Что такое этнопедагогическая дидактика? Какие ключевые правила этнопедагогической дидактики составляют её «скелет»?

Психология этнопедагогической дидактики

Ни в Интернете, ни в ведущих российских библиотеках не формулируется понятие «Психология этнопедагогической дидактики», поэтому возьму на себя смелость всё-таки дать дефиницию (определение) этого понятия, которое будет корректироваться ещё и ещё.

Итак, Психология этнопедагогической дидактики представляет собой житейскую основу процесса  семейно-обучающего воспитания подрастающего поколения по законам этнических традиций.

Когда родители трудятся,

а дети наслаждаются жизнью,

внуки будут просить милостыню

Японская пословица

Психология этнопедагогической дидактики — это осознание семейно-обучающего воспитания подрастающего поколения по законам этнических традиций и обычаев.© З.Н. Ичин-Норбу.

Знаменательно то, что написание этой электронной книги я завершила в РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО, в один из главных и светлых праздников, установленный в честь рождения во плоти Иисуса Христа от Девы Марии.

Было такое ощущение, что моими мыслями управлял и их обогащал сам Иисус Христос.

Именно поэтому я решила сегодняшнюю статью посвятить ей, которая по счёту идёт под номером 122.

Осознание технологии самообучения

В этой книге нам необходимо осознать, что использование технологии самообучения в процессе детского саморазвития неизбежно изменяет наши социальные институты и наши духовно-нравственные ценности.

Если таких изменений нет, то технологический прогресс не произведёт ожидаемых:

  • Финансовых успехов.
  • Эмоциональных радостей.
  • Гуманистических ценностей детского саморазвития.

Ни для кого не секрет, что в нашем современном мире рыночных отношений власть переходит от тех, кто вкладывает деньги, к конкурентоспособным самообучающимся личностям, вкладывающим в свои знаниевые компетенции, в состав которых входит:

  1. Умение непрерывно самообучаться.
  2. Позитивные эмоции.
  3. Творческое воображение.

Моих электронных книг стало много, более 120, но лучшего качества и с более низкой себестоимостью.

МИРОМ ПРАВИТ МНОГООБРАЗИЕ

Вопросы,

а не ответы

определяют будущее…

Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале

Личностно-интеллектуальная система координат является многовекторной, многофакторной, многосегментной средой самообучения для саморазвития.

Умение педагога создать личностно-интеллектуальное пространство детского саморазвития и организовать детскую когнитивно-образовательную деятельность – это искусство достижения выдающихся результатов с помощью рядовых воспитателей детских садов и школьных учителей.

В чём преимущества личностно-интеллектуального пространства детского саморазвития?

Первое преимущество предметно-содержательные сегменты с набором дидактических материалов непроизвольно привлекают внимание личности ребёнка.

Второе преимущество – любой набор дидактических материалов мотивирует личность ребёнка на когнитивно-образовательную деятельность. «Интеллект сегодня сильнее целых государств…» (Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале, 2005, с. 110).

Третье преимущество – когнитивно-образовательная мотивация личности ребёнка удерживает её до тех пор, пока она не сформирует собственные знаниевые компетенции, которые помогут ей в будущем понять: «… определённое становится неопределённым, а невозможное становится возможным…» (Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале, 2005, с. 51).

Четвёртое преимущество – нет ничего важнее, чем коммуникативно-регулятивное сотрудничество, основой которого является ДОВЕРИЕ, когда авторитарное педагогическое руководство на страхе детей и родителей уже не работает. Сегодня «рулит» человеческий разум, который только сама личность ребёнка способна формировать и самостоятельно развивать.

Пятое преимущество – это сюжетно-ролевая ситуация детского саморазвития, запускающая механизм саморазвития, поскольку в современном мире уже не актуально заниматься карьерным ростом. Сегодня в центре внимания — стиль жизни. Именно поэтому в нашей Школе «ТРИ-Л» мои дошколята уже разрабатывали собственные проекты и защищали их так, что все вокруг слушали проектировщика с раскрытым ртом. Детский проект – это стартовая точка отсчёта великих начинаний, а, как известно, новые роли неизбежно требуют новых знаний, которые мои детки уже в трёхлетнем возрасте умеют делать с огромным удовольствием.

Напомню основное положение Л. С. Выготского – для того, чтобы объяснить сложные формы сознательной жизни человека, необходимо выйти за пределы организма, искать источники этой сознательной деятельности и «категориального» поведения не в глубинах мозга и не в глубинах духа, а во внешних условиях жизни, и в первую очередь во внешних условиях общественной жизни, в социально-исторических формах существования человека.

Двадцать оленей окружили нашу походную палатку и целых два часа охраняли её, пока мы принимали лечебные ванны. Как они догадались о том, что мы — из оленьего края?

В этой связи я считаю, что этнокультурные факторы среды – это внешние условия жизнедеятельности ребёнка, которые определяют его комплексное развитие. © З.Н. Ичин-Норбу.

