Мне представляется, что многие молодые родители всегда мечтают о долговременных перспективах не только детского саморазвития, но и собственного.

Идея воспитывает личность,

питает её соками,

даёт силу,

ведёт в действие.

Прежде чем говорить о личности,

нужно говорить об идее

Пётр Николаевич Савицкий

3 ключевые особенности личности ребёнка

Понятие личности является по сей день спорным, как в психологии, так и в сфере школьного образования.©З.Н. Ичин-Норбу.

Здесь необходимо нам поговорить о трёх ключевых особенностях личности каждого ребёнка:

  1. Разум – это связь потребности интеллекта познать, узнать что-то новое с мышлением, с опытом приобретения знаний.
  2. Рука – связь связь психики с моторно-двигательной деятельностью, когда психика ребёнка образует его представление об окружающей реальности. Например, у ребёнка  образуется знание о понятии «температура» на его житейском опыте и представлении о горячем пирожке и холодном напитке. И когда ему говорят «горячий металл» или «холодный пол», он уже может понимать речь говорящего.
  3. Язык – связь мыслительных процессов с речью. Процесс — это определённые изменение во времени.

Однако необходимы условия, в которых наиболее ярко проявляются личностно-интеллектуальные особенности детского саморазвития.

Первое условие – это постоянное и непрерывное пополнение словарного запаса для формирования речевого мышления у личности ребёнка на основе понятий, терминов, законов и правил — РАЗУМ.

Второе условие – сенсомоторика, когда предметы исследуются на ощупь, на вкус, в ходе манипуляций ими. Иными словами, с помощью органов чувств ребёнок познаёт своё окружение, пространство, в котором он находится.

Третье условие – мыслительная речь тесно связана с сознанием личности ребёнка, поэтому ей необходимо мысленно представить весь алгоритм действий.

И наконец, личностно-интеллектуальная среда детского саморазвития изначально является очеловеченной, чтобы ребёнок мог самообучаться без страха и упрёка. Ведь многие дети не понимают тему на уроке именно потому, что они боятся самого учителя: его взгляда, мимики, жеста и интонации в голосе. Этого страха не должно быть!

Хотим мы этого или не хотим, но личность ребёнка от педагога ожидает доброту, искренность и понимание. Именно за этими качествами личность ребёнка приходит в школу. Следовательно, непонятая тема урока – это некое разочарование в педагоге. 

В чём заключается важность разумного общения

Разумное общение — это этническая особенность долган.

Если взять за привычку читать 1 книгу в день, записывать свои мысли, которые возникли при чтении, то такая практика даёт бесценный опыт развития собственного мышления, речи и памяти.

10 правил Стива Джобса. https://youtu.be/Iz8yywxNKC0

Как правило, любой ребёнок рождается в этнической семье, где он слышит этническую речь и знакомится с моделью поведения в этнической среде.

Именно поэтому я и заговорила об этномодели самообучения в семье, нормы поведения и мышления которой потом ребёнок никак не может соблюдать в среде детского сада или школы.

Вот почему ребёнок не воспитывается в детском саду или в школе, он социализируется в этих образовательных средах.

Личность ребёнка, путём наблюдений за поведением и речью других детей и педагогов, пытается их «примерить» к себе, накладывая увиденное на свой опыт.

Мудр тот,

кто имеет знания и делает вид,

что не знает.

Глуп тот,

кто не имея знания,

делает вид,

что знает

Лао Цзы

Двадцать оленей окружили нашу походную палатку и целых два часа охраняли её, пока мы принимали лечебные ванны. Как они догадались о том, что мы — из оленьего края?

В этой статье речь пойдёт об этнической модели организации личностно-интеллектуального пространства детского саморазвития, в котором предметно-содержательные сегменты провоцируют когнитивно-образовательную активность личности ребёнка, запуская процесс самообучения. 

Меня многие кандидаты педагогических наук и рядовые школьные учителя всегда спрашивают: «Как принципы, формы и методы ПСИХОЛОГИИ ШКОЛЬНОЙ ЭТНОДИДАКТИКИ можно примерить в школе, в вузах?».

Международная конференция по методологии этнопедагогики

30 октября—1 ноября 2017 года проходила Международная научная конференция в Элисте по теме «Методология этнопедагогического исследования, посвящённой 90-летию со Дня рождения академика Г.Н. Волкова».

Эту конференцию организовали:

  • ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».
  • ФГБОУ ВО "Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова.
  • БУ РК «Центр по развитию калмыцкого языка».

При поддержке Министерства образования и науки Республики Калмыкия и Правительства Республики Калмыкия.

Меня приятно поразили моменты, о которых, как правило, ни в статьях, ни в книгах не пишут, а говорят только на кухне за чашкой чая.

Первый приятный момент —  мы ежесекундно ощущали чисто человеческое тепло общения и родственно-отцовское внимание со стороны Панькина Аркадия Борисовича, профессора Калмыцкого Университета. При всей молчаливости душа его радостно улыбалась. Такие вещи невозможно выразить словами, мимикой, жестами, их можно только почувствовать.

