Почему мышление имеет двойственный характер

Двойственность мышления заключается в том, что оно  возникает при взаимодействии личности с окружающей действительностью и является формой этого взаимодействия.

Выдающиеся личности формируются

не посредством красивых речей,

а собственным трудом и его результатами

Альберт Эйнштейн

Понятие личности является по сей день спорным, как в психологии, так и в сфере школьного образования.

Самообучающаяся личность обладает способностью:

  1. Действовать.
  2. Изменять мир, преобразовывая его.

Как личность пытается преобразовывать мир?

С помощью мышления самообучающаяся личность ребёнка может идеально преобразовывать предметы и явления.

Несомненно, ребёнок может с помощью мысли побывать там, куда физически проникнуть не в состоянии, когда у него проявляется способность к духовному идеальному, мысленному восстановлению, воспроизведению воображаемой этнической культуры, её функций, её свойств.

Интеллект-программа «Ситуативная конкретика»

Именно эти положительные моменты развития мышления ребёнка заложены в интеллектуальную программу «Ситуативная конкретика».

Прекрасно, когда эта способность самообучающейся личности ребёнка воспринимать окружающую действительность наглядно выступает в мышлении персонажей этнопособия самообучения математике при усвоении продуктов этнической (долганской) культуры.

Личность есть субъект КОДа

Четырёхлетний мальчик из школы «Три-Л» без особого труда разбирается в классах и разрядах чисел.

Чрезвычайно важным моментом в личностно-интеллектуальном процессе самообучения является факт изменения ребёнка как субъекта когнитивно-образовательной деятельности.

Таким образом, ребёнок как самообучающаяся личность, не только мыслит образами, но и решает конкретные задачи из окружающей действительности в ходе коммуникативно-регулятивного сотрудничества с взрослыми в реальном социуме.

Речь идёт о том, что мышление ребёнка, являясь по форме личностной деятельностью, по своему содержанию (контексту) выступает как деятельность социально (общественно) обусловленная.

Следовательно, в процессе самообучения личности школьника педагогу необходимо учитывать влияние социокультурных условий среды жизнедеятельности ребёнка на сам ход его мыслительной, когнитивно-образовательной деятельности.

Задачи таймырского эксперимента

Таймырский эксперимент наглядно и доступно показал не только негативные моменты школьного образования, но и пути выхода из кризиса школьной дидактики.

В виду этого, с помощью кратковременного формирующего эксперимента со школьниками 4-х и 5-х классов на Таймыре мной были сформулированы следующие задачи:

Задача № 1. Раскрыть этнокультурные различия запоминания содержания информационной абстракции детей в монокультурной и поликультурной средах их жизнедеятельности

Задача № 2. Понять закономерности личностно-интеллектуального процесса самообучения, механизмы мышления ребёнка из этнокультурной и поликультурной сред

Задача № 3. Выявить причины и механизм возникновения проблемы «школьной неуспешности» у детей из этнокультурной группы.

Для решения сформулированных задач необходимо было:

  • Обосновать психологическую основу влияния этнодидактики семейного воспитания на процесс школьного обучения.
  • Осуществить эмпирические показания на реальном предмете психологического анализа, соответствующим переживаемым событиям повседневной жизни, в режиме внеурочного времени.
  • Использовать такие виды деятельности, как:
  • Контексты, базирующиеся на духовно-нравственных ценностях этнической культуры.
  • Житейские ситуации.
  • Виды этнокультурной практики.

Тем самым, раскрыть реальную связь анализа, синтеза и обобщения.

Метод тройного стимула

Процесс самообучения всегда имеет чёткую структуру действий — технологию.

Вышеизложенные задачи определили основной метод полевых психолого-этнодидактических исследований школьников – метод тройного стимула в формате коммуникативно-регулятивного сотрудничества на математическом предмете общения.

Данный метод осуществлялся на реализации трёх интеллектуальных программ самообучения личности каждого школьника:

  1. Ситуативная конкретика.
  2. Опорные сигналы.
  3. Лист самоконтроля.

Однако в неоднородной социокультурной среде жизнедеятельности школьников, мы не меняли условия жизни, обучения, а только предоставили четвероклассникам и пятиклассникам в контексте долганской культуры изучение тем из программы школьной математики для учащихся 5-8 классов:

  • Обыкновенные дроби и арифметические действия с ними.
  • Десятичные дроби и арифметические действия с ними.
  • Проценты.
  • Планиметрия.
  • Стереометрия.
  • Текстовые задачи:
  • Из учебника.
  • Творческие задачи.
Первая основная задача этнодидактического пособия самообучения

Математика образовалась из житейской практики, а потому она должна изучаться в логической связи с житейскими событиями в жизни личности ребёнка. © Зоя Николаевна Ичин-Норбу.

Думаю, что математика, образованная из житейской практики, должна изучаться в логической связи с житейскими событиями в жизни личности ребёнка.

Долганская культура использована в содержании этнопособия по математике не случайно, а как отвлекающий манёвр.

Основная первая задача этнопособия – это развитие, с одной стороны, грамотной русской речи, чтобы грамотно и понятно излагать мысли и идеи, а с другой — и математической речи, чтобы правильно и логически красиво:

  • Мыслить.
  • Принимать стратегические решения.
  • Прогнозировать желаемый результат для пошагового планирования своих действий.

Как в школьном пространстве можно применить рассудительно-мыслительные навыки, приобретённые в тундре?

Для детей из тундры умение предвидеть результат и планировать свои действия дело привычки, но злободневность проблемы заключается в выше сформулированном вопросе.

А для этого необходимо научиться грамотно по-русски, излагать свои мысли, чтобы было понятно окружающим.