ПОИСК СМЫСЛОВ

 

Представляю определение понятия «смысл», данное А.Р. Лурия: «Под смыслом, в отличие от значения, мы понимаем индивидуальное значение слова, выделенное из объективной системы связей; оно состоит из тех связей, которые имеют отношение к данному моменту и к данной ситуации» (А. Р. Лурия, 1998, с. 60).

В этой связи, думаю, чем привлекает житейский социокультурный опыт личности ребёнка – это тем, что в нём всегда есть детский смысл как субъективное отражение системы связей. © З.Н. Ичин-Норбу.

Л. С. Выготский считал, что «житейские понятия» вызывают систему наглядно-действенных связей, «научные понятия» вводят в систему вербально-логических определений.

В наше время творческий подход к организационным вопросам означает создание психолого-этнодидактических условий, обеспечивающих не множественное количество выпускников школ, теряющихся в современном мире, а самообучающихся личностей, находящихся в непрерывном потоке творческих идей.

К сожалению, все «лучшие школы России» конкурируют на основе знаний, но знания недолговечны. Поэтому к ним надо относиться как к одноразовому продукту.

В наш век нано-технологий следует личность ребёнка научить жить в ситуации неопределённости, когда ключевыми являются:

  1. Талант – это 90% трудолюбия и личностно-интеллектуального совершенства в любой сфере жизнедеятельности. «Сила ума доминирует в современных корпорациях» (Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале, 2005, с. 108).
  • Время, которое не в силах ни остановить, ни поторопить. Наше общество работает в режиме реального времени «Здесь и сейчас» — это закон ДЕТСТВА. Посмотрите на ребёнка:
  • У него нет прошлого, поскольку он поплакал и забыл, зачем он плакал.
  • Он не думает о будущем – это взрослые ему навязывают страхи перед будущим.
  • Он просто ЖИВЁТ: радуется, мечтает, печалится и плачет, но «Здесь и сейчас», через минуту он забудет предмет радости или огорчения.

К сожалению, ни педагоги, ни родители не задумываются над тем, завтрашний день не может быть предсказуемым, потому что современный мир не структурирован так, как мы хотим. Следовательно, в детских садах и в школах надо поддерживать саморазвитие детского таланта.

ЭТНОКУЛЬТУРА И РЕЧЕВОЕ МЫШЛЕНИЕ

Личность формируется в семье путём обучающего воспитания на основе этнических традиций семейного воспитания подрастающего поколения, но НЕ школой и НЕ детским садом. Так что, педагоги, спите спокойно и дышите ровно! © З.Н. Ичин-Норбу.

Как влияют специфические особенности конкретной этнической культуры на стиль речевого мышления школьника из монокультурной социальной среды для преодоления школьной неуспешности?

Ключевой момент – это модель семьи. «Семья – всегда уравновешенная и мудрая, тёплая и простая, не замаранная грязью внешнего мира…» (Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале, 2005, с. 75).

Личность в семье формирует:

  • Специфические особенности конкретной этнической культуры.
  • Стиль мышления личности ребёнка.
  • Личностно-интеллектуальная успешность ребёнка зависит:
  • От степени сформированности речевой и мыслительной деятельности ребёнка из этнической монокультурной среды в условиях поликультурной социальной среды.
  • От степени адаптации предметного содержания учебников и учебных программ к его стилю мышления ребёнка из этнической монокультурной социальной среды.
РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИОННЫХ КОНЦЕПЦИЙ

Как социокультурные факторы развития влияют на стиль мышления ребёнка в этнокультурной социальной среде, с одной стороны, а с другой – в поликультурной школьной среде?

Исследования А. Р. Лурия в 30-е годы и американского психолога Дизе (1962, 1963) — частотные характеристики ответов на предъявленное слово и интеркорреляция тех слов, которые вызывают соответствующие ассоциации прошлого века показали и доказали, как социокультурная среда влияет на саморазвитие личности ребёнка, когда ассоциативные связи, возникающие у деревенского ребёнка более стандартны, чем связи, возникающие в речевой сфере городского ребёнка. © З.Н. Ичин-Норбу.

Думаю, не лишним будет озвучить определение американских бизнесменов: «…инновация – это переосмысление того, что мы делаем, и создание заново самой нашей отрасли…» (Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале, 2005, с. 175).

Таймырский эксперимент наглядно и доступно показал не только негативные моменты школьного образования, но и пути выхода из кризиса школьной дидактики. © З.Н. Ичин-Норбу.

Следует заметить, что в ходе эксперимента на Таймыре были учтены этнокультурные факторы саморазвития речевого мышления детей в содержании этнодидактического пособия на русском языке, что доказало логическую необходимость и целесообразность успешности школьников из этнокультурной среды, поскольку в этнодидактическом пособии самообучения математике были приняты во внимание следующие социокультурные факторы:

  1. Культурно-бытовой уклад жизни долган:
  • Олени.
  • Животный и растительный мир.
  • Традиции.
  • Обычаи.
  1. Владение лексикой родного языка как речевое мышление в этнокультуре:
  • Пословицы.
  • Поговорки.
  • Загадки.
  • Считалки.
  • Этнокультурные традиции семейного воспитания:
  • Общение между членами семьи.
  • Уважительное отношение к родителям и старшим по возрасту.
  • Духовно-нравственные ориентиры в социуме. Этническая ценность северных народностей заключается в их единстве с природной тундрой.
  1. Модели межкультурного взаимодействия:
  2. По методу самообучения – эмпирико-дидактические.
  3. По содержанию самообучения – общекультурному.
  4. По сфере, в которой стремятся достичь основных результатов – когнитивной, эмоциональной и поведенческой (В. С. Кукушкин, Л. Д. Столяренко, 2000, с.237).

