Понятия формируются путём выделения тождественного признака в различных предметах, явлениях или событиях в процессе анализа признаков.

Понятия формируются в процессе анализа

структуры признаков объектов

Хант Э. и др., 1970; Klix F., Hoffmann

Термин «понятие» трактуется исследователями по-разному, в зависимости от того, под каким углом зрения они раскрывают:

  • Природу термина.
  • Структуру термина.
  • Механизм действия этого термина.

В качестве примера приведу несколько определений термина «понятие».

Понятие как элемент знаниевых компетенций

 

Василий Васильевич Давыдов — советский психолог и педагог.

В.В. Давыдов так понимает и излагает: «Понятие – это логическая форма мысли, мера знания, эффект понимания значения словесного знака, элемент теоретического мышления, пространственная психическая структура, операциональное образование.

Таким образом, понятие представляет собой:

  • Вербально-логическую оболочку процесса мышления, как мыслеобразования.
  • Эталон знаниевой составляющей мышления.
  • Слово, в котором сформулирована единичность из множества.
Понятие как единое во многом

Сократ — древнегреческий философ.

Великий мудрец и философ Сократ  так определяет: «Понятие – это определение сущности рассматриваемого предмета, т.е. выведение из многообразия рассматриваемых явлений того, что является в них единым, тождественным, общим, то отсюда следует, что сущность представляет собой единое во многом, постоянное в изменяющемся, тождественное в различном».

Георг Вильгельм Фридрих Гегель нам, студентам советских времён, известен из курса «Коммунистическая партия Советского Союза», но с изучением процесса мышления, я узнала много полезных вещей.

Всемирно известный немецкий философ.

В. Гегель поясняет: «Понятие по отношению к бытию и сущности выступает как их истина».

Этнопсихолог Э.Р. Хакимов замечает: «Понятие (англ. concept) это, по сути, «свёрнутое теоретическое сущностное определение закономерностей в исследуемых наукой явлениях и процессах».

Понятие как единство различных качеств

Марину Александровну я знаю лично. Мне нравится с ней общаться, потому что она всегда говорит только по существу, без «водолейства». Мне нравится прямота и глубокий ум Марины Александровны. Она щедро делится своими знаниями, что крайне редко можно увидеть у современных учёных.

Советский и российский психолог.

Профессор РАН, М.А. Холодная утверждает: Понятие, с одной стороны, рассматривается как форма отвлечённо-логического мышления, связанная с обобщённым и опосредованным отражением объекта... С другой – понятие анализируется в качестве познавательной структуры, обеспечивающей воспроизведение предметных процессов и, имеющий пространственно-временные (образные) аспекты своей организации…» (М.А. Холодная, с. 6-7, 1983). «По своей форме понимание есть субъективное выражение меры знаний самого субъекта об определённых объектах, явлениях и т.д., степени их осознания, по механизмам – результат работы концептуальных психических структур (М.А. Холодная, с.25, 1983).

Приведу для наглядности полноту понятийного понимания, которую предполагает М.А. Холодная:

  1. Осознание явления в комплексе его разнокачественных, разнообщённых свойств в единстве характеристик его конкретно-предметной и категориальной отнесённости.
  2. Уяснения места данного явления в системе связей и зависимостей с другими явлениями.
  3. Возможность разведения и соотнесения в отражённом содержании и признаков частного и общего характера.
  4. Возможность дифференциации существенных и несущественных и признаков частного и общего характера.
  5. Чувствительность к противоречиям.
  6. Максимальную осознанность и произвольность мыслительных оценок и т.д.
Понятийное мышление

Пришло время обобщить и расширить границы представления о понятийном мышлении.

Во-первых, концепт является характеристикой его состава и строения. Иначе говоря, представляет собой некий структурный аспект.

Во-вторых, функционирование является операционально-динамической характеристикой процесса работы концепта. Иными словами, определяет операционально-динамический аспект.

В-третьих, понимание является главной характеристикой осознания отображаемого события, в особенности для детей из этнокультурной среды жизнедеятельности. Тем самым, представляет собой результативный аспект.

Для наглядной иллюстрации можно представить в виде некой схемы, которая будет представлена ниже:

Понятийное мышления имеет структурные аспекты его формирования.

