Детское самосознание формируется стихийно и интуитивно в ходе моментального подражания в процессе самообучения, который запускает ВНИМАНИЕ личности ребёнка.

 

ВНИМАНИЕ — ДИСЦИПЛИНА ИНТЕЛЛЕКТА

Детям больше нужен пример для подражания,

чем критика

Ж. Жубер

Внимание придаёт импульс процессу самообучения.© З.Н. Ичин-Норбу

Проблему внимания я попыталась раскрыть в своей электронной книге «Внимание как дисциплина интеллекта», но из-за ограничения формата мне пришлось довольно кратко раскрыть в ней тему о самосознании и сознании личности ребёнка.

Внимание придаёт импульс процессу самообучения. © З.Н. Ичин-Норбу

В этой книге ключевыми моментами являются:

  1. Внимание, которое является как непроизвольным, так и произвольным.

Высокая концентрация внимания способна дисциплинировать ум ребёнка, тем самым, определяя степень таланта, который возможен только при наличии трудолюбия, усердия и настойчивости.

  1. Профессиональная компетентность педагога, которая формируется не у всех, у кого есть документ «Диплом», доказывающий о наличии высшего образования, полученного в стенах высшего учебного или профессионального заведения.

Компетентность как способность профессиональной мобильности возможна только, если с детских пор человек привык самоактуализироваться и саморазвиваться, самообучаясь.

РЕАЛЬНЫЙ ПРИМЕР ИЗ ЖИЗНИ

Ещё одна книга о правде школьной жизни, которую 98% взрослых людей вспоминают как «чёрную дыру» в собственной биографии. © З.Н. Ичин-Норбу.

Со мной поделилась моя хорошая знакомая своими тревогами за внука.

К этому мальчику приходила репетиторша-логопед. В наше время стало модным приглашать репетитора в дом для занятия с ребёнком. Знакомая оказалась совершенно случайно свидетелем ситуации, когда логопед жёстко требовала подчинения ребёнка её командам. Данная ситуация напоминала дрессировку собаки, с которой надо быть беспощадной.

На тревоги бабушки мальчика его мама ответила: «А иначе внимание у него будет рассеянным и неустойчивым, тогда он не сможет хорошо учиться. Это такой метод работы с детьми, у которых проблема с вниманием». Маму этого мальчика так и не смогла убедить бабушка дрессируемого мальчика.

Думаю, такого логопеда надо гнать грязной метлой и не подпускать к мальчику и к детям, вообще.

Чтобы доказать, что я не одинока в поддержке личности ребёнка, приведу цитату Лууле Виилма: «Ребенок, пребывающий под прессом страха, лицемерен, и его протест перерастает из ожесточения в злобу. Одновременно навсегда утрачивается его чувство собственного достоинства...».

Есть над чем задуматься.

Как можно платить за то, что дрессируют ребёнка как животного, за эту жестокую глупость?

Произвольное внимание ребёнка, котором вела речь мамочка мальчика, может сформировать только сознание, которое в свою очередь запускается непроизвольным вниманием личности ребёнка. Такова природа формирования произвольного внимания. Итак, логический замкнутый цикл: внимание — сознание — внимание.

Наверняка, у читателя возникла некая неразбериха в голове — Чем начальное внимание отличается от конечного?

Причинно-следственная связь в формировании личностных качеств ребёнка. © З.Н. Ичин-Норбу

Приведу результаты наблюдения Марии Монтессори в качестве тестирования истинного педагога-наблюдателя, чтобы быть стратегом, умеющим управлять личностно-интеллектуальным процессом самообучения детей.

Как сформировать личностные качества у ребёнка, познав причину возникновения тех или иных качеств у ребёнка?

Причины:

  1. Родительская критика возникает в результате их беспомощности.
  2. Родительская хвала желательна в жестах, в мимике, в удивлённом взгляде и т.д.
  3. Родительская враждебность к ребёнку возникает в результате эгоцентризма родителей — позиция «Кто в доме ХОЗЯИН?».
  4. Родительская честность — это признак мужества. Не каждый родитель способен признать в себе имеющиеся недостатки, которые всегда можно трансформировать в достоинства.
  5. Родители высмеивая, самоутверждаются на ребёнке. Ситуация напоминает басню Крылова «Волк и ягнёнок».
  6. Родительская готовность защищать собственного ребёнка от всех и каждого порождает в личности ребёнка ВЕРУ в себя.
  7. Родительская привычка позорить ребёнка в проявлении неуверенности, как правило, порождает РАБА общественного мнения и формирует стадное мышление.
  8. Родительское одобрение в конкретных действиях личности ребёнка формирует самоуважение. Я много раз приводила в качестве примера долганские традиции семейного воспитания.
  9. Родительское понимание и принятие ребёнка таким, какой он есть формирует терпеливость.
  10. Духовная родительская поддержка вселяет в ребёнке уверенность в себе, значит, формирует лидерские качества личности.
  11. Родительское дружелюбие и готовность оказания помощи личности ребёнка «разжигает» в душе ребёнка ЛЮБОВЬ, которая даётся Богом в качестве Божьего ДАРА!

