Задачи интеллектуальных программ СК, ОС и ЛС

Понятие «интеллект ребёнка», наглядно уточняется в задачах каждой интеллектуальной программы: «Ситуативная конкретика», «Опорные сигналы» и «Лист самоконтроля».

Чем больше смысла в содержании информации,

тем легче её запомнить

Такман

Первая задача

«Ситуативная конкретика» отражает предметный (математический) характер понятийного познания. Иными словами, «ситуативная конкретика», по сути своей, представляет персонализацию мыслительных процессов.

об-10

Между тем, построение образа и есть предметное содержание мышления, функция которого зависит от самой структуры когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности школьника.

Здесь необходимо уточнить, что на понятийном уровне – это свойства знания, качеств, закономерностей его существования, отношений и связей с другими объектами.

При этом становится всё более очевидным тот факт, что в «опорных сигналах» и «листе самоконтроля» закрепляется не только словесно-логическая формулировка, но происходит осознанное понимание личностью школьника некоторых ключевых математических  понятий, которые в целом формируют понятийное (концептуальное)  мышление, являющееся высшим рационально-логическим уровнем когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности школьника. Этот рационально-логический уровень имеет предметный (математический) характер.

Нам следует обратить внимание на то, что в «ситуативной конкретике» образы, представления выступают как чувственное содержание сознания личности школьника, от которого зависит эффект понимания значения словесного знака, теоретического мышления (В.В. Давыдов). В основе теоретического мышления лежит понятие как психическое новообразование, логическая форма мысли (единицы мышления), субъективная мера математических знаний, степени их осознания.

Разумеется,  понятийное мышление «… представляет собой процесс перевода информации с языка образов, на психолингвистический, символично-оперативный язык, представленный речевыми сигналами» (Л.М. Беккер).

Это объясняется тем, что образы в «ситуативной конкретике» анализируются в результате когнитивно-образовательной деятельности личности школьника и находятся внутри самого принципа организации интеллектуально-познавательной психической структуры деятельности. В то время как диалоговый режим коммуникации персонажей этнопособия выбран для стимулирования и формирования словесно-речевого компонента в виде скрытой артикуляции общего возбуждения речевых центров, элементов вербализации отдельных моментов когнитивно-образовательной деятельности школьника.

При этом очень важно то, что интеллектуальная функция «ситуативной конкретики» заключается в подключении формализованного социокультурного опыта ребёнка через гамму его сенсорных и эмоциональных впечатлений, которым так близки житейские ситуации.

Вторая задача

 «Опорные сигналы» характеризуют специфику понятийного обобщения.

ОС- 1

Одним словом, когнитивно-образовательная деятельность самообучающейся личности школьника не возможна без включения словесно-речевого фактора, поскольку слово, как знак, фиксируется в её сознании средствами языковой символики.

Согласно исследователю психолингвистики А.Н. Соколову, единый и непрерывный процесс мышления ребёнка состоит из чередования фазы речевых действий и фазы зрительного анализа. Данное чередование учтено в «опорных сигналах» этнопособия по математике, где формируется «образный язык понятийной мысли» (М.В. Осорина).

«Опорные сигналы» представляют собой образные модели и схемы, особенности организации которых, обеспечивает кодирование выделенных отношений в рамках пространственной структуры, что позволяет передавать логические отношения в образной форме.

Следует особо отметить, что схема, графики, ключевое слово, рисунок — это наиважнейшие инструменты личностно-интеллектуального процесса самообучения и развития детского мышления.

Думаем вполне логично, что «образная схема» выступает как конструктивная основа мира предметов, явлений и событий из программы «ситуативная конкретика», когда их существенные черты фиксируются за счёт структурных связей и их динамических перестроек. Что означает, согласно Р. Арнхейму: «… с восприятия формы начинается образование понятий». В данном случае он говорил о визуальном аспекте мышления ребёнка.

Схемы не только информационные абстракции, но и схемы, как образ, эталон поведения, представляют собой некие мысленные формы, которые предназначены помочь ребёнку понять и сохранить в памяти то, что его личность познаёт.

Для примера приведу несколько диалогов детей из «Семейного дневника», которые можно прочитать в книге «Антология мирового анекдота: И тут Вовочка сказал...».

1. Диалог латвийского мальчика.

