Восприятие как психическая функция

Восприятие связано с работой психики, которая отражает целостность предметов, имеющих свои свойства и признаки, а также явлений окружающей действительности

Восприятие оказывается формой проявления,

порождения бытия

С.Л. Рубинштейн

Восприятие человеком внешней сред, как и любая область научного знания, имеет свою историю и грани исследований конкретных авторов:

  • условные рефлексы — И.П. Павлов,
  • влияния подсознания на деятельность человека — З. Фрейд,
  • высшие психические функции — Л.С. Выготский.

Кроме того, любое восприятие связано с местоположением психических функций полушарий головного мозга.

Психические функции полушарий головного мозга

локализация псих.функций

Ни для кого не секрет, что психическое, интеллектуальное и личностное развитие ребёнка начинается с восприятия его окружающего мира:

  • предметов: кроватка, игрушки, бутылка с детским питанием, столик со столовым приборчиком и т.д.);
  • событий: позитивных, когда мама рядом и негативных, когда мама уходит;
  • людей, с которыми связаны их эмоции;
  • чувств: надежды, печали, радости, грусти, тоски, мечты и т.д.;
  • ощущений: холода и тепла, твёрдости и мягкости, шероховатости и гладкости, остроты и тупости, сладости и горечи и т.д.

Практика работы с детьми дошкольного возраста в Школе дошколят с 1.8 до 6,7 лет показала:

20160311_142446

  1. дети, овладевшие набором простых слов-команд, слов-предметов и т.д. легко переходили к восприятию более сложных понятий: добро, зло, радость, печаль и т.д.;
  2. дети, знающие геометрические фигуры довольно легко изъяснялись фигурными терминами и осознанно, осмысленно воспринимали арифметические действия;
  3. дети, умеющие играть на музыкальных инструментах чрезвычайно легко писали прописными буквами, считали от 1 до 1000, усваивали грамматику в процессе обучения чтению по Букварю.

Однако, если бы не было грамотно, структурно организованных занятий физической культуры, то дети бы не развивались так быстро и гармонично. Потому что занятия английским языком, шахматами и «судоку» без пространственно-временной ориентации не могут дать того колоссального и мощнейшего результата личностно-интеллектуального развития ребёнка.

Собственно говоря, именно пространственно-временная ориентация ребёнка основана на свойствах восприятия.

Целостность как свойство восприятия

Для наглядности изложения понятия «целостность» можно привести диалог французского мальчика.

Гувернантка:

  • Мишель, почему же ты не даёшь хлеба слону? Боишься?
  •  Нет, но я не знаю, как дать: ведь у него с обеих сторон хвосты!

Детки в нашей школе начинали писать прописные буквы не с крючков, прямых и кривых линий, а написания своего имени прописными буквами.

Эту авторскую методику я назвала «Моё имя».

Методика «Моё имя»

20160311_102413Взрослый простым карандашом на листе А4 пишет имя ребёнка прописными буквами, которые ребёнок обводит разным цветным карандашом. Если ребёнок не может сам, то взрослый вкладывает ручоночек ребёнка и пишет, комментирую правильное движение карандаша.

Что даёт эта методика?

  1. Целостное и фигурное представление прописной буквы. Вы же не даёте по очереди воду, мясо, соль, картошку, капусту, морковку и специи, а потом говорите: «Это суп».
  2. Радость и восторг, чувство собственного достоинства личности ребёнка. Он читает, узнаёт своё имя по буквам и звукам.
  3. Звуки в режиме автоматизации звучат несколько иначе, чем читаются буквы по отдельности.

Избирательность как свойство восприятия

2016-03-21 08-51-35Когда дети приходят в личностно-интеллектуальную среду самообучения, то они выбирают:

  1. сегмент интеллектуальной среды: математики, географии, геометрии, астрономии (космос), растительного мира (ботаники), животного мира (зоологии), письма, чтения, арифметики, анатомии человека и т.д.
  2. в этом сегменте каждый выбирает свой дидактический материал: карту, глобус, «шершавые буквы», «шершавые цифры», «золотой банк», человеческое тело и т.д.
  3. время. Каждый ребёнок занимается с дидактическим материалом столько, сколько он считает нужным.

Осмысленность как свойство восприятия

Безусловно, ребёнок выбирает, исходя из собственного опыта и имеющегося объёма знаний.

Как М. Монтессори отмечает: «Дети имеют только внутренний потенциал, но не имеют опыта». И это верно, любой ребёнок рождается с огромнейшим желанием познать и узнать окружающую действительность.

материалы24А наша задача заключается в том, чтобы он грамотно и рационально распределил свою энергию и чётко упорядочил знания об окружающей действительности.

Нам для этого даже не надо ничего придумывать, а просто использовать для развития ребёнка прекрасные, идеально продуманные дидактические материалы М. Монтессори, применение которых строго соответствуют логике формирования того или иного понятия в сознании ребёнка.

Постоянство (константность) как свойство восприятия

Остановимся в качестве примера на двух технологиях формирования и развития восприятия ребёнка.

Технология письма

1-ый шаг — самостоятельное формирование образов букв в сознании ребёнка.

SDC11647Для этого используются: дидактический материал «шероховатые буквы», методика «радужные буквы», сенсомоторная методика «написание буквы на манной крупе».

2-ой шаг - складывать из букв слова.

Для этого используется дидактический материал «Подвижный алфавит», в котором хорошо продуманы грамотные соединения букв.

3-ий шаг — повторить эти действия при письме и чтении.

Технология психолингвистики

Вторая технология – это технология психолингвистики, состоящая из пяти шагов:

  1. Ребёнок в сознании выделяет буквы написанного слова.
  2. Обнаруживает, что речь состоит из звуков.
  3. Ребёнок сопоставляет букву и звук.
  4. Записывает слово на бумаге.
  5. Прочитывает слово.

Вот таким образом и выстраивается логика формирования слова:

  • как понятия,
  • как части языка.

Иначе говоря, ребёнок осознаёт, что слово является единицей предложения, далее, речи, и затем, целостного языка.

Дидактические этноматериалы по математике

Так же, как и дидактические материалы М. Монтессори, все интеллектуальные программы этнодидактического пособия «Занимательная математика для северян» между собой связаны внутренними смыслами.

2016-03-28 09-03-43

обедА иначе, ни дидактические материалы М. Монтессори, ни интеллектуальные программы сами по себе ничего не значат.

Следовательно, необходима логическая последовательность когнитивно-образовательных действий, определяемая целью – узнать что?

Понятие как цельность

В ходе соотнесения идеи Гегеля и Л.С. Выготского, В.С. Библер обнаруживает: «… формой движения творческой мысли является именно понятие (как цельность), «внутри», которого и превращением которого совершаются дальнейшие метаморфозы, выход из которого в «суждение» и «умозаключение» — для творческого мышления …» (В.С. Библер, 2014, с.131).

Действительность, согласно В.С. Библер, — это «сложное единство, тождество сущности и существования; мысленное воспроизведение этого тождества требует сложнейших теоретических идеализаций» (В.С. Библер, 2014, 133).

 

 

Нетрудно видеть, что «Культура есть форма одновременного бытия и общения людей различных – прошлых, настоящих и будущих – культур, форма диалога и взаимопорождения этих культур…» (В.С. Библер, 2014, с. 417).

И этим всем мы обязаны способности – воспринимать объективный мир правильно, грамотно и интеллектуально.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.