Осмысленное восприятие новой информации

Осмысленное восприятие новой информации услышанной, увиденной возникает в случае, когда она отозвалась в душе и запустила механизм развития личности ребёнка.

Истина – мать счастья

 П. Гольбах

Чрезвычайную важность в процессе осмысления увиденной, услышанной информации представляет детский ИНТЕРЕС, который «приковывает» внимание ребёнка на довольно продолжительное время. В этот момент ребёнок напоминает йогу, «застывшего» в асане во время медитации.

Именно этот момент важен для саморазвития, самоизменения душевных и интеллектуальных процессов ребёнка, которые часто нарушают родители своими командами: «Всё! Быстро собирайся, оставь всё, потом доделаешь, а сейчас мы опаздываем...!!!».

Только родителям  и педагогам никак не понять то, что именно сейчас, в настоящее мгновение они опоздают надолго в развитии ребёнка.

К сожалению, эти опоздания проявятся в моменты возрастного кризиса в виде бунта, капризов, истерик, «стены непонимания», ситуации «запоздалой любви».

Диалог мамы и дочери

drobЛегко заметить, что диалог мамы и дочери подготавливает школьника-читателя к осмысленному восприятию новой информации из дидактического этноматериала через их активное и познавательное общение во время трудовой деятельности. Такой когнитивно-образовательный диалог на самом деле является рационально организованным мыслительным актом, когда читатель, незаметно для себя, включается в личностно-интеллектуальный процесс самообучения.

Психолого-этнодидактический эксперимент на Таймыре

К вышесказанному следует добавить, что личностно-интеллектуальный процесс самообучения в ходе таймырского эксперимента был выстроен именно с учётом социокультурного опыта ребёнка, как единства трёх видов опыта (А.Н. Леонтьев):

1) врождённого,

2) индивидуального, настраивающегося над врождённым,

3) социального.

Таким образом, ещё одно подтверждение тому, что школьник становится значимым для общества, а значит, самообучающейся личностью, имеющей внутреннюю свободу, которую не может иметь ученик в ходе традиционного учебно-воспитательного процесса.

Более того, самообучающаяся личность школьника склонна совершать деятельность экспромтом, когда каждый этап личностно-интеллектуального процесса самообучения реализуется на основе программы, оперативно порождаемой  самой самообучающейся личностью, как деятелем.

Излагая эту же мысль другими словами, можно сказать, что ученик в учебно-воспитательном процессе находится в ситуации усвоения, то есть  знания, навязываемые педагогом, не открываются им самим. Такой репродуктивный опыт воспроизведения получается в готовом виде от учителя, как носителя культуры и информации.

Ситуация исследования

В момент открытия, удивления или сомнения самообучающаяся личность школьника находится в ситуации исследования, когда она самостоятельно обрабатывает приобретаемый опыт, добиваясь соответствия его особенностям:

  • восприятия,
  • памяти,
  • мышления,
  • исходного уровня знаний и умений для осуществления подготовки всех остальных структурных моментов познавательного компонента усвоения.

Следовательно, поэтапность личностно-интеллектуального процесса самообучения создаёт условия для того, чтобы самообучающаяся личность школьника, будучи субъектом познания, самостоятельно приобретала опыт.

Социализация школьника

Между тем, в личностно-интеллектуальном процессе самообучения должна учитываться социализация школьника, означающая приобретение опыта освоения:

  • социальных норм  поведения, взаимодействия, общения в обществе, в конкретном социуме,
  • социальных ролей: сына или дочери, школьника, дошкольника, студента и т.д.,
  • приобретения социальных установок,
  • социокультурной адаптации, когда формируется социальный и национальный характер личности как типичного члена той или иной общности,
  • этнопсихологических особенностей.

Комплексное саморазвитие

2016-01-28-11-41-05В ходе личностно-интеллектуального процесса самообучения в центре интеллектуального, психического и личностного развития самообучающейся личности рельефно выпячивается проблема её:

  • активности,
  • самосознания,
  • творчества личности,
  • формирования человеческого «Я»,
  • борьбы мотивов,
  • воспитания индивидуального характера и способностей,
  • личностного выбора,
  • самореализации,
  • бесконечного поиска смыслообразующей составляющей в жизни.

Три ключевые аспекта саморазвития

2016-01-22-12-23-20В личностно-интеллектуальном процессе самообучения система научных знаний, умений их применять на практике являются средством достижения цели:

1. интеллектуального саморазвития,

2. психического саморазвития,

3. личностного саморазвития.

А социальная этнокультурная  среда жизнедеятельности является источником этого триединства саморазвития.

Следует напомнить, что система научных знаний, умений их применять на практике представляет собой не что иное, как знаниевую компетенцию.

Несомненно, умение ребёнка определять цель, как некий ориентир его действий, играет в жизни судьбоносную роль. Когда «... с детства нас учат фокусироваться на промежуточных целях, вместо того, чтобы думать о своих конечных целях» (Кристина Мянд-Лакьяни).

Думаю, будет полезно вдумчиво посмотреть видео Кристины и выполнить упражнение «3 самых важных вопроса».

Итак, задачей личностно-интеллектуального процесса самообучения личности школьника является:

  • формирование базовой культуры её самоопределения,
  • понимание самоценности человеческой жизни,
  • индивидуальности и неповторимости (А.Г. Асмолов, А.В. Петровский).

Безусловно, только самообучающаяся личность может позволить себе преодолеть отчуждение и, обеспечить собственное деятельностное включение в новое социально-экономическое условие жизни в обществе.

Разумеется, личностно-интеллектуальный процесс самообучения  личности школьника и её когнитивно-образовательная деятельность могут быть только составной частью всего школьного образования.

Структура школьного образования

preemstvennostПредставлю некую схему структуры российского школьного образования, базирующаяся на трёх составляющих образования:

1. межкультурный социум  – среда, где ребёнок уже сформировался как личность перед тем, как обучаться в школе.

2. межвозрастная (межколенная) преемственность,  когда:

а) не только педагог, но все взрослые, окружающие ребёнка должны быть связующим звеном прошлого, настоящего и будущего времени самообразования и саморазвития личности.

б) каждый возраст детского развития прекрасен по-своему и потому надо относиться к нему не как к чему-то ужасному, а как к подготовительному этапу прыжка в новый рубеж. И не надо бояться возрастного кризиса, поскольку он и есть главный показатель уже «созревших» особенностей актуального возраста «здесь и сейчас». Для взрослых он является индикатором взросления, потому что каждый родитель взрослеет вместе с ребёнком и этим он должен быть благодарен ему. Потому что, по сути своей, взрослый, а не ребёнок, является дополнением к жизни ребёнка.

3. междисциплинарный интеллект  позволяет воспринимать объективный мир целостно и в динамике его развития. Поскольку междисциплинарный интеллект – это система научных знаний, являющейся основой мировоззрения, миропонимания личности школьника в его целостности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.