Родителям необходимо знать причины возникновения собственных действий и мыслей, чтобы они в свою очередь не оказались причинами формирования у ребёнка:

  1. Осуждения.
  2. Оценки.
  3. Агрессивной самозащиты в виде драчливости.
  4. Справедливости.
  5. Робости.
  6. Веры.
  7. Чувства раба общественного мнения, виноватости.
  8. Самоуважения.
  9. Терпеливости и терпимости.
  10. Уверенности в себе, чувства собственного достоинства.
  11. Любви.
ПРЕДМЕТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ СЕГМЕНТ

Пятилетний Игорёк начал познавать Личностно-интеллектуальное пространство с геометрических тел, затем, абстрагировавшись от них перешёл к счёту на «Чипсах» М. Монтессори. Так начинает формироваться абстрактное мышление. © З.Н. Ичин-Норбу

Всё довольно просто. Я приведу пример из моей Школы «ТРИ-Л».

  1. Ребёнок впервые оказался в личностно-интеллектуальном пространстве детского саморазвития в Школе.
  2. Вдруг его внимание привлёк поднос с голубыми геометрическими фигурами в сегменте «Стереометрия». Это внимание спонтанное, потому и называется «непроизвольное».
  3. Тут-то педагог начинает с ним диалог, с которого начинается процесс самообучения, потому что личность ребёнка задалась осознанной целью — узнать названия всех геометрических тел, но ни одна цель не достигается без волевых усилий, который ребёнок проявляет, держа внимание на телах. Вот вам и произвольное внимание.

Достаточно глянуть на фотографию реального мальчика, который незаметно для себя запустил процесс формирования абстрактного мышления, которое невозможно без наличия непроизвольного внимания.

Надеюсь, читатель смог сравнить две ситуации:

  1. Логопед и мальчик, дрессируемый им.
  2. Пятилетний Игорёк, который самостоятельно познаёт предметно-содержательные сегменты личностно-интеллектуального пространства детского саморазвития.

Причём, Игорёк многократно будет повторять одни и те же действия, пока он не осознает их логическую, внутреннюю закономерную связь.

Более того, он ушёл домой, удовлетворённый собственными открытиями, которые и есть РЕЗУЛЬТАТ когнитивно-образовательной деятельности, интегрирующей в себе последовательность и постепенность познания в логической цепочке:

Непроизвольное вниманиеинтерес – ЧТО ЭТО? → мотив как осознание цели ЗАЧЕМ ЭТО? → многократные действия как проявление воли – КАК ДЕЛАТЬ ЭТО? → ОТКРЫТИЕ!!!

С таким чувством собственной значимости из Школы «ТРИ-Л» уходили домой все дети. Между тем, личностно-интеллектуальной среде самообучения дети не знали ни упрёка, ни страха, ни повелевания взрослых.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Каждая личность ребёнка в процессе собственного обучения прекрасна, как яркое солнце в тундре после долгой полярной ночи. © З.Н. Ичин-Норбу

Приведу более или менее обобщённый состав профессиональной компетенции педагога:

  1. Общая способность педагога мобилизовать в профессиональной деятельности свои:
  • Знания, приобретённые в стенах учебного заведения.
  • Умения, практически реализовать знания.
  • Навыки, сформированные в ходе анализа и коррекции собственных ошибок.
  • Обобщённые способы выполнения действий.
  1. Способность применять имеющиеся знания в реальной жизненной ситуации (С.Е. Рафф).
  2. Общая готовность устанавливать связь между знанием и ситуацией, сформировать процедуру решения проблемы (А.Б. Боровков).
  3. Уровень саморазвития личности ребёнка, связанный с качественным усвоением содержания образования (А. Дахин). Но сюда можно добавить и образовательный результат реального владения методами, средствами, деятельностью (Г.К. Селевко).

Для наглядности различий «компетенция» и «компетентность» приведу тоже более или менее обобщённое понятие компетентности.

Компетентность означает:

  1. Меру включённости человека в деятельность (Б.Д. Эльконин).
  2. Знания и умения в виде социальных практик (Л.М. Долгова).
  3. Личностное качество обучаемого (А.Б. Боровков).
  4. Личностная самореализация (В.А. Болотов, В.В. Сериков).

Несомненно, успешность как показатель продуктивности, эффективности и удовлетворённости в личностно-интеллектуальном процессе самообучения зависит от сформированности знаниевых компетенций и личностной компетентности, которых без внимания достичь нет никакой возможности.

Все детальные описания психолого-этнодидактических исследований школьников в неоднородной социокультурной среды я поместила в своих довольно объёмных монографиях:

  1. Этнодидактическая основа самообучения школьника. 2015, 448 с.
  2. Психология школьной этнодидактики. 2015, 401 с.
  3. Этнокультурный общеобразовательный комплекс. 2015, 411 с.

Думаю, Вас удивит время написания этих трёх монографий, которые никак не дублируют друг друга, а только логично дополняют.

Я написала эти три мощные монографии за 2 месяца!!!

Такой короткий срок написания трёх монографий объясняется банальными причинами:

  1. По факту у меня раковые клетки в организме зашкаливают, значит, жизнь может оборваться в любое время.
  2. Мои психолого-этнодидактические исследования школьников в полиэтничном регионе Российской Федерации – это моё детище, никто из учёных мне в этом не помогал. Да, они пытались «сломать мне хребет через колено», но я, закалённая суровыми природно-климатическими условиями Севера, не привыкла идти по проторённым тропам. Сами посудите, кто из «элитных» учёных станет тратить время на сельского учителя из заснеженной тундры, и ещё этнического происхождения.
  3. Своими исследованиями я наглядно и твёрдо доказала, что «школьная неуспешность» не имеет этнического происхождения – это НЕУСПЕШНОСТЬ авторов учебных программ и действующих учебников, которые устаревают уже до выхода из печати. Думаю, любой автор с огромным удовольствием переписал бы свой учебник, но время в современном МИРЕ быстротечно.
ДЕРЗАЙТЕ!!!