Site icon etnorazum.ru

Школьная успешность личности ребёнка из этносемьи

6 базовых методов этнодидактической модели самообучения

Этномодель самообучения. Этносемья. Успешность.

Примерное время на чтение статьи: 5 минуты

Чем более совершенна связь с истиной,

тем изящнее искусство

М. Монтессори

Успешность личности ребёнка имеет многофакторную конструкцию, базирующейся на принципах этномоделей самообучения, самовоспитания и саморазвития, о которых речь пойдёт ниже.

Почему личность ребёнка из этносемьи не может быть успешной?

Что мешает школьнику быть успешным в процессе традиционного школьного обучения?

Нет необходимости доказывать, что сенсорное восприятие дошкольника всегда связано с его пристальным вниманием на предмете, явлении и событии, которое уже заложено в той или иной степени в социокультурном опыте его жизнедеятельности.

Личностно-интеллектуальная среда — это источник и условие детского саморазвития.

А теперь попробуем детально определить причины «школьной неуспешности» любого ребёнка.

Причины, препятствующие школьной успешности детей из этносемьи

Первая причина.

Неумение воспринимать учебную информацию.

Вторая причина.

Неумение логично выстраивать все причинно-следственные связи прочитанной, услышанной и увиденной информации, анализируя и, выделяя главную мысль.

Третья причина.

Отсутствие сформированности и развитости силы воли у ребёнка, заставляющей его сосредоточиться на главной идее автора высказанной информации.

Четвёртая причина.

Внутренняя (личностная) готовность к восприятию информации, принятию истины, к формированию критического мышления ребёнка, которое проявляется в умении, рассуждать и спорить, когда «… сознание точит червь сомнения» (М. Монтессори, 2014, с. 247).

Школьная успешность ребёнка из этносемьи с развитым воображением, которое и есть фундамент креативности

Личность каждого ребёнка когнитивно саморазвивается в грамотно организованной образовательной среде. ©Зоя Николаевна Ичин-Норбу

Нужно сказать, что продуктом сосредоточенного внимания, размышления и волевых усилий является детское воображение как фундамент для конструкции будущей творческой фантазии, связанной с реалиями окружающей действительности.

Между тем, ценность творческого воображения конструктора, архитектора и инженера находится в прямой связи с формами и содержанием объективного мира, который школьник должен уметь интеллектуально обобщать.

Более того, размер, форма и содержание воображения, но в определённых границах реальных предметов и явлений, дают разуму самообучающейся личности интеллектуальные силы творить гармонию.

Именно по этой причине в программе кратковременного психолого-этнодидактического эксперимента в естественных условиях образовательного пространства был разработан и использован метод тройного стимула в формате коммуникативно-регулятивного сотрудничества педагогов, взрослых и школьников, чтобы взрослые могли обогатить детский ум, с одной стороны, своими знаниями, а с другой — опытом когнитивно-образовательной деятельности, почерпнутым из окружающей социокультурной реальности.

Школьная успешность детей из этносемьи базируется на природной детской любознательности

Однако если нет у ребёнка любознательности, связанной с интересом, то само по себе наблюдение не запустит механизм анализа, рассуждения и, тем более, выведения умозаключительного утверждения.

По определению ребёнок не может думать, если он не самоопределился в когнитивно-образовательной деятельности, потому что он не стремится к новым открытиям не только мира, но своих собственных возможностей развития интеллекта.

Чем отличается детская непосредственность от осторожности взрослых?

Ребёнок видит цель, но не видит препятствий на пути к её достижению, взрослый человек думает и сомневается в результатах, когда необходимо МОЛНИЕНОСНО принять конкретное решение.

Три вектора урочного сценария школьной успешности детей из этносемьи

Ребёнок САМ обучается мыслить в ходе неоднократных сенсомоторных тренировок.

Логика рассуждения о причинах «школьной неуспешности» ребёнка заключается в том, что урок в школе может идти, как в связи с причинно-следственными отношениями, так и с развитием психической деятельности в трёх направлениях.

ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

Произвольное восприятие содержания учебной информации.

ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

Процесс самопознания, формирующего чувство собственного достоинства, опирающегося на вере в себя.

ТРЕТЬЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

Самоопределение в предмете когнитивно-образовательной деятельности для новых творческих открытий на базе личностного интереса, вызванного конфликтом знания и незнания, порождающего любопытство и любознательность.

Следовательно, направление и содержание когнитивно-образовательной деятельности ребёнка есть то самое необходимое условие для формирования и развития творчества самообучающейся личности, которое необходимо для творчества, базирующегося на личностном переживании, чтобы выразить что-то.

