Теоретическая основа ПШЭД

Теоретическую основу ПСИХОЛОГИИ ШКОЛЬНОЙ ЭТНОДИДАКТИКИ составляют: КИТ психического развития; педагогика М. Монтессори; УДЕ; ОМ система обучения и воспитания.

Страстное исследование — это поиск правды

Мария Монтессори

Психология школьной этнодидактики объединяет в себе два направления:

  1. Этнопедагогическую психологию, которая заточена на модели семьи и её семейных традициях воспитания в этнокультурной среде жизнедеятельности (от 0 до 6,5 лет).
  2. Этнопсихологическую дидактику, которая заточена на принципах этнодидактики самообучения личности как ребёнка, так и педагога и родителя (от 6,5 до 12 лет).

Ниже будут представлены фундаментальные идеи и положения теорий, которые легли в основу ПСИХОЛОГИИ ШКОЛЬНОЙ ЭТНОДИДАКТИКИ.

Этнопедагогическая психология базируется на идеях педагогической теории Марии Монтессори.

Педагогика Марии Монтессори

Ребёнок – творец своей личности

поскольку в нём заложено стремление и энергия к саморазвитию — принцип природосообразности ребёнка.

Психологические условия успешности ребёнка:

  1. развивающая среда, когда порядок внешней среды порождает внутреннюю организованность;
  2.  свобода действий формируют дисциплину и ответственность;
  3. дидактический учебный материал из конкретной жизненной ситуации.

Письмо — подготовительный этап чтения

2016-03-30 10-25-48Ребёнок не просто пишет, но и понимает смысл прочитанного

Чувство собственного достоинства:

  1. самоопределение,
  2. самореализация,
  3. самооценка,
  4. саморазвитие.

Трёхступенчатая структура урока:

  1. показ (презентация);
  2. тренировка;
  3. контроль.

Ребёнок – исследователь окружающей среды

Чем раньше родители будут общаться и взаимодействовать с ребёнком на лоне природы, в общественном транспорте, в зоопарке, в океанариумах и т.д., тем больше шансов правильно сформировать и развить правое полушарие, которое по закону «сообщающихся сосудов» придаёт импульс формированию и развитию левого полушария.

Индивидуальная траектория развития:

  1. интерес,
  2. индивидуальный подход к познанию,
  3. индивидуальное восприятие окружающей действительности.

Восприимчивость ребёнка к порядку

2016-03-21 08-51-35Заметьте, порядок — это норме, эталон, шаблон, модель и т.д.

Порядок – это стимул, призыв к действию.

Разум – фундамент мышления

Поэтому особенно внимательно надо относиться к формированию сенсорных и моторных навыков ребёнка:

  1. оперируя конкретными предметами,
  2. вовлекая в житейские ситуации событий,
  3. обращая внимание ребёнка на явления в природе и обществе и т.д.

Рука – исполнительный орган разума

sema-moet-posuduЕсли родители не будут разрешать ребёнку  мыть посуду, подметать, стирать и т.д., то мозг лишится материала для развития.

Слух и зрение – главные ворота интеллекта

База чтения – устная речь

Ребёнок растёт упражняясь

ВЫВОД — совершенствование взрослого зависит от ребёнка.

 

 

Этнопсихологическая дидактика базируется:

  1. на культурно-исторической теории развития «высших психических функций» ребёнка Л. С. Выготского;
  2. на теории «Укрупнения дидактических единиц» П.М. Эрдниева;
  3. на организационно-методической системе обучения и воспитания В. Ф. Шаталова.

Попробую вкратце остановиться на ключевых идеях каждой их научной концепции.

Культурно-историческая теория психического развития ребёнка

Единство речи и мышления

Безусловно, названное единство формирует и развивает речевое мышление путём пополнения тезауруса понятий.

Единство мышления и речи

Более того, единство в обратном направлении формирует и развивает мыслительную речь, когда во главу угла стоят смысл и значение.

Эмпирическое  мышление:

  1. житейское,
  2. спонтанное,
  3. интуитивное.

Высшие психические функции:

  1. логическая память, которая и есть, по сути своей, смысловая);
  2. произвольное внимание требует включение сознания и проявление волевых усилий ребёнка;
  3. абстрактное мышление формируется только при оперировании научными понятиями, терминами, категориями.

