Ученик развивается настолько,

насколько его развивает педагог

М. Монтессори

Проявление воли как ключевого условия детского развития возможно только в личностно-интеллектуальной среде самообучения личности ребёнка.

Что показал кратковременный формирующий (обучающий) эксперимент со школьниками на Таймыре?

Прежде всего, проявление волевых качеств у детей.

2015-09-01 03-22-32 (2)Этот эксперимент наглядно продемонстрировал путь успеха каждого ребёнка – путь, при котором «слабые» становились сильнее, а «сильные» совершенствовались. «Слабые» школьники – это дети робкие, стеснительные, у них доминирует процесс торможения реакции, а у «сильных», наоборот, доминирует реакция возбуждения.

Участие взрослых в эксперименте сыграло положительную роль, потому что во время коммуникативно-регулятивного сотрудничества взрослых и детей происходило налаживание действия механизмов, столь необходимых для формирования самообучающейся личности школьника. И было наглядно видно, как свободное общение взрослых и детей, реальный опыт образования взрослых вынуждали детей соразмерять свои границы поведения с чужими, и это позволяет воспитать в детях социальные навыки общения и взаимодействия. В ходе общения с взрослыми у детей формировывалась воля и устанавливался баланс между процессами возбуждения и торможения, что является бесценной привычкой к социальной (общественной) жизни, в которой ребёнок постоянно упражняет свою волю.

Следует особо заметить, что все школьники, которые участвовали в  психолого-этнодидактическом обучающем эксперименте, продемонстрировали основу воли – постоянство и решимость. А мы знаем, что самостоятельно принятое решение является следствием свободного выбора, несущего печать индивидуальности.

Естественно, дети, выбравшие участие в эксперименте, заслуживают уважения, потому что их решение – это результат внутренней работы, серьёзного напряжения, которого смогли избежать слабовольные школьники, чтобы не быть высмеянными взрослыми или сверстниками. Хотя никто из испытуемых не осуждал тех, кто не принял участия в эксперименте, а, наоборот, они, умудрённые опытом познания, самообучения, легко делились своими знаниями. За время эксперимента они заметно повзрослели. Даже учитель четвёртого класса из Новорыбинской школы отметила: «Дети сидели на уроке с выражением в лице «А что это было?». Они как никогда были предельно внимательны к объяснению нового учебного материала, активные и дисциплинированные. Странно, но даже те, кто постоянно вертится на уроках были участливы. Впервые пришлось реализовать план урока с дополнительными заданиями. За пятнадцать минут до окончания урока не знала, чем их занять».