Site icon etnorazum.ru

Почему КОД имеет двойственную структуру активности

Примерное время на чтение статьи: 5 минуты

Когнитивная составляющая деятельности — сенсорика или чувствительная восприимчивость, ощущения связанные с органами чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса.

Образовательная составляющая деятельности — мышление, интеллект, когда необходимо думать и решать. Замечу, что образовательная часть деятельности связана с волей, со стандартными и быстрыми действиями.

Именно поэтому привычное понятие «учебная деятельность» я конкретизировала и расширила понятием «когнитивно-образовательная деятельность», означающая на простом языке чувственно-мыслительная активность самостоятельно обучающейся личности по приобретению новых знаний и нового опыта.

Как видите, когнитивно-образовательная деятельность самообучающейся личности представляет собой её двойственную целенаправленность.

Развивающаяся личность

выступает  не как замкнутая структура,

а как, включённая

в общественную жизнедеятельность

К.А. Абульханова-Славская

Общеизвестно, что деятельность может быть, с одной стороны, целеполагающей, когда наличие цели определяет сознательный образ действий. Следовательно, когнитивно-образовательная деятельность самообучающейся личности ребёнка относится к категории целеполагающей деятельности, а с другой – предметно-содержательной.

Задачи КОД

Когнитивно-образовательная деятельность имеет свою чёткую структуру последовательных действий личности ребёнка.

Между тем, задачи формирования когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности школьника заключаются:

  1. В усвоении содержания школьной математики и способов интеллектуальной и мыслительной деятельности, которые личность школьника способна воспринимать и воспроизводить в видоизмененных ситуациях.
  2. В саморазвитии личности школьника как обогащение её социокультурного опыта за счёт приобретения новых знаниевых компетенций на базе старых, то есть обобщение уже сложившихся частных способов и структур умственных действий в более общее.

Безусловно, основу знаниево-мыслительного процесса составляет обобщение понятий по эмпирическому типу.

Когнитивные процессы:

o Восприятие информации,
o Актуализация информации в памяти социокультурного опыта приобретения знаний.
o Мыслительная переработка информационной абстракции.
o Воспроизведение информационной абстракции за счёт подключения мышления в сферу знаниевых компетенций.

Триединство целей:
o Образ – идеальное представление результата.
o Результат – мыслительно-воображаемая картина продукта, регулируемая, координируемая в ходе активности, динамичности самообучающейся личности ребёнка.
o Уровень достижений – некий итоговый самоконтроль когнитивно-образовательной активности Иерархичность системы целей – важное условие придания целостности, организованности всей деятельности, поведению.

Общественное окружение как необходимость детского саморазвития

Чтобы провести психолого-этнодидактический эксперимент в пяти школах, школах-интернатах с.п. Хатанги, пришлось преодолеть от 120 до 600 км при 45-градусном морозе по застругам тундры на снегоходе «Тайга», после сложной операции в Медицинском Американском Центре г. Москвы, спустя 20 дней.

Разумеется, ребёнок растёт в определённой социокультурной среде и в ней же саморазвивается как личность. В этой связи следует обратить внимание на тот факт, что общество, диктующее свои законы, становится для ребёнка естественной необходимостью.

Однако психика, как отражение окружающей действительности, выступает в качестве проводника социальных воздействий, потому что ребёнок приобщается к социальной среде. Именно по этой причине познавательная способность на сенсомоторном уровне стоит на первом месте – когнитивная деятельность как психическая организация понятийного мышления личности школьника, результатом которой является:

  1. Формирование «высших психических функций».
  2. Расширение границ самосознания личности.
  3. Формирование интеллекта как условия социализации самообучающейся личности ребёнка.
Понятийное мышление

Общеизвестно, что в структуре интеллекта центральное место занимает «понятийное мышление» (М.А. Холодная).

В этой связи ещё раз уточним, что механизм продуктивной когнитивно-образовательной деятельности личности школьника связан:

Более того, мышление личности школьника, будучи высшей формой когнитивной деятельности, никак не может быть исследовано вне психического и социокультурного факторов формирования самообучающейся личности школьника.

Здесь следует подчеркнуть, что понятие «самообучающаяся личность» школьника имеет принципиальное значение для:

Когнитивная деятельность

В школе «Три-Л» дети читают литературу по выбору, согласно своей цели. Кто-то хочет завершить программу чтения по «Букварю», а кто-то читает книгу по интересу к определённой теме.