  • Тётя, а у тебя есть дети?
  • Нет, милый. Аист ни одного ребёнка мне не принёс...
  • Э! Если ты будешь и дальше верить в аиста, то детей у тебя никогда не будет.

2. Диалог алжирского мальчика.

  • Вчера я упал с тридцатиметровой лестницы! — хвастается Серж.
  • И жив остался?!
  • Да, но я сорвался с первой ступени...

3. Диалог канадского мальчика.

Маленький Ник, любимец своей богатой бездетной тётушки, протягивает ей большой стакан.

  • Отпей хоть немного из него!
  • А зачем, Ник?
  • Я хочу посмотреть. Папа говорит, что ты пьёшь, как лошадь.
Третья задача

«Лист самоконтроля» познавательно, словесно, понятийно структурируют в качестве высшей психической формы когнитивно-образовательную активность самообучающейся личности школьника.

лс-2

Между тем, в интеллектуальной программе «лист самоконтроля» отражён процесс вербализации, когда происходит рождение понятийного обобщения.

Причём «лист самоконтроля» является третьим моментом повторения (рефлексии) информации, содержание которой было изложено в «ситуативной конкретике», затем закодировано и расшифровано в «опорных сигналах» (второй момент рефлексии).

Здесь следует остановиться на том, что математическое понятие «обыкновенная дробь» как понятийное знание характеризует такой уровень понимания, когда оно осмысливается школьником, как некоторая целостность в органичном единстве его конкретно-предметных, функциональных, обобщённо-категориальных характеристик.

Но не следует забывать о том, что тема «обыкновенные дроби» школьной математики является системообразующей «нитью для бус».

Именно на неё нанизываются такие математические понятия, как: «десятичная дробь», «процент», «уравнения», «неравенства», «призма», «конус», «цилиндр», «координатная плоскость», «числовая ось», «вектор» и т.д.

Тем самым, происходит упорядочивание в сознании личности ребёнка отображённого множества признаков по степени их общности (процессы иерархизации признаков). Иерархический принцип работы понятийной структуры в своих исследовательских работах описывали: Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Дж. Брунер, М.А. Холодная и др.

 

Органическое единство программ —
залог формирования «высших психических функций»

Как мы уже не раз отмечали, высокий процент самообучаемости детей из этносреды в процессе формирующего эксперимента обеспечила синтетическая интеграция логической последовательности интеллектуальных программ:

  1. «ситуативной конкретики» как действенное образование;
  2. «опорные сигналы» как образное образование;
  3. «лист самоконтроля» как словесно-символическое образование.

Именно, органическое единство трёх интеллектуальных программ организации когнитивно-образовательной деятельности школьников определило систему взаимовлияний и взаимопереходов всех видов памяти и типов  мышления, являющихся важнейшей характеристикой высших стадий интеллекта школьника для культурной и географической мобильности в современном обществе.

Ниже будет представлено видео, где родитель-оператор постоянно ограничивает когнитивно-образовательную деятельность: «Не мешай!», «Резче! Резче! Резко!», «Подожди!», «дай Саше...».

Когда ограничивается свобода в когнитивно-образовательной деятельности, то создаётся атмосфера нервозности. Дело в том, что мальчик был абсолютно спокоен, пока мама девочки не стала ограничивать её исследовательскую любознательность.

Следовательно, в первом классе она может уже и не проявить так эмоционально свою детскую жажду познания — «Хочу всё знать!»"

 Поэтому должны выполняться три ключевые условия для стимула детского развития:

  1. Личностно-интеллектуальная среда самообучения, условно сегментированная на аспекты формирования и развития детского интеллекта.
  2. Коммуникативно-регулятивное сотрудничество, когда в ходе грамотной и уважительной коммуникации личность ребёнка регулирует собственное поведение.
  3. самообучающаяся личность ребёнка, которая на подсознательном уровне познаёт мир сенсомоторным путём восприятия, вербализует в речи увиденное, услышанное и прочитанное событие, явление, предметы и межличностные отношения.

Итак, для педагогов и родителей чрезвычайную важность представляет УМЕНИЕ — осознать риск возможных потерь.

Ведь основная проблема «школьная неуспешность» не исчезает из-за различных наказаний, упрёков ребёнка. Наоборот, низкая самооценка ребёнка усугубляется. Он приобретает весьма горький опыт «неудачника», видя причину неуспеха в собственной глупости, «никчёмности».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.