Рефлексия как показатель самосознания личности

Рефлексия является одним из ключевых показателей самосознания и самопознания в ходе когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности ребёнка.

Если знание не входит ни в какой процесс рефлексии,

оно бесполезно

Дж. Дьюи

Как ни странно, разработчики учебных программ, авторы учебников, а главное, сами школьные учителя не понимают, что процесс школьного обучения – это, по сути своей, есть процесс рефлексии ребёнка собственного житейского социокультурного опыта: общения, взаимодействия, воздействия и регулирования собственным поведением.

Следует, конечно, учесть, что когнитивно-образовательная деятельность самообучающейся личности ребёнка должна строиться грамотно,

во-первых, учебный материал должен базироваться на содержании социокультурного опыта ребёнка.

Во-вторых, учебный материал, анализируя уже имеющиеся  умения и навыки приобретения новых знаний, должен расширять социокультурный опыт, обобщать и формировать в понятия. Об этом точнее Дж. Дьюи не скажешь: «Ученики научатся жить в двух мирах: один – мир внешнего опыта, другой – мир книг и уроков» (Дж. Дьюи, 1999, с. 157).

В процессе современной педагогической практики не учитывают то, что рефлексия связана с формированием как логическим, так и механическим видами памяти, с одной стороны, память школьника изучается в отрыве от когнитивно-образовательной деятельности. С другой стороны, вне исследования остаётся основная форма непроизвольного запоминания как продукта целенаправленной когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности школьника.

В-третьих, содержание процесса обучения выступает в качестве лишь средства достижения цели, что не обеспечивает хорошего запоминания содержания учебного материала.

И наконец, часто преувеличивается значение мнемической установки, стимуляция которой, как правило, мешает осмыслению сути учебного материала.

2016-01-22 11-34-09

Не мнемическая, умозрительная память способствуют личности четырёх и пятилетнего ребёнка понять, осознать и осмыслить содержание изучаемых объектов исследования. На примерах разных размеров цилиндров он усваивает понятия: различные диаметры, одинаковая высота, разная цветовая гамма, возрастающая или убывающая арифметическая прогрессия. А обводя прямоугольники разных размеров, он осознанно воспринимает различие их площадей, длины и ширины.

В этой связи, в этнодидактическом пособии самообучения математике «Занимательная математика для северян» красной нитью прослеживается необходимость связи процессов памяти, с одной стороны, с житейской практикой школьника (предметное содержание: мотивы, цель и способы деятельности). А с другой стороны, выполнением мыслительных операций и интеллектуальных действий в ходе когнитивно-образовательной деятельности.

Следует особо обратить внимание на факт исследования П.И. Зинченко, которые показали и доказали,

во-первых, что материал, связанный с целью практического действия, запоминается продуктивнее, чем тот же материал, но связанный со способом действия. Именно в этом и заключается основной недостаток действующих учебников по математике, алгебре и геометрии. Как правило, учитель демонстрирует способ решения уравнения, а потом принцип решения задач, поэтому школьник не понимает целесообразность решения уравнений.

Во-вторых, что учебный материал на уровне действия запоминается продуктивнее, чем на уровне (операции) навыка. Таким образом, более содержательный материал в когнитивно-образовательной деятельности запоминается лучше, чем менее содержательный в цели действия.

В-третьих, простой способ действия протекает по типу умственного навыка, а сложный — по типу самостоятельного, целенаправленного и осмысленного действия,  потому что предполагает познавательно-умственную активность самообучающейся личности школьника.

И наконец, непроизвольное (стихийное, второстепенное) запоминание, опирающееся на более активную содержательную когнитивно-образовательную деятельность, оказывается более продуктивным, чем произвольное запоминание (путём волевых усилий) , не опирающееся на такие же условия. Например, в интеллектуальной программе «Ситуативная конкретика» этнодидактического пособия самообучения математике ставится цель перед читателем: помочь, проверить версии, выполнить некие умозаключения, наблюдать за мыслительной деятельностью Уйбачи и Мати, где-то поспорить с ними и т.д.

В то же время, необходимым условием непроизвольного запоминания является активная когнитивно-образовательная деятельность самообучающейся личности школьника. Следовательно, на трудном содержании учебного материала наиболее продуктивны только активные способы выполнения интеллектуальной работы, потому что непроизвольное запоминание носит осмысленный характер и закономерно связано с выполнением познавательных (когнитивных) действий. В то время, как ориентация на произвольное запоминание целесообразна в случаях закрепления уже понятого содержания изучаемого материала.

Смеем надеяться на то, что интеллектуальная программа «Ситуативная конкретика» ориентирована на формирование непроизвольного (бессознательного) запоминания, а интеллектуальная программа «Лист самоконтроля» ориентирована на формирование произвольного (осознанного) запоминания. Следует заметить, что осознанное понимание означает включение сознание в личностно-интеллектуальный процесс самообучения. А материал для осмысления берётся из области бессознательного. Например, в ходе изучения признаков и свойств прямоугольника семиклассник вспоминает житейскую ситуацию «догоняшки» за другом вдоль всего забора соседского дома.

Более того, в теории деятельности А. Н. Леонтьева восприятие содержания новых знаний связано с мотивами ребёнка, потому что именно «…мотив, придавая определённый смысл содержанию задачи, обусловливает изменение строения деятельности» (Д. И. Красильщикова, 1962, с. 153).

Разумеется, в этнодидактическом пособии самообучения математике «Занимательная математика для северян» особое внимание читателя акцентируется на смысловом содержании запоминаемой математической информации разными способами мнемической ориентировки («опорные сигналы», «лист самоконтроля»), что является важным условием развития логической памяти и творческого воображения самообучающейся личности школьника.

Ещё одним условием развития логической памяти школьника является наблюдение читателя за мыслительным процессом членов семьи Жарковых, за познавательным рассуждением и логическим умозаключением представителей животного мира, потому что только наблюдение является по сути своей произвольным, сознательно управляемым восприятием.

Таким образом, читатель усваивает довольно сложную тему «обыкновенные дроби» через включение себя в практическую когнитивно-образовательную деятельность вместе с членами семьи Жарковых.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.