Этнический язык способствует выстраиванию содержательной и структурной модели социокультурного опыта личности ребёнка, богатство которого передаётся словами и фразами.

Обеспечивая первичный контакт с окружающим миром,

органы чувств являются своеобразными окнами в мир

Роберт Дилтс

Этнический язык

Этнический язык, будучи материнским языком, обогащает духовное содержание личности ребёнка. © З.Н. Ичин-Норбу

Этнический язык в процессе детского саморазвития способствует строению собственной модели мира на основе чувственного восприятия реальности и эмоциональной реакции на эту окружающую действительность:

  • Житейские ситуации.
  • События.
  • Межличностные взаимоотношения.

Иначе говоря, детское самосознание и сознание базируются на словах, призывающих личность ребёнка к конкретным действиям. В качестве примера приведу ситуацию воздействия родной речи на поведение пятиклассника во время психолого-этнодидактического эксперимента в Хатангской средней школе-интернате.

Пятиклассник пришёл в класс и сидел в верхней одежде, хотя в классной комнате было душновато. На мою просьбу снять шапку, перчатки и куртку, высказанную по-русски, ребёнок никак не отреагировал. Тогда я спросила по-долгански: «И чем вызвано твоё упрямство?». В мгновение ока ребёнок машинально и быстро снял себя верхнюю одежду и сел прямо, сложив перед собой руки по принципу отличника. Все молча смотрели на него с удивлением. Он и сам не осознал, как он выполнил мою первоначальную просьбу.

Следовательно, родной язык имеет огромную силу воздействия на психику и поведение личности ребёнка. Именно по этой причине такие психические функции, как: внимание, память, воображение, речевое мышление и мыслительная речь, сформированные в семейной среде, составляют смысловое содержание социокультурного опыта. Возможно, по этой причине стратегические программы образования и педагоги должны учитывать базу социокультурного опыта личности ребёнка для организации и управления личностно-интеллектуальным процессом её самообучения.

Социокультурный опыт личности ребёнка

Социокультурный опыт ребёнка – это личностно-интеллектуальная модель восприятия и переработки информационной структуры окружающей действительности, в которой ребёнок саморазвивается как личность. © З.Н. Ичин-Норбу

Безусловно, социокультурный опыт личности ребёнка, как пчелиные соты, состоит из слов, которые задействованы в процессе:

  • Рассуждения.
  • Мышления.
  • Фантазирования.
  • Пересказа событий, фактов и явлений словами из собственного словаря.

Вместе с тем, индивидуальный словарь и логика мышления, как проявление разума личности ребёнка, строится из смысловых значений слов, обогащающих социокультурный опыт. Между тем, социокультурный опыт личности ребёнка, будучи интеллектуально определяющим эмоции и поведение ребёнка, является моделью его мировосприятия и мироощущения.

Напомню, что задачей школьной этнодидактики является помощь личности ребёнка на пути саморазвития, когда она сама определяет для себя:

  • Собственные убеждения.
  • Духовно-нравственные ценности.
  • Осознанный смысл жизни.

Следует уточнить, что ключевым результатом Таймырского эксперимента я считаю то, что дети воочию убедились в факте – плохих школьников не бывает, есть только те, которые не уверены в собственных способностях и возможностях их проявления из-за отсутствия грамотной организации когнитивно-образовательной деятельности личности школьника по формированию знаниевых компетенций.

Как часто и бывает в педагогической практике – возмущённые и недовольные педагоги зачастую в пылу своего гнева причиняют душевную боль личности ребёнка, которой свойственны отчаяние, безысходность и отчуждение, приводящие к блокировке социальной адаптации.

Личностная модель мира

Общеизвестно, что родной язык отражает этнокультурный опыт рассудительности, мышления и использования речевых шаблонов, с помощью которого создаётся собственная модель мира, передаваемая в ходе беседы, чтения и взаимодействия.

Несомненно, грамотное и понятое высказывание мысли возможно только в случае наличия богатого словарного запаса, способствующего осознанию и расширению границ языковых возможностей для достижения успеха в общении и взаимодействии с другими детьми, с педагогами и родителями.