Второй приятный момент —  запомнился мудрый и почти суровый взгляд Николая Гаряевича Манцаева, Министра образования и науки Республики Калмыкия. Не скрою, в силу своего северного закала, я выступала, может быть, дерзко и прямолинейно, а Министр образования слушал моё дерзкое выступление с пристальным вниманием и адекватной реакцией, что не свойственно чиновникам его ранга. Странно, но я чувствовала, что он понимал каждое моё слово-идею, об этом свидетельствовал его мудрый и задумчивый взгляд.

Третий приятный момент — я видела много и разных ректоров Университетов, но такой интеллектуальной «ГЛЫБЫ» никогда, каковой оказался молодой ректор Калмыцкого Университета, Бадма Катинович Салаев. А могущество его заключается в человеколюбии. Мне было достаточно услышать перечень довольно продвинутых проектов с его участием в разработке, чтобы понять личностно-интеллектуальную мощь — ЗАБОТА о людях.

Четвёртый приятный момент — довольно  большая по количеству аудитория слушателей в зале Дома Правительства Калмыкии меня слушала, затаив дыхание. В их взглядах я прочитала противоречивость эмоций — КАК? Почему? А ведь ПРАВДА!!! Далее я опишу эти противоречивые моменты своего выступления, которые поразили слушателей и тут же запустили мыслительный процесс каждого. Равнодушных и спящих не было! Все слушатели напоминали сжатую пружину. И это ЗДОРОВО! Возможно, поэтому аудитория долго и громко аплодировала. Не думаю, что они аплодировали мне. Они аплодировали ИНСАЙТУ решения тех проблем, которые волновали и волнуют многие поколения, поскольку в каждой семье есть САМООБУЧАЮЩАЯСЯ ЛИЧНОСТЬ, которую образовательные программы «держат в ящике» классно-урочной системы школьного обучения.

Пятый приятный момент — со мной переписываются многие кандидаты и доктора педагогических наук, которые не имеют целостного понимания о ПСИХОЛОГИИ ШКОЛЬНОЙ ЭТНОДИДАКТИКИ (ПШЭД), а рядовые учителя из школы «Перспектива» за два часа общения во время Мастер-класса поняли и не испугались новых терминов научного аппарата ПШЭД. Они сначала пришли такие недовольные тем, что в первый день каникул их загружают незапланированным мероприятием, но в конце Мастер-класса не было педагогов, довольнее и счастливее их. У них глаза блестели, как снег под лучами яркого солнца. Они, как будто, обрели крылья, распрямили свои плечи, много смеялись. Они искренне благодарили и радовались своим открытиям для себя. Меня приятно поразила Вера Бадмаевна Манджиева, директор частной школы «Перспектива», кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ. В первые минуты встречи она выглядела уставшая, как старое пальто на вешалке, но после Мастер-класса у неё даже цвет лица изменился, она представляла собой мощный энергоноситель с раскрытыми плечами. Действительно, внешнее отражает внутреннее. Передо мной стоял стратег с глазами, которые излучали истинную радость от понимания собственного вектора саморазвития.

Шестой приятный момент — бескорыстная, человеческая помощь и глубинное понимание моих идей Чиряевым Еремеем Константиновичем, заведующего лабораторией этнопедагогических исследований ГБПОУ Республики Саха (Якутия). Его сопровождала супруга, Светлана Васильевна, которая опекала меня и заботилась обо мне.

Седьмой приятный момент — я встретила своих прекраснейших знакомых: Ялалова Фарита Габтеловича, доктора педагогических наук и Черникову Тамару Васильевну, доктора психологических наук. С Фаритом Габтеловичем мы руководили работой секции № 1 «Этнодидактические основы современного образования», где довольно профессионально-разнородная аудитория не скрывала своего восхищения, восторга и радости. Местное ТВ у меня брали интервью, которое показали по телевизионному каналу Элисты.

Фарит Габтелович радовался, как ребёнок, тому, что так чётко выстроена методология ЭТНОДИДАКТИКИ, а Тамара Васильевна сна лишилась, когда читала и набиралась позитивной энергии от моего этнодидактического пособия самообучения математике для детей кочевых школ «Занимательная математика для северян».

А вот, чем же всё-таки я шокировала аудиторию в Элисте, думаю, напишу в следующей статье.

Хочу сказать, что мой доклад в ходе пленарного заседания, соруководство секцией и теоретико-практический лекционный семинар с учителями сделали своё дело — я написала более 100 электронных книг и создала более 400 чек-листов за месяц, пока отсутствовала на сайте. Список моих электронных книг с обложками я помещу на своей странице «Публикации». Смотрите и задумывайтесь над тем, как прекрасна ЖИЗНЬ.

Прошу прощения, что тему статьи пришлось перенести. Эмоции так захлестнули меня, что места не хватило на раскрытие темы статьи, но обязуюсь, что напишу.