходе Таймырского эксперимента дети, наоборот, показали усидчивость как наличие силы воли, движимую настойчивостью и по времени продолжительным вниманием. Безусловно,это просто нереально, когда при отсутствии произвольного внимания прочитать, осознать, осмыслить, понять, запомнить прорешать все 68 страниц этноматериалов по математике. А ведь дети не пропускали ни одной страницы, кроме того, постоянно перечитывали «ситуативные конкретики». Если верить педагогам школы-интерната, то школьники не смогли бы справиться с практическими заданиями без их усидчивости, силы воли и произвольного внимания.

Странно, как же они находили ошибки в утверждениях персонажей и обосновывали их? Более того, на глазах у взрослых дети наглядно и убедительно демонстрировали формирование критического стиля  мышления, которое невозможно без проявления произвольного внимания.

Именно потому, что я доверилась наблюдениям педагогов, но желание выявить причины «школьной неуспешности» детей долганского этноса взяло верх. Я на свой страх и риск предложила детям чрезвычайно большой объём именно текстового материала. Как я была рада, когда мои опасения и сомнения не оправдались. Я нагляднейшим образом увидела, что этнические особенности характера – идти и не сдаваться во чтобы то ни было – ярко проявились у детей долганского этноса.

Учебная деятельность

По всей вероятности именно «учебная деятельность» по природе своей не может быть обусловлена (детерминирована) вниманием, которое и есть, на самом деле, дисциплина ума личности школьника, настроенной на самообучение, а не на репродуктивное воспроизведение учебного материала, навязанного авторами программ и учебников.

Я думаю, Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов, введя понятие «учебная деятельность», в конечном итоге, не имели в виду то, что сейчас в традиционных школах проявляется.

Если посмотреть видео-материал об эксперименте Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, то мы видим не что иное, как когнитивно-образовательную деятельность самообучающейся личности школьника.

Для иллюстрации важности формирования когнитивно-образовательной деятельности у детей из экспериментальных групп ниже приведена сводная таблица.

Социокультурная среда проживания ТМОУ Кл. Успеваемость по математике за предыдущий год Диагностика когнитивно-образовательной деятельности до эксперимента Сформированность когнитивно-образовательной  деятельности после эксперимента
«4», «5» «3» «2» «4», «5» «3» «2» «4», «5» «3» «2»
Монокультурная (долганоязычная)

среда
Сындасско 4 кл. 37 % 61 % 100 % 92 % 8 %
Новорыбное

 
4 кл. 71 % 29 % 100 % 50 % 50 %
5 кл. 100 % 100 % 100 %
Хета 4 кл. 100 % 100 % 80 % 20 %
5 кл. 50 % 505 100 % 100 %
Поликультурная

(русскоязычная)

среда
Хатанга

4 «А» кл.
э/г 14 % 86 % 100 % 78 % 22%
и/г 88 % 12 % 100 % 100 %
Хатанга

4 «Б» кл.
э/г 67% 33% 100 % 100 %
и/г 43 % 57% 100 % 100 %
Хатанга

5 «А» кл.
э/г 33 % 67 100 % 100 %
и/г 44% 100 % 100 %
Хатанга

5 «Б» кл.
э/г 100 % 100 % 100 %
и/г 44%                                                           % 56% 100 % 100 %

Детское коммуникативно-регулятивное сотрудничество

Новорыбинская школа была единственной, где имело место быть естественное  детское коммуникативно-регулятивное сотрудничество. Школьники не захотели приглашать родителей (потому что у многих были грудные дети в возрасте от 5 мес. до 1г 8 мес.), и учителей тоже предпочли, не приглашать единогласно и принципиально.

Любопытно то, что диагностическую работу № 1 четвероклассники и пятиклассники  писали в разное время, и беседа с ними состоялась, тоже в разное время, но и четвероклассники, и пятиклассники не выбрали ни родителей, ни учителей единогласно. Они выбрали самообучение в разновозрастной группе 4 и 5 классов, но при этом дети всё-таки выбрали одного воспитателя из «группы продлённого дня» — Щукину Ирину Петровну.

Я не могла нарушать условие эксперимента – школьники сами решают, с кем они участвовать в эксперименте.

Был ещё один любопытный момент – четвероклассник, который считался учителем неспособным к обучению, читал тексты вслух, а все остальные четвероклассники и пятиклассники думали, рассуждали и спорили.

Интеллектуальная интуиция

Однако через 70 минут этот ученик сам начал принимать активнейшее участие и уже тексты читал не механически, а осознанно. Это надо было видеть, как все дети были приятно ему удивлены, он отвечал быстро и чётко. Видимо, у школьника из-за того, что все активно обсуждали, спорили и смеялись, включился режим «интеллектуальной интуиции».  Первые два часа он сильно уставал, но после этих двух часов он не только не уставал, а, наоборот, его азарт стимулировал других, поскольку, четвероклассники через два часа ощущали некую усталость. В результате, дети занимались с 15ч до 21ч.