Реальные причины непонимания детей

Тундра — естественная природно-социальная среда детей северных этносов.

Однако тут-то и кроется «беда» ребёнка из тундры.

Он привык действовать, а не детализировать, расписывая локально каждый свой шаг – это первая причина непонимания школьного учителя.

Вторая проблема непонимания, а скорее, непринятия учителем позиции ребёнка из тундры кроется в том, что он привык воспринимать проблемное поле целостно.

Видимо, доминирует дедуктивный метод мышления, но, а только потом он детализирует его.

Третья проблема непонимания — эгоцентризм педагога, который заключается в том, что он не развивает речь ребёнка по ходу его мыслительной деятельности.

Школьным учителям проще на ребёнка махнуть рукой и сказать: «Обучению не подлежит» — это в более приличной форме выражения, а зачастую они выражаются в грубой и унизительной форме, не стесняясь своих выражений.

Вторая основная задача этнодидактического пособия самообучения

Пока олени будут символом счастья и благосостояния оленеводов, не исчезнут ни язык этноса, ни условия жизненной безопасности, ни чувство собственного достоинства, основанное на духовно-нравственных ценностях культуры этноса. © Зоя Николаевна Ичин-Норбу.

Вторая основная задача этнопособия заключается в том – как и кому, этническая культура с её традициями (принципами) и обычаями (правилами) помогает или мешает усваивать содержание учебной программы школьной математики?

Для ответа на этот вопрос я включила в содержание эксперимента те темы школьной математики, в которых испытывают затруднения почти все школьники с 5-ого по 11-ый классы.

Для понимания сути применявшихся методов исследования необходимо отметить, что кратковременный формирующий эксперимент проводили в естественной ситуации внеурочного времени школьного обучения, в которой ребёнок мыслил, как самообучающаяся личность когнитивно-образовательной деятельности.

Отличительная особенность гносеологии и психологии

Принято считать, что гносеология изучает движение мысли как процесс, приводящий к определённым результатам, к возникновению идей, теорий, гипотез и т.д. Иначе говоря, этапы движения к истине.

Однако при этом гносеология не акцентирует внимание на личности, а психология изучает:

  • Мышление личности.
  • Степень критичности мышления.

Принято считать, что психологию интересуют закономерности мыслительного процесса, общие для всех людей.

Другими словами, психология больше акцентирует внимание на механизм мышления, но при этом упускается само понятие личности, которая обладает не просто сознанием, а этноязыковым сознанием.

Целостный подход гештальтпсихологии

Брошюра «ОПОРНЫЕ СИГНАЛЫ» содержит в себе 17 циклов этнодидактического пособия самообучения математике «Занимательная математика для северян».

Но так же очевидно и то, что для гештальтпсихологии характерен целостный подход к объяснению психических явлений. Она выступает против ассоциативной психологии.

Тут следует обратить внимание на то, что согласно ассоциативной психологии (Юма), два любых впечатления, совпадающих по месту или времени, а также следующих одно за другим, связываются в такую тесную связь, что в дальнейшем достаточно появиться одному из этих впечатлений, чтобы можно было ожидать появления второго. Например, когда ребёнок читает в этнопособии «что такое дробь», он вспоминает ситуацию с юколой, рыбным пирогом, холодцом и т.д.

Особенно интересно то, что принцип структурности гештальтпсихологии возник и развивался в противовес атомистическому принципу ассоциативной психологии.

Рациональное содержание мышления

Однако вюрцбургская школа психологии (О. Кюльпе, Н. Ах, К. Бюлер и др.) тоже была противопоставлена ассоциативной психологией.

Она отрицала принципы ассоциативной теории, а предложила своё учение с чисто рациональным содержанием мышления. С их точки зрения в мышлении отсутствуют какие-либо наглядные представления, предметные образы.

Следует заметить, что в понимании абстрактного содержания сознания представители вюрцбургской школы исходили из философской концепции Э. Гуссерля, которая заключалась в стремлении оторвать знания от познавательной деятельности субъекта.

В данном случае, противоречивость наглядна — Как мыслительная деятельность по освоению системы знаний может быть оторвана от личности, которая думает, мыслит и творит?

Таким образом, они считали, что человек способен мыслить отношениями, минуя стадию образных представлений. Следовательно, они заменили психологические исследования процесса мышления исследованием логических структур знания. Логика чистых мыслей.

Кстати, психология мышления рассматривала исследование мышления как деятельность индивида в определённых конкретно-исторических общественных условиях. Когда для разработки теоретической модели мышления основой послужил «…принцип мышления есть непрерывное взаимодействие познающего, мыслящего субъекта и познаваемого объекта (задача)» (К.А. Славская, 1968, с.43).

Предмет исследования школ психологии

Личность ребёнка способна изучить тему любой степени сложности, но только если она изучает и проверяет САМА. Иными словами, экспериментирует. © Зоя Николаевна Ичин-Норбу.

Иными словами, у каждой школы психологии был свой предмет исследования:

  1. Ассоцианизм рассматривала мышление как связь чувственных элементов.
  2. Вюрцбургская школа развивает тезис об абстрактном (без образа) характере мышления.
  3. Гештальтпсихология вообще приходит к установлению общности мышления с восприятием.
  4. Психология мышления признаёт метод объективного изучения субъективных по своей природе психических явлений (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.).

И, тем не менее, необходимо выяснить:

  1. От чего же всё-таки зависит ход мыслительного процесса? Каков механизм запуска мыслительного процесса?
  2. При каких условиях процесса самообучения формируется мыслительно-рассудительная деятельность самообучающейся личности школьника?

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.