2016-04-01 12-22-15Совместная деятельность ребёнка и взрослого

2b49d84bc655036abb8d3e1e34ce8c88_28

 

 

 

 

 

 

cropped-Л.jpg

Личностный треугольник "Три-Л

"

 

 

 

Актуальный уровень развития

Несомненно, это те навыки и умения, которые сформировались у ребёнка «здесь и сейчас»;

Зона ближайшего развития

Это перспектива развития, когда ребёнок «сегодня» может что-то выполнять с помощью педагога или родителя, но «завтра» он будет действовать самостоятельно — это саморазвитие ребёнка;

Новообразования:

1) психические: внимание, память, восприятие, представление, речь и мышление;

2) личностные:

а) регулятивные: сознание, самосознание, самооценка;

б) коммуникативные — духовно-нравственные ценности во взаимодействии;

3) деятельностные:

а) для школьника — познавательные, образовательные;

б) для педагога — дидактические;

в) для родителя — воспитательные.

Социальная ситуация развития

p-2Не стоит забывать о том, что ребёнок по природе своей является элементом общества, социума, поэтому ничто так не актуален, как преемственность этнических индивидуально-возрастных особенностей развития ребёнка.

Культура:

а) этническая, которая формирует менталитет ребёнка, представляющего собой некий отпечаток структуры и содержания этнической социальной среды;

б) интеллектуальная, представляющая собой некую научную социализацию когнитивно-образовательной деятельности;

в) личностная, которая не может быть без: самоопределения, самообучения, саморазвития, самореализации, самооценки, самосознания.

Интериоризация

Иначе говоря, внутреннее восприятие, когда ребёнок осознаёт, осмысливает, «примеряет на себе» внешнюю информацию. Для младенца прикосновение маминых рук, массаж, поглаживание является тем массивом информации, который развивает мозг мощно и сильно. Если родители накормят, запеленают грудничка и оставят его без присмотра на продолжительное время, то они «закрывают ворота разума». Этот мизерный период развития ребёнка (2 года) и есть тот фундамент, на котором будет строиться ЛИЧНОСТЬ ребёнка. Ни один возрастной отрезок развития не является столь важным, как эти 2 года!!!

Экстериоризация

Благодаря, экстериоризации педагог или родитель могут оценить степень понимания того, что было сказано, показано ребёнку. Короче говоря, как ребёнок внешне смог воспроизвести.

Историческая:

а) этническая;

б) интеллектуальная;

в) когнитивная;

г) образовательная.

Укрупнённые дидактические единицы

Математическое упражнение как основное звено процесса обучения математике:

sdc130731) процесс составления задачи, уравнения, тождества и неравенства богат своеобразными, синтетическими ходами мысли, принципиально недоступными познающему уму;

2) многокомпонентное задание:

а) решение обычной «готовой» задачи;

б) составление обратной задачи на основе более широкого набора логических операций и её решение;

в) составление аналогичной задачи по данной формуле тождеству или уравнению и решение её;

г) составление задачи по некоторым элементам, общим с исходной;

д) решение или составление задачи, обобщённой по тем или иным параметрам исходной задачи;

3) изучать много об одном.

Математическое творчество – высшая форма самостоятельности мышления школьника:

1) знания школьника будут прочными, если они являются продуктом собственных размышлений и проб и закрепились в творческой деятельности;

2) обучение математике представляет собой серию маленьких открытий, по ступенькам которых ум школьника может подняться к высшим обобщениям;

3) составление и решение собственной задачи дидактически гораздо поучительнее, чем решение двух готовых задач того же вида.

Соединение анализа и синтеза как условие гибкости и прочности математических знаний:

1) произнесение каждой фразы связано с анализом словарного запаса, который выполняют мозговые механизмы;

2) говорение уже есть синтез «отобранных» слов в структурно-высшую смысловую единицу – предложение;

3) тождество порождает уравнение;

4) правильно проведённый анализ зачастую позволяет найти более прозрачное доказательство, чем приведённое в том или ином учебнике;

5) противоположность аналитического и синтетического ходов мысли в одном рассуждении удобно изобразить на одной схеме (рисунке);

5) вести мысль школьника по замкнутому циклу, завершая анализ синтезом.

Взаимосвязь словесного и символического мышления:

  1. Всякая мысль, прежде чем обрести словесное обрамление, проходит через этапы первой сигнальной системы (доречевая система, общая у человека и животных) – ближайшего проводника действительности.
  2. В процессе мышления значительный объём информации перерабатывается на нижних этажах кодовой системы (более понятные упрощённые для детей толкования), независимо от словесных уровней. Функциональная самостоятельность: код звуков и знаков → код слов → код фраз → код смысла (Н. М. Амосов).
  3. Использование сдвоенных правил и формул, специально выделяя их цветом, шрифтом, обеспечивающие дифференциацию и обобщение понятий. В идеале математические иллюстрации или записи на доске (рисунки, схемы, графики и т.п.) должны быть осмысливаемой цветной картиной.
  4. Расположение записей структурно связанных упражнений в двух параллельных столбцах, друг против друга, а знаки расположены друг под другом.
  5. Наиболее употребительные термины, основанные на обиходных словах существенно облегчает возникновение необходимого клубка осмысленных ассоциаций, содержательно связанных с богатым жизненным опытом школьника.
  6. Чем непосредственнее, автоматичнее переход от зрительного образа к слову, понятию, тем естественнее и экономнее мышление.