Между тем, для проявления творчества нужен исходный материал, который уже имеется в социокультурном опыте:

Школьная успешность самообучающейся личности воспитанника школы-интерната на Севере

Принципы и методы этномоделей самовоспитания и самообучения основаны на психологических основах детского саморазвития.

К этому следует добавить, что в своей теории Морель утверждает: «… если по какой-то причине человек деградирует, он даёт слабое потомство, и через два-три поколения его семья совершенно вырождается».

Такая грустная перспектива будущего должна сегодняшних педагогов и родителей заставить серьёзно задуматься над формированием самообучающейся личности школьника.

Тем не менее, приходится с тревогой констатировать факт действия программы воспитания бездельников, потребителей чужого труда, не способных заботиться о родителях и родственниках в стенах школ-интернатов Крайнего Севера.

Но воспитанники школ-интернатов на Севере не по своей воле становятся безработными, неуспешными в жизни, а по вине тех государственных программ воспитания в интернатах, которые превращают их в жертву социальных проблем, искусственно лишивших детей родительского внимания, этнических традиций семейного воспитания целомудрия.

Несомненно, только целомудрие дарует понимание чужой души и чувство истинной гармонии человеческих отношений. Родители интернатских воспитанников лишены возможности следовать за ребёнком по пути его интеллектуального, психического и личностного естественного развития, и наблюдать чудо его взросления.

Как ни печально, но выпускники школ-интернатов Крайнего Севера, по сути своей, есть «болезнь и ошибка общества». Им не знакома свободная комфортная жизнь, которая обязательно должна быть наполнена заботой о близких людях и формировать в них ответственность, порождаемую дисциплинированностью.

Лишь видя последствия пагубности школ-интернатов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, можно глубоко осознать губительные силы этих учреждений и попытаться обратить внимание государственных органов образования спасти северные этносы от их вырождения, гибели.

В этой связи сегодня как никогда этнопедагогу-дидакту необходимо задуматься о степени любви к детям, о высокой степени искренности в желании видеть детей этнических групп духовно-нравственными личностями.

Противоречивость педагогических взглядов на школьную успешность детей из этносемьи

Стратегия педагога заключается в его умении наблюдать за процессом рождения личности, чтобы незаметно корректировать мыслительную и поведенческую активность ребёнка.

По крайней мере, следует заметить, что воспитательно-образовательная среда в школе-интернате является полной противоположностью утверждениям М. Монтессори: «Предоставьте ребёнку возможность действовать свободно, и он изменится» (М. Монтессори, 2014, с. 271).

Как правило, в школе-интернате практикуется несколько иное мнение. Педагоги считают ученика «хорошим» только тогда, когда он инертный, безмолвный, тихий и послушный ученик, а «плохим», неудобным, когда он гиперактивный, непокорный, импульсивный, «ершистый», вездесущий ученик.

Таким образом, невооружённым глазом можно определить пагубность школ-интернатов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока хотя бы тем, что отсутствует духовная идентичность, которую Х.А. Барлыбаев определяет, как соотношение «… духовно-нравственного менталитета личности с состоянием общественной морали, их совпадением или несовпадением» (Х.А. Барлыбаев, 2011, с.43,).

Заключение

Итак, успешность личности каждого ребёнка из этносемьи зависит:

1) от степени её любознательности, если педагоги позволят проявиться любви к знаниям;

2) от содержания любопытства, когда она пытается что-то сделать самостоятельно: напились, сшить, наколоть и т.д.;

3) от ЭГО педагога, который хочет видеть в ней дрессированную собачку в юбке или медвежонка, искусно крутящего педали велосипеда.

4) от смелости и мужества родителей, которые грудью бросятся на амбразуру ради своего чада, но потом выскажут истинное мнение с глазу на глаз.

ПОМНИТЕ! Успешность личности каждого ребёнка в школе в 80% случаев тождественно не равен её успешности в жизни.

Ведь многие родители хотят видеть своё чадо финансово успешным в жизни, но при этом закрывают глаза на несправедливость, на унижения, на битьё ребёнка вне школы, но никак не могут понять прописную истину — Успешен не тот человек, у которого много денег, а только тот, у кого есть духовно-нравственные и личностно-интеллектуальные ценности.

Поверьте, Ваш ребёнок в жизни не пропадёт, пока у него есть:

1) нравственные ценности:

— смелость,
— честность,
— мужество признать свои ошибки;

2) знаниевые ценности, которые невозможны без:

— воли;
— целеустремлённости;
— решимости и решительности.

Если Ваш ребёнок УСПЕЕТ исполнить свою миссию – принести людям пользу, значит, он обязательно будет УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ!

Exit mobile version