Но тут была ещё одна причина, пятиклассники именно в этот день занимались во вторую смену, и, как ни странно, они включались так быстро, как будто и не отсутствовали. Они прибегали во время перемены, потому что учителя-предметники не посчитали нужным, их отпускать на эксперимент. Более того, они им пригрозили, что за отсутствие на уроке поставят неудовлетворительную отметку.

Вот, в такой экстремальной ситуации школьники Новорыбинской средней школы самообучались этнодидактической технологии. А самое приятное было то, что «слабый» школьник, результат диагностической работы № 1 которого составил 0 баллов, диагностическую работу № 2 написал на 46 баллов.

Результаты самообучаемости

Эмоциональное состояние детей из Новорыбинской школы можно сравнить с тем, что уважаемые читатели сейчас увидят, как результат самообучения танцам, где проявились волевые качества и целеустремлённость танцора.

А теперь мы вновь вернёмся к психолого-этнодидактическим исследованиям обучаемости и самообучаемости школьников школ, школ-интернатов Таймыра. Следует заметить, что анализ успеваемости школьников 4-х и 5-х классов школ Таймыра показал:

  1. школьники из долганоязычной культуры, особенно,  в этногруппах поликультурной среды имеют большую тенденцию к «школьной неуспешности»;
  2. результаты «диагностической работы № 2» как показатель наличия «зоны ближайшего развития», свидетельствующей о том, что средний показатель в монокультуре (71 %) больше среднего показателя обучаемости в поликультурной среде.

Очевидно, высокий уровень самообучаемости, саморазвития, а также принципы Психологии школьной этнодидактики обоснованы такими функциями этнопособия самообучения математике как его читабельность (доступность) и осуществление роли «семейного репетитора».

Более того, о степени сформированности когнитивно-образовательной деятельности у школьников можно судить по тому, как они доходчиво и обстоятельно, а порой коротко и ясно объясняли или уточняли то или иное философско-математическое действие. Следовательно, на основе табличных данных можно убедиться в наличии процесса формирования когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности школьника.

Упорство и самостоятельность

Следует добавить, что школьники 5 «б» класса Хатангской средней школы № 1 с упорством и высоким уровнем самостоятельности при изучении этноматериалов по математике вчитывались в текст каждой страницы. Они ежесекундно демонстрировали силу воли, хотя чувствовалось, что в какие-то моменты они уставали, но, как ни странно, усталость оказывалась кратковременной.

Подводя итог вышесказанному, мы считаем, что научный (формирующий) эксперимент показал наглядно и доказал утвердительно, что у детей долганского этноса (моногруппы в этносреде, этногруппы в полисреде) может быть сформирована когнитивно-образовательная деятельность на базе сформированных знаниево-базовых компетенций (чтение, счёт и письмо).

Педагогическая близорукость

И в очередной раз эксперимент обоснованно убеждает нас в неправоте педагогов ХСШИ, которые оказались в своих суждениях, с одной стороны, не объективны, а с другой – близоруки, когда утверждали, что воспитанники интерната (долганы)  не обучаемы. Но в своих суждениях они исходили из реальной педагогической практики, в этом нет их вины. Однако «ставить крест на ребёнке» — это педагогическая бестактность и неспособность разглядеть в личности ребёнка его скрытые потенциальные возможности самообучаться, которые в полной мере раскрылись в ходе этнодидактической технологии самообучения математике с помощью этноматериалов по математике. Иными словами, нет неспособных детей, а есть низкоквалифицированные, а от того и высокомерные, учителя. Об эгоцентризме педагогов писал Л.С. Выготский — основатель культурно-исторической теории детского развития.

Таким образом, результаты полевых психолого-этнодидактических исследований школьников на Таймыре утвердительно и обоснованно доказали, что дети аборигенного населения:

  • легко обучаемы;
  • степень их самообучаемости не зависит ни от возрастных особенностей, ни от менталитета, а только от высоко технологичных форм и методов преподавания;
  • этнический стиль их мышления тесно связан с логической и практической формами мыслительного процесса.

Очень часто отсутствие обилия слов в русскоязычной речевой деятельности у детей аборигенного населения многие педагоги воспринимают как задержку психического развития. Довольно часто детей аборигенного населения переводят в коррекционные классы из-за их немногословности и медлительности.

Тундра ошибок не прощает

Однако слабая ориентация и отсутствие знаний в сфере психологии не даёт ни малейшего шанса педагогам понять, что немногословность и медлительность детей вызваны их этническими особенностями трудового хозяйствования (оленеводство, рыболовство, охота) в этнокультурной среде  в экстремальных условиях жизнедеятельности. Например, во время охоты тундровик очень долго присматривается к повадкам дикого оленя, прежде чем, что-то предпринять. Ему необходимо учитывать всё: направление и силу ветра, чтобы дикий олень не учуял его запаха, а также, ландшафт, чтобы не споткнуться, и природное окружение, чтобы слиться с ним и т.д. Недаром же долганская пословица гласит: «Когда рот открыт, разум спит!».

Более того, любой тундровик стратегически обдумывает и тактически рассчитывает каждое своё действие, прежде чем выполнить его. Потому что, тундра ошибок не прощает.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.