Зачем школьнику знаниевые компетенции

Знаниевые компетенции представляют собой эффективно-конструктивную готовность личности ребёнка к проявлению творческой когнитивно-образовательной активности.

Новая перспектива наделяет ситуацию новым смыслом

Роберт Дилтс

Личностно-интеллектуальная база знаниевых компетенций

В традиционных детских садах и школах никогда не дадут возможность пятилетнему ребёнку САМОМУ взять куб, и измерить высоту, длину и ширину, чтобы вычислить его объём.

Знаниевые компетенции, как правило, имеют личностно-интеллектуальную особенность, поскольку только личность ребёнка самостоятельно определяет, КАК и ЗАЧЕМ применять в нестандартных житейских ситуациях знания правил, законов определённой области научных знаний: математики, физики, химии и т.д.

Естественно, знаниевые компетенции в разном возрастном периоде имеют различное содержание, отражённое в стратегических программах образования.

Между тем, объём знаниевых компетенций зависит от того, какой канал восприятия и переработки информации доминирует у личности ребёнка. Следовательно, метод тройного стимула не только определит ведущий канал восприятия и переработки информации, но и скорректирует остальные.

Метод тройного стимула

Метод тройного стимула детского саморазвития запускает процесс моделирования метамодели личностно-интеллектуального процесса самообучения.

Первый стимул это диалог персонажей этнопособия самообучения математике, в основе которого заложен метод ведения дискуссии на базе любого математического понятия или закона. Другими словами, определение математического понятия является некой познавательно-речевой лингвистической структурой математического языка, когда алгоритм действий с применением конкретного математического термина способствует реализации интуитивных действий, которые личности школьника предстоит понять и автоматизировать в знаниевые компетенции.

Кстати, знаниевые компетенции формируются только тогда, когда личность школьника осознала глубинные структуры понятия.

Как бы там ни было, ребёнок без участия педагогов и родителей не может быть до конца уверен в истинности своих суждений и убеждений. Вот почему одним из принципиально важных понятий в психологии школьной этнодидактики является коммуникативно-регулятивное сотрудничество.

Напомню, что коммуникативно-регулятивное сотрудничество – это некий резонанс родительских желаний, педагогических требований и личностно-интеллектуальных мотиваций школьника в процессе самообучения.

Естественно, что сферой личностно-интеллектуальной активности родителей может быть:

  • Политика.
  • Искусство.
  • Менеджмент.
  • Наука.
  • Педагогика.
  • Психология.
Процесс коммуникации

Вычислительные кубики

Дети умеют считать предметы, животных, растения, людей, рыб и насекомых, но часто они испытывают трудности при выполнении арифметики в уме. Так появилась моя методика «Вычислительные кубики». © З.Н. Ичин-Норбу

В любой сфере личностно-интеллектуальной деятельности всегда задействован процесс коммуникации, играющий главенствующую роль в партнёрских взаимоотношениях личностей, когда ключевым моментом общения и взаимодействия является диалог, который основан на грамотном применении речевых шаблонов. Например. В ходе изучения школьной математики детям необходимо показать технологию распознавания конкретного математического понятия для умения выделять их глубинную структуру в вербальной, словесной форме.

Разумеется, крайне необходим практический опыт преподавания школьной математики, который у каждого педагога собственный, а потому он уникален.

Ни для кого не секрет, что набор базовых знаниевых компетенций существенно влияет на детскую привычку рассуждать, размышлять и говорить.

Напомню, что метод тройного стимула является наиболее эффективным и продуктивным в личностно-интеллектуальном процессе самообучения, потому что личность школьника учится самостоятельно строить логическую цепочку доказательств с применением дидактических материалов, как потенциально могущественных средств процесса самообучения. Умение дискутировать доказательно с приведением достоверных фактов, является наилучшим навыком для формирования базовых знаниевых компетенций личности школьника.

Кроме того, процесс самообучения математике базируется на сенсорной модальности:

  • Смотреть на объект интереса.
  • Распознавать и выделять отличительные признаки этого объекта.
  • Слушать словесное звучание формальной структуры конкретного понятия.
  • Эмоционально реагировать объект исследования, конкретную ситуацию.
  • Тактильно касаться этого объекта.
  • Чувственно воспринимать объект интереса.
Этнодидактическая модель самообучения

Школьная этнодидактика представляет собой конгломерат этнической культуры, который будет способствовать осознанному, осмысленному восприятию информационной абстракции в школьных учебниках.

Более того, задача этнодидактической модели самообучения заключается в том, чтобы школьников научить понимать и творчески правильно применять знания математических понятий, терминов, правил и алгоритмов, для чего им необходимо постичь их глубинную структуру и логические связи.

Смею заметить, что саморазвитие ребёнка происходит за счёт постепенного и последовательного перехода знаниевых компетенций на более высокий уровень самообучения и самоизменения как результата формирования личностных и интеллектуальных новообразований.

Думаю, не лишним будет напомнить читателю структуру когнитивно-образовательной деятельности личности ребёнка в процессе самообучения:

  1. предметно-содержательное самоопределение, где внимание, как фокус детского разума, играет главенствующую роль в проявлении интереса к объекту исследования.
  2. самопроверка, как многократность и многогранность тренировочных упражнений.
  3. самоконтроль, как основа рефлексии.
  4. самооценка и коррекция знаниевых компетенций.
Этапы формирования знаниевых компетенций

Приведу конкретную поэтапность формирования знаниевых компетенций в ходе психолого-этнодидактического эксперимента на Таймыре.

1-ый этап - стратегическая программа самообучения школьников 5-9 классов, реализованной в этнопособии самообучения математике «Занимательная математика для северян».

2-ой этап — разработка и реализация программы психолого-этнодидактического эксперимента в неоднородной социокультурной среде школьного образования, когда программа школьного образования одна, но в разных этнокультурных регионах Российской Федерации.

3-ий этап — разработка социокультурного бизнес-проекта «Этнокультурный общеобразовательный комплекс».

4-ый этап — масштабирование интенсивной глубины результативности форсирования знаниевых компетенций в конкретных электронных книгах и брошюрах чек-листов.

Итак, базовые знаниевые компетенции формируются и закрепляются на когнитивном и образовательном уровнях.

Моей задачей была необходимость раскрытия принципов и логических структур «Психологии школьной этнодидактики», на которых основан личностно-интеллектуальный процесс самообучения в ходе когнитивно-образовательной деятельности в формате коммуникативно-регулятивного сотрудничества взрослых и детей на основе базовых знаниевых компетенций.

Не скрою, я предлагаю свои простые методы и методики создания личностно-интеллектуального пространства детского саморазвития для организации когнитивно-образовательной деятельности личности ребёнка, которые позволят взрослым использовать на практике технологию самообучения и проиллюстрируют то, как знаниевые компетенции согласуются с требованиями ФГОС.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.