Остальную информацию можно прочитать в самой книге, если, конечно, ЧТО-ТО Вас зацепило.

Я бесконечно благодарна иностранным читателям, которые оставляют свои искренние отзывы восхищения:

  1. Ваш сайт фантастически полезен.
  2. Ваш сайт умопомрачительно щедр своими практическими находками, о которых НИГДЕ не пишут, потому что на них зарабатывают.
  3. Ваш сайт УНИКАЛЕН, потому что от него веет РАЗУМНОЙ ДОБРОТОЙ!
5 ключевых правил психологии этнопедагогической дидактики

Правило № 1. Воспитывать личность ребёнка так, чтобы она во взрослой жизни в любой вещи видела не стоимость, а её ценность, полезность.

Поясню свой тезис ситуативной конкретикой.

1) Чтобы поверить в то, что Ваши знания и навыки полезны детям — надо научиться отдавать много внимания на общение и взаимодействие.

А это есть то время, которого катастрофически не хватает родителям, которые могут часами обсуждать подруг, коллег, политику, экономику, образование и т.д.

2) Чтобы от личности ребёнка получать обратную связь, необходимо учиться понимать её, наблюдая за её поведением и общением с другими детьми и взрослыми.

3) Уметь давать реальные обещания, в выполнении которых Вы уверены.

4) Помнить всегда о том, что детям не нужны энциклопедические знания, им нужны знания только для того чтобы понять себя и быть уверенными в своей полезности близким и родным. Именно через полезность своим родным личность ребёнка осознаёт свою ценность.

Почему родители-долганы не боятся доверять своим детям домашние дела?

Потому что личность ребёнка, ошибаясь и «спотыкаясь», поймёт суть рубки дров, мытья посуды и полов, наколки льда и т.д.

Такую ценность, как детская самостоятельность, не ценят многие родители. Они не понимают, что самостоятельность в собственных действиях, формирует у личности ребёнка чувство собственного достоинства, которое порождает ответственность.
Следовательно, такие качества, как: ответственность, решительность, мужество формируются только в семье, на родительском доверии.
Как ни странно, сейчас в детских садах пошла, в психологическом плане, разрушительная однобокость – воспитатели категорично требуют от детей самостоятельности в одевании, в гигиене, в умении пользоваться столовыми приборами.

Почему это неправильно?

Воспитатели увлеклись формой самостоятельности «Так надо!», но не видят истинное содержание.

Я была свидетелем ситуации родительской безграмотности в воспитании.
Было утро. Мамаша привела девочку в детский сад и начала машинально, беспорядочно перед ней скидывать на скамейку кучку детской одежды, в которую она должна переодеться.

— Мама, я устала, не могу одеваться, – жалобно описала своё состояние девочка, надеясь на мамину благожелательность и её понимание.

— А тебя кто спрашивает? Быстро одевайся и иди в группу! Мне некогда тут с тобой возиться, потому что я тороплюсь на работу, — требовательно скомандовала мама, дав понять «Кто в доме Хозяин?».

Напрашивается вопрос — В чём ценность и полезность в самостоятельном одевании на примере этой короткой житейской ситуации?

По факту:

  • утро испорчено,
  • маминого понимания не было,
  • маминой чуткости и мудрости тоже не было,
  • личность ребёнка почувствовала свою ненужность, значит, психологическая тревожность возросла,
  • она ощутила полную беспомощность перед миром взрослых, столь лелеющих собственное ЭГО.
Какие же такие ценные знания приобрела личность ребёнка в этой ситуативной конкретике?

Правило № 2. Воспитывать личность ребёнка так, чтобы у неё всегда была потребность в здоровом образе жизни: физкультура + правильное питание, чтобы он потом не принимал лекарства для того, чтобы быть здоровым.

Правило № 3. В каждом своём ребёнке видеть будущую мамочку или папу, поскольку у каждого ребёнка может быть 100 причин отказаться от Вас, но он найдёт всего лишь 1 причину, чтобы не покинуть Вас в трудную минуту.

Правило № 4. В каждой личности ребёнка воспитывать своим образом жизни ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ!

Правило № 5. Жизнь – это долгий и длинный путь к совершенству, поэтому её надо совершенствовать ВМЕСТЕ с детьми и их папой или мамой.

Согласитесь, приятно, когда есть люди, которые видят, слышат и вкушают СВЕТ того, о чём я пишу, возможно, дерзко, но открыто.

ДЕРЗАЙТЕ!!!