Базовые фокусы социокультурного опыта самообучения

Социокультурный опыт самообучения личности ребёнка имеет свои базовые фокусы когнитивно-образовательной активности ребёнка. © З.Н. Ичин-Норбу

Итак, первым, основным, фокусом социокультурного опыта самообучения личности ребёнка является сенсомоторный опыт – процесс ощущения, переживания и восприятия окружающей действительности. Более того, социокультурный опыт личности ребёнка – это суммирующая составляющая слагаемых: сенсомоторный опыт восприятия и вербально-символической переработки информации, составляющей систему её знаниевых компетенций. Вторым фокусом социокультурного опыта самообучения личности ребёнка является личностно-интеллектуальная реакция школьника на эту действительность. Третьим фокусом социокультурного опыта самообучения личности ребёнка является ассоциации, фантазии и эмоции. Четвёртым фокусом социокультурного опыта самообучения личности ребёнка является система знаниевых компетенций, которая оценивается, корректируется и аккумулируется в течение всей жизни.

Между тем, знаниевые компетенции – это некий код информации, прошедший через органы чувств, осознанное восприятие и личностное осмысление увиденного, услышанного и тактильно исследованного объекта внимания и интереса.

Именно социокультурный опыт самообучения личности ребёнка создаёт, формирует матрицу образов, мышления и поведения, поскольку является индивидуальным показателем:

  • Красочной яркости восприятия.
  • Осознанной осмысленности.
  • Личностной уникальности ребёнка.
Интеллектуальные программы самообучения и саморазвития

Дидактическое этнопособие самообучения математике состоит из 17 циклов. Каждый цикл детского саморазвития структурно состоит из шести интеллектуальных программ самообучения. © З.Н. Ичин-Норбу

Если вспомнить метод тройного стимула, то смею напомнить базовые интеллектуальные программы самообучения математике, где:

  1. Ситуативная конкретика – это диалоговая и познавательно-рассудительная активность персонажей этнопособия «Занимательная математика для северян». Если у ребёнка имеется богатый социокультурный опыт самостоятельной сенсомоторной деятельности, то ему легче сформировать научные понятия в виде информационных абстракций в таких областях, как: математика, геометрия, астрономия, физика, химия и биология. Более того, содержание и структура интеллектуальной программы «ситуативная конкретика» способствует богатому, яркому восприятию информационных абстракций в эмоциональном плане.
  2. Опорные сигналы – это символико-знаковое кодирование и декодирование информационной абстракции, использованной во время диалога в «ситуативной конкретики».
  3. Лист самоконтроля – это вербальное упорядочивание информационной системы знаний с проявлением творческой активности личности ребёнка, которая не имеет смысла без целенаправленной деятельности на получение конечного результата, стимулирующего личность ребёнка к составлению умозрительного планирования конкретных действий.
  4. Самопроверка – это тренировочные задания для осознания и автоматизации применения алгоритмов, правил и законов, формирующие знаниевые компетенции личности ребёнка.
  5. Диагностический тест самообучения – это самостоятельное оценивание знаниевых компетенций и их корректировка, приводящие личность ребёнка к успешности:
  • В самообучении.
  • В умении коммуницировать.
  • В умении создавать партнёрские отношения, которые строятся на способности договариваться.
  • В умении моделировать правильные взаимоотношения.
  1. Трилингвальный словарь – это словарная деятельность личности ребёнка на трёх языках:
  • Этническом как родном.
  • Русском как государственном. У детей из этнорегиональной среды Российской Федерации имеется скудный разговорный словарь русских слов, не позволяющий ребёнку воспроизвести богатое содержание собственного социокультурного опыта.
  • Английском как международном.

Трилингвальный словарь способствует расширению границ детского сознания, когда внешняя информационная система знаний запускает механизм переработанной системы знаний в виде:

  • Мысли.
  • Личностных убеждений.
  • Духовно-нравственных ценностей.
  • Смыслов конкретной активности личности ребёнка.

В заключении стоит ещё раз напомнить читателю, что личностно-интеллектуальный процесс самообучения школьника имеет тенденцию – руководствоваться собственным социокультурным опытом, поскольку любой ребёнок осознаёт сенсомоторные фильтры, на основе которых создаёт свою ментальную матрицу саморазвития.