Личностно-интеллектуальная среда самообучения

Личностно-интеллектуальная среда самообучения, будучи условно сегментарным пространством, направляет детское подсознание по траектории ПРИРОДЫ саморазвития

Если ученики,

покидая нас, забудут,

чему мы их обучили,

то обучение, несомненно,

было напрасным

М. Доналдсон

Цель – формировать и развивать склонность и вкус к интеллектуальной стороне образования.

Первый повод создания ЛИСС

2016-03-21 08-49-56Идея создания ЛИСС возникла по той простой причине, что интеллект личности ребёнка создаётся, формируется, совершенствуется вместе со средствами, методами и формами самообучения в ходе технологического оттачивания знаниевых компетенций.

Идея о создании личностно-интеллектуальной среде самообучения ребёнка возникла не на пустом месте, а благодаря научно обоснованной и практически доказанной педагогической теории Марии Монтессори.

Ключевое требование – в среде должна царить атмосфера самостоятельности ребёнка, для того, чтобы он мог:

  • сам исследовать предметы, явления и процессы;
  • открыть для себя новые знания;
  • приобрести знаниево-мыслительный опыт;
  • создавать продукты собственной творческой активности;
  • приобретать личностный опыт самообучения.

Как ни странно, но все действия, перечисленные выше, имеют позитивный эффект на фоне положительных эмоций, потому что эмоции структурируют восприятие.

Как правило, негативные и позитивные воспоминания являются, своего рода, материалом для нашей памяти.

Следует особо заострить внимание читателя на таких позитивных моментах влияния личностно-интеллектуальной среды самообучения, которые устраняют следующие негативные следствия пассивного обучения, влияющие на развитие самообучающейся личности ребёнка:

  1. современные школьники значительно хуже мыслят, чем их сверстники 20-30 лет назад;
  2. у современных школьников слабо сформирована способность глубоко, и тщательно исследовать некую проблему;
  3. у современных школьников заметно снижена степень концентрации внимания, и временной промежуток концентрации значительно короче;
  4. дети из билингвальной среды жизнедеятельности плохо или практически не владеют лексикой, грамматикой и фонетикой родного языка;
  5. у современных школьников слабо сформировано умение слушать.

В качестве наглядного примера приведу результаты стимулирования когнитивно-образовательной деятельности детей экспериментальной площадки Школы дошколят «Три-Л»:

  1. дидактические сенсомоторные материалы М. Монтессори приковывают внимание ребёнка на довольно продолжительное время, что способствует улучшению внимания;
  2. в режиме свободного выбора формируется способность осознанно сосредотачиваться на дидактическом материале;
  3. сегменты ЛИСС без особых усилий способствуют формированию у ребёнка умений организованно структурировать информацию;
  4. сами сегменты-аспекты когнитивно-образовательной деятельности служат указателями знаниево-мыслительной активности личности ребёнка;
  5. дидактические сенсомоторные материалы М. Монтессори обязательно дополняют энциклопедии, яркие красочно оформленные сенсорные наборы развивающего характера визуально приковывают внимание ребёнка.

ПРАВИЛА поведения в ЛИСС

2016-03-23 10-20-32Теперь мы можем непосредственно приступить к изложению правил поведения в личностно-интеллектуальной среде:

Правило № 1. После изучения того или иного дидактического материала необходимо поставить его на место.

Правило № 2. Если дидактический материал уже кто-то взял, то держать ручки за спину и ждать, когда материал окажется на месте или взять другой материал для изучения.

Правило № 3. В среде соблюдать идеальную тишину, говорить только шёпотом.

Почему нужны правила?

Формы личностного взаимодействия доступны ребёнку уже на ранней стадии развития, поэтому правила:

  1. будучи чёткими требованиями, дисциплинируют не только поведение, но и грамотно структурируют когнитивно-образовательную деятельность личности ребёнка;
  2. структурируют и эмоционально насыщают информационное поле, организуя осознанное и осмысленное формирование: мышления, речи, интеллекта и воли личности ребёнка – оттачивают детский ум;
  3. дисциплинируют долговременную память, когда «… факты фиксируются в левом полушарии, а воспроизводятся в правом» — это открытие учёных из Торонто.
  4. способствуют искоренению «эгоцентризма», когда каждый ребёнок понимает и принимает, что есть другой человек со своим мнением, миропониманием, жизненной позицией, и его следует уважать;
  5. помогают личности ребёнка сформироваться таким архиважным способностям, как:
  • самодисциплина,
  • сила воли,
  • самопроверка,
  • самоконтроль,
  • самокоррекция

 

УЛЫБКА — это простая схема взаимодействия и общения

20160225_123406Примечательно то, что уже в конце второй недели дети начинают искренне и радостно улыбаться. Всем давно известно, что улыбка – это простая схема положительного и доброжелательного взаимодействия.

Несомненно, личностно-интеллектуальная среда самообучения, будучи внешним фактором воздействия на детское развитие, влияет на формирование мозга ребёнка. именно этот главный фактор влияния на детское психическое, физическое, эмоциональное, личностное и интеллектуальное развитие послужило поводом – организовать ЛИСС.

Второй повод создания ЛИСС

Однако есть ещё второй повод создания ЛИСС – дети, окружённые теплотой и заботой, пониманием и принятием их согласно природе естества:

  • менее подвержены стрессам,
  • адекватно реагируют на изменения в среде.

20160317_124424Выводы:

  1. положительный опыт ребёнка, в сочетании с заботой о нём, благотворно влияет на его будущее;
  2. здоровые, правильные отношения в семье на ранних этапах жизни помогают создавать основу для взаимодействия с окружающим миром во взрослой жизни;
  3. дети, привыкшие взаимодействовать (коммуницировать) с другими, и регулировать собственное поведение в режиме сотрудничества, в зрелом возрасте не испытывают трудности в коллективной, командной работе.

Неудивительно, что в общеобразовательных учреждениях школьники, имея отрицательный опыт:

  • чаще проявляют равнодушие, агрессию,
  • испытывают трудности в обучении,
  • не испытывают привязанность,
  • не способны сопереживать,
  • в целом неохотно проявляют свои чувства,
  • с трудом формируются познавательные способности,
  • испытывают сложности с адекватной, благоприятной реакцией на стрессовые ситуации.

Итак, личностно-интеллектуальная среда самообучения – это сегментарно структурированное пространство для организации когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности согласно природе детского развития.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.