Двойственность в математике и математических упражнениях:

Схема решения прямых и обратных задач - 1Общеизвестно, что математическое понятие входит в обиход в определённой соотнесённости к другому понятию, которую выгодно раскрыть как в пассивном, так и в активном планах.

Системность знаний:

1) зависит от порядка расположения изучаемых разделов и их оформления в учебнике, от структуры упражнений на уроке и наличия информационных связей между соседними заданиями, от логики объяснений учителя и т.д.;

2) технология обучения;

3) системные представления помогают теоретически предвидеть превосходство одной последовательности знаний перед другой;

4) сложение и вычитание, изучаемы совместно, образуют обобщённое понятие «действия первой ступени» (метод противопоставления, П. К. Анохин)

Самоукрупнение знаний:

1) укрупнение единиц усвоения обязательно приводит к возрастанию информационного потока, проходящего в единицу времени через органы восприятия школьника;

2) примеры учат лучше теории (И. Ньютон).

Диалектический характер знаний:

лицо этнотеста1) нужно в разумных формах намеренно создавать «ситуации затруднения», поскольку на преодолении этих противоречий познания и развивается само мышление;

2) создавать условия для самовыражения интеллекта школьника, самодвижения его мыслей;

3) при укрупнении знаний происходит раздвоение единого, нахождение полярных компонентов в прежнем изолированном знании, казавшемся далее неделимом;

4) точкой роста укрупнённого знания становится связь между генетически родственными понятиями:

а) уравнение – неравенство;

б) задача – обратная задача;

в) тождество в буквах – проверить числовым тождеством;

5) без притока новых понятий, содержательных идей со стороны диалектической логики дидактика и методика рискуют превратиться во внутренне замкнутую систему представлений;

6) способность знаний к саморазвитию;

7) деятельный интеллект школьника;

8) становление активной личности;

9) сознательное и планомерное укрупнение изучаемого материала.

Взаимосвязь логики и психологии:

1) место, объём и технология выработки пропедевтических знаний по математике;

2) коды оформления теоремы:

а) словесный;

б) рисуночный;

в) символический;

3) разумна пропедевтика некоторых базисных понятий в младших классах на уровне практических манипуляций, зрительных восприятий облегчает создание в систематическом курсе целостных и прочных знаний, устойчивых к сохранению в памяти.

Фактор времени:

1) улучшение качественных показателей достигается при значительном сокращении расхода учебного времени;

2) решение деформированных заданий означает многократное увеличение количества информации, перерабатываемой мозгом в единицу времени; методика укрупнения обладает силой общности;

3) система укрупнения не столько ускоряет усвоение знаний, сколько создаёт общие умения.

Организационно-методическая система обучения и воспитания

Принципы обучения:

sdc131841) открытых перспектив;

2) бесконфликтности;

3) систематической обратной связи;

4) двукратного изложения нового материала;

5) посильности;

6) научности;

7) быстрого движения вперёд;

8) на высоком уровне трудности;

9) воспитывающего обучения;

10) индивидуального подхода к учащимся;

11) прочности знаний.

Воспитательные задачи:

2016-01-26 10-36-421) воспитание школьников в духе тружеников мысли, давая им настоящие, прочные знания;

2) воспитание воли и целеустремленности;

3) воспитание обязательности, одного из чрезвычайно важных качеств достойного человека;

4) подготовка подрастающего поколения к активному труду на благо общества;

5) выявление таланта. Составляющая таланта – целеустремленность, настойчивость в поиске, в умении обобщать разрозненные факты, наблюдение и мысли. Талант развивается из чувства любви к делу, к процессу работы;

6) выработка у учащихся такие качества как точность, сжатость, ясность словесного выражения мысли, произвольное управление своим вниманием и способность сосредоточиваться, настойчивость  в достижении  поставленной цели и  привычку работать упорядоченно;

8) формирование умения наблюдать, подмечать закономерности, обобщать, проводить рассуждения по аналогии;

9) развитие мышления и речи учащихся;

9) формирование общетрудовых умений.

sostav-pshedК большому сожалению, нет возможности в рамках одной статьи более подробно описать вышеназванные теории, но, тем не менее, я постаралась выделить те основные, фундаментальные идеи и положения теорий, которые выдержаны временем и практикой.

ДЕРЗАЙТЕ!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.