Память как результат анализа мыслительной деятельности

Рядом авторов (Хант Э. и др., 1970; Klix F., Hoffmann, 1973) было сформулировано положение, согласно которому понятия формируются в процессе анализа структуры признаков объектов. Результатом этого процесса является единица памяти, в которой репрезентированы в иерархии более общие понятия имеют меньше признаков.

Чем более полным набором признаков она обладает, тем быстрее и лучше запоминается. Например, кухарка нашла кастрюлю под стулом (состоит из конкретных понятий, поэтому запоминается быстрее). Или Женщина нашла вещь под мебелью.

По крайней мере, можно рассмотреть следующие отношения:

  • Качества: трава зелёная, сахар сладкий, перец острый.
  • Контраста: день-ночь, свет-тень.
  • Сравнения: гора-холм, море-озеро, дерево-куст.

Но также очевидно и то, что при прочих равных условиях быстрее всего узнаются аналогии, в основе которых лежат отношения качества, а медленнее всего аналогии на основе отношения сравнения. Идентификация отношения занимает тем больше времени, чем большим числом признаков оно определяется (Klix F, Vander Meer E, 1978, 1980).

Виды понятий

Учитывая отношения, отмеченные выше, исследователями выделяются два типа понятий:

  • Сенсорные понятия. Они формируются на основе обобщения сенсорных свойств объектов.
  • Категориальные понятия, которые фиксируют функциональные связи, объединяющие внешне различные объекты по принципу общности выполняемых функций.
Метод тройного стимула

Всё вышеописанное несомненно имеет прямое отношение к методу тройного стимула концепции психологии школьной этнодидактики:

  1. Конкретные житейские ситуации – это первый стимул формирования понятийного мышления личности ребёнка в этнопособии самообучения математике «Занимательная математика для северян».
  2. Семантическая репрезентация – это второй стимул понятийного мышления, когда представлена этнокультурная среда жизнедеятельности долган.
  3. Припоминаемые знания – этой третий стимул формирования понятийного мышления, когда в «Опорных сигналах» и «Листе самоконтроля» представлены:
  • Часть от целого.
  • Кодированная информация математических знаний.
  • Общая репрезентация в виде составления ключевых вопросов, ответов с приведением собственных примеров.

Ниже представлена некая схема моделей памяти.

Модели памяти

Любая модель памяти имеет собственную технологию формирования.

Обратимся к В.Н. Кирой, Е.В. Асланян, которые считают: «Память является, в сущности, побочным продуктом обработки информации, а качество и длительность сохранности её следов прямо зависит от глубины обработки» (В.Н. Кирой, Е.В. Асланян, 2012, с. 255).

        Можно представить модель активной памяти. «Мнемонизм или особенные способности в области запоминания и удержания в памяти чрезмерно большого объёма информации иногда относят к нарушениям памяти… Юлий Цезарь и Александр Македонский знали в лицо и по имени каждого из своих солдат, а их численность достигала до 30 тысяч».

        Почему дети этнических групп Таймыра за 3-5 часов смогли запомнить большой объём учебной информации по школьной математики?

        Во-первых, в интеллектуальной программе «ситуативная конкретика» имеются тексты большого объёма. Дети не только успевали их быстро читать, но и понимали смысл прочитанного. Однако при этом их память не только не перегружалась, но хорошо на качественном уровне сохраняла информацию. Это объясняется тем, на способности их запоминания и удержания в памяти математической информации повлиял эффект мысленного моделирования житейских ситуаций из социокультурной среды жизнедеятельности долган в ходе их трудовой деятельности и уважительного отношения друг к другу.

        Во-вторых, в ходе чтения дети манипулировали образами. А манипуляция образами является сущностью мышления, которое является высшей формой активного отражения окружающей действительности, состоящей в целенаправленном, опосредованном и обобщённом отражении персонажей этнопособия существенных связей и отношений действительности, в творческом созидании новых идей, прогнозируемых событий и интеллектуально-практических действий с «обыкновенными и десятичными дробями».

В-третьих, в «ситуативной конкретике» много рисунков, которые, будучи визуальными формами стимуляции, улучшают навыки, связанные с подвижным интеллектом, рабочей памятью и вниманием, столь свойственных детям из этносреды. Возможно, особенности сформированного и развитого подвижного интеллекта у детей из тундры объясняется «полем широкого обзора» (Р. Нисбетт), характерной для природного ландшафта тундровой зоны.

