Наблюдение, сравнение и анализ — инструменты

Наблюдение, сравнение и анализ являются основными инструментами организации когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности ребёнка и взрослого

Освободите детей, и проявятся их скрытые силы

М. Монтессори

Как указывалось ранее, в активной когнитивно-образовательной деятельности проявляются индивидуальные отличия в мышлении детей. Эти отличии связаны с умением ребёнка и взрослого наблюдать.

Безусловно, в умении наблюдать ребёнок проявляет волевые усилия планомерно, последовательно воспринимать факты, явления, предметы и события окружающей действительности. Однако наблюдение не может быть без цели, без ожидания какого-то результата.

Кстати, как показала многолетняя педагогическая практика, дети из тундры сильно отличаются от детей из тундровых посёлков, именно своей способностью наблюдать, проявлять неподдельный интерес к исследуемому объекту.

Значение такого факта, как умение наблюдать имеет огромный архиважный смысл в формировании самообучающейся личности школьника. Поскольку самообучающейся личности школьника свойственно умение подмечать характерные, но малозаметные особенности, признаки, свойства предметов и явлений.

2016-02-08 12-16-16

Пятилетний Миша М. терпеливо выбирает каждую мелкую деталь, сочетая цвета так, как он считает нужным.


2016-01-25 11-46-51

Пятилетняя Лаура К. с огромным удовольствием и любопытством раскрывает секретные кармашки в книжке, но предварительно прочитав загадочное слово


2016-02-12 10-49-53

Пятилетняя Лаура К. даже во время перекуса находит некий смысл во фруктовой комбинации, оживляя каждый кусочек фрукта. В такие сюжетно-ролевые ситуации общения у ребёнка формируются и развиваются речевое мышление и мыслительная речь. Ребёнок кем-то услышан и кого-то услышал — эта ключевая ситуация личностного развития ребёнка имеет чрезвычайную важность в личностно-интеллектуальном процессе самообучения.

Следует заметить, что  взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойствами самообучающейся личности ребёнка и взрослого.

Следует заметить, что Н.А. Менчинская отмечала: «Объектами усвоения является непосредственно содержание учебного предмета и способы умственной деятельности, которые учащийся способен воспроизводить в видоизмененных ситуациях. … развитие учащегося происходит в форме приращивания нового на базе старого, то есть обобщение уже сложившихся частных способов и структур умственных действий в более общее. Основу мыслительного процесса составляет обобщение понятий по эмпирическому типу» (Н.А. Менчинская, 1970).

Как важно, чтобы ребёнок просто ощупал треугольный предмет и осознал, что это ТРЕУГОЛЬНИК. Часто родители берут якобы «развивающую книгу» и называют ребёнку геометрические фигуры, акцентируя его внимание на механическую память. А на самом деле, ребёнок запоминает то, что он воспринимает в режиме непроизвольного внимания.

2016-02-23 12-33-14 (23)

Трёхлетний Семён К. познаёт форму, цвет и размер детали игрушечного грузовика, ощупывая, принюхиваясь и прислушиваясь к тому, как каждая деталь издаёт свой звук.

К большому сожалению, и сегодня очень часто можно наблюдать, как педагоги дошкольных и школьных учреждений акцентирую внимание ребёнка на картинках, считая такой показ наглядным методом обучения. Они предоставляют детям один предмет со всеми его признаками. В основном, идёт непомерная нагрузка на механическую память школьника, которая утомляет и туманит сознание ребёнка, потому что нет определённого анализа объекта, выделения из него необходимого признака, в соответствии с которым можно было бы синтезировать, группировать множество предметов нужным образом.

В ходе личностно-интеллектуального процесса самообучения ключевую роль играют грамотность, научность и правильность организации когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности ребёнка. Кроме того, именно стремление упорядочивать, классифицировать, выделять  и различать наиболее значимые качества предметов, явлений, процессов и событий лежат в основе интеллектуального, личностного и психического развития ребёнка.

Возможно, выбор признаков необходим для использования предметов и явлений, для перехода от неопределённости к практическим действиям, потому что психосенсорная организация когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности ребёнка основана на отборе содержания предмета, объекта изучения, которые ребёнок выбирает сам.

Именно интеллект (ум) ребёнка выделяет существенные свойства предметов, явлений, процессов и событий, определённым образом связывает (ассоциирует) их. Благодаря грамотному отбору предметов изучения, структурируется матрица образов, лежащей в основе способности личности ребёнка формировать концепт вещи, рассуждать и делать соответствующие выводы.

Приведём пример из программы школьной геометрии, а именно пример доказательства теоремы Пифагора. Школьник должен сначала установить, что прямоугольник эквивалентен ромбу, а также квадрат тоже эквивалентен ромбу. Осознание и осмысление ребёнком данного факта приводит его к выводу, что квадрат и прямоугольник эквивалентны друг другу. Доказательство теоремы Пифагора с помощью 25-ти квадратов описано в этнопособии  самообучения математики в домашних условиях «Занимательная математика для северян».

Таким образом, из вышесказанного следует, что ребёнок, на умеющий наблюдать, не может анализировать содержание увиденного явления или услышанного сообщения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.