Особое внимание уделяется тому, что в психическом развитии ребёнка ключевым элементом является его психика, которая имеет свои психические функции:

В процессе личностного саморазвития происходят и некие изменения в виде образований, которые Лев Семёнович Выготский назвал «новообразованиями».

Интеллект как способность к социализации

Как уже было сказано, в интеллектуальном аспекте саморазвития личности ребёнка ключевым элементом является его интеллект, за счёт которого он может адаптироваться к социальной среде. Иначе говоря, личность ребёнка может успешно социализироваться.

Напротив, в личностном аспекте саморазвития ребёнка ключевыми элементами являются его личностные качества:

Условия детского саморазвития

Ничто так содержательно не социализирует личность ребёнка, как воспроизведение увиденной житейской ситуации. Дети сами решили воссоздать ситуацию на рынке. В ситуативной конкретике дети произносили слова грамотно, считали общую стоимость покупки и сумму сдачи, а также классифицировали предметы. © Зоя Николаевна Ичин-Норбу.

Неоднократно в психологических и педагогических исследованиях утверждалось, что условиями саморазвития личности ребёнка являются:

  1. Приобщение к культуре науки, искусства и т.д.
  2. Воспитание духовно-нравственных ценностей.
  3. Образование как приобретение академических знаний.

Однако в настоящее время остались те же задачи саморазвития личности, но только традиционная форма школьного обучения уже несколько изменилась, поскольку процесс обучения уже не может быть учебно-воспитательным, где ребёнка учат учителя и воспитывают учителя и родители.

Иными словами, личность ребёнка лишена права:

Школьник всё время должен существовать в рамках социума, где главенствуют над ним:

Во времена Я.А. Коменского такие традиции и обычаи были актуальны, потому что обществу был нужен рабочий, крестьянин и ремесленник, за которого думал и решал «хозяин».

Негативные проявления современного мира

Но ведь и общество изменилось, а, значит, на поверхность выходят следующие негативные моменты:

  1. Высокий уровень безработицы.
  2. Разрыв преемственности поколений. Когда молодёжи заботиться о старшем поколении, если им надо зарабатывать?
  3. Профессиональная неуспешность специалистов научно-образовательной, экономической, правовой сфер деятельности из-за некачественного среднего и высшего образования.
  4. Ограниченность географической мобильности молодых людей из-за недостаточного развития интеллекта, некачественного школьного образования.

Как правило, в такие моменты повзрослевшие школьники испытывают непреодолимое чувство потерянности, отчаяния, никчёмности и неопределённости из-за того, что заводы закрыты, сельское хозяйство заброшено и т.д.

Конкурентоспособность как условие профессиональной успешности

Как только папа Лауры понял, что она имеет право выбора, он перестал на неё «давить». А через три дня Лаура сама захотела играть в шахматы, и это у неё получалось прекрасно.

В настоящее время под давлением рыночных отношений изменяются цели и задачи формирования личности школьника, которая должна быть конкурентоспособной. Другими словами, более актуальными стали такие личностные качества, которые, по сути своей, являются ключевыми качествами лидера:

  1. Осмысленность и осознанность социальной ответственности.
  2. Целеустремлённость.
  3. Владение высокой культурой общения, ведущего здоровый образ жизни.
  4. Сформированность экологического самосознания;
  5. Коммуникабельность.
  6. Компетентность.
  7. Определённые знаниевые компетенции.

К большому сожалению, школьный учитель, зная о вышеперечисленных негативных моментах современного общества, продолжает оставаться «традиционщиком».

Самое главное забыли современные школьные учителя, что они уже не могут быть единственным носителем информации, носителей информации бесконечное множество на любой вкус и цвет.

Важные составляющие КОД

Существенными моментами, характеризующими когнитивно-образовательную деятельность личности школьника, следует считать единство:

  1. Языка, выполняющего две функции, с одной стороны, социальную, а с другой – речевую.
  2. Мышления, которому свойственны мыслительные операции:
  1. Сознания личности, которой для принятия правильного решения и грамотного планирования собственных действий свойственно:

Иными словами, личности ребёнка необходимо владеть способами отношения к окружающей действительности (К.А. Абульханова-Славская, 1977, с.193).

 

Exit mobile version