Важно заметить, что мышление школьников формировалось в процессе когнитивно-образовательной деятельности, которая по сути своей представляет их интеллектуально-познавательную деятельность и потому она характеризуется обобщённым и опосредованным отражением объективной реальности этнокультурной среды долган и внутренним переживанием ребёнка в качестве самообучающейся личности.

Воображение ускоряет процесс мышления

Согласно Р. Солсо, который утверждал: «мышление – это процесс, с помощью которого формируется новая мысленная репрезентация». И это школьники доказали на эксперименте, потому что в ходе познавательного общения, выполнения практических заданий в интеллектуальной программе «ситуативная конкретика», они так входили в роль персонажей, что не замечали, как они говорили от имени членов семьи Жарковых, постоянно обращаясь друг другу: «А помнишь, Мудрый олень говорил… или, но смышленый мышонок то объяснял алгоритм так…» и т.д.

        Это позволяет сделать вывод, что школьники, увлёкшись спором, рассуждениями, не замечали, что речь с каждым разом становилась грамотней, а потому и понятней, чтобы легко оперировать математическими понятиями с опорой на математические законы.

Детский интеллект как результат социализации

Несмотря на то, что в классе стоял волнообразный, рабочий гул, он никому не мешал, никто не прислушивался к тому, о чём спорит соседняя пара или группа, никто никого не слышал, кроме своего собеседника.

Иногда, этот гул усиливался, при этом было слышно, как спорившие легко и грамотно манипулировали не только знаниями этнической культуры, но математическими терминами, понятиями в их связях и отношениях, что отражало «процессуально-динамический аспект мышления» (В.Н. Кирой, Е.В. Асланян) взаимодействующих.

Временами этот гул утихал и даже «затухал» на короткое время, что свидетельствовало о самом главном, ради чего и был задуман эксперимент, о процессе формирования детского ума, т.е. интеллекта как особой форме содержания математических знаний через формирование грамотной русской речи и логически выстроенной математической речи для адаптации детей из этносреды к школьной русскоязычной среде.

Таким образом, формировался детский интеллект, с одной стороны, как результат социализации детей, а с другой – как результат влияния на школьников исторической культуры мышления всего человечества.

Безусловно, в кратковременном молчании проявлялся структурно-функциональный аспект мышления ребёнка, который через формирование волевых качеств его самообучающейся личности управлял и регулировал собственным поведением.

Когнитивно-образовательная деятельность

Обобщая описанное выше явление становления самообучающейся личности школьника, можно утверждать, что активная, личностная, интеллектуальная деятельность школьников была, по существу, когнитивно-образовательной.

Когнитивную составляющую личностно-интеллектуальной активности мышления ребёнка представляет внутренний план мыслительных действий — интериоризация.

Образовательную составляющую личностно-интеллектуальной активности мышления ребёнка представляют новые знания и новый ментальный опыт познавательного общения.

Между тем, коммуникативно-регулятивное сотрудничество детей и взрослых есть результат появления неких новообразований:

  1. В виде формирования «высших психических функций».
  2. В когнитивной структуре в виде социализации и способности мыслить, рассуждать и понимать.
  3. В сознании и самосознании личности ребёнка, рационально познающей объективный мир предметов, явлений природы и общества, событий и человеческих отношений.
Почему люди не понимают друг друга

Возможно, любого читателя моих постов раздражает то, о чём я пишу, потому что очень много незнакомых терминов. Это нормально и это понятная ситуация.

Дело в том, что если Вы хотите меня понять, Вам необходимо говорить на моём терминологическом языке.

Предупреждаю, Вы не обязаны вникать.

А если всё-таки из 100% читателей найдётся 1% терпеливых, то я буду искренне благодарна. Ради них я пишу свои посты, чтобы им было легко понимать читаемый текст в моих статьях на сайте.

Вспомните даже ситуацию, когда у Вашего малыша первый зуб больно, долго и мучительно разрывал его десну. Вот также и новая область научных знаний надо воспринимать терпеливо, пока Вы в какой-то момент не ощутите озарение.