Самообучаемость личности ребёнка способствует формированию географической мобильности как показателя её конкурентоспособности.

Положение в обществе

является следствием интеллекта

Р. Нисбетт

Ключевые проблемы самообучаемости

Самая распространённая проблема в российских регионах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока – дети северных этносов не успешны процессе школьного обучения.

Почему школьники не понимают?

Ребёнок САМ обучается мыслить в ходе неоднократных сенсомоторных тренировок.

Как показал ряд исследований, основным условием понимания является восприятие.

Почему школьники не воспринимают содержание учебной программы?

Как доказали психолого-этнодидактические исследования школьников на Таймыре, именно менталитет, как этнический способ восприятия и понимания объективной действительности, не учитывается педагогами.

Почему школьники не умеют рассуждать?

Потому что в содержании учебной программы школьных предметов отражена российская действительность. Именно по этой причине было разработано содержание информационных абстракций с через призму этнической действительности, в которой обучаются дети.

Что характерно для той или иной этнической действительности?

  1. Оценочно-ценностная сфера школьного образования.
  2. Ценностный аспект сознания личности школьника.
  3. Совокупность этнических принципов осуществления суждений и оценок.
  4. Несколько иная концептосфера. Иными словами, иная информационная база, набор единиц мысли, накопленных этническим когнитивным сознанием. Например, для северян деньги не представляют такую ценность как для азербайджанцев, армян, абхазцев и т.д. Для них ценность представляет человеческая взаимовыручка, надёжность, верность, честность.
Почему школьники не умеют решать текстовые задачи?

Личность ребёнка начинает думать только после собственных наблюдений и анализа на подсознательном уровне.

Привычка экономить время срабатывает на подсознательном уровне. Значит, надо составлять такие текстовые задачи, решая которые можно найти вариант выхода из реальных трудностей, встречающихся в жизни. Следовательно, составлять такие текстовые задачи, содержание которых запускает механизм логической, концептуальной и когнитивной деятельности, свойственные этническому способу восприятия действительности – их менталитету.

Почему школьники из этнических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока замкнуты, мало говорят, либо вообще предпочитают игнорировать все замечания, требования педагогов школ-интернатов?

Многолетняя педагогическая практика наглядно показала и утвердительно доказала, что та действительность, в которой дети обучаются и воспитываются против их воли, не соответствует той совокупности норм:

  • Традиций, как принципов жизнедеятельности.
  • Обычаев, как нормы поведения, общения, взаимодействия личностей педагогов, родителей и детей. Безусловно, социальная норма свойственна их этнокультурной действительности, отличающейся неким коммуникативным поведением представителей конкретного этноса.
Почему школьники из этносреды не общаются, не рассуждают, не высказывают своего мнения, своих суждений, не делают никаких умозаключений?

Дошкольное самообучение — это основа для обучения личности ребёнка в школьной среде.

Ни для кого не секрет, что любой ребёнок не может излагать свои мысли свободно и красиво, как это он делает на родном языке, для которого свойственно внешнее проявление такого когнитивного компонента, как этноязыковое сознание личности ребёнка.

Почему у детей этнических групп характер чрезвычайно сложный?

Не стоит забывать о том, что характер личности ребёнка определяет окружающая действительность. Видимо, образовательная среда в школе не соответствует той эмоционально-психологической сфере, которая присуща этнической среде воспитания и развития самообучающейся личности.

Почему дети этнических групп не воспринимают требования педагогов?

Как ни печально, но в этносреде требования выражаются несколько иначе, чем в школе или в школе-интернате. Потому что обучающее воспитание в семье воспитывает, обучая:

  1. Родитель показывает всегда ребёнку не только способ действий, но и эталон поведения.
  2. Взрослый человек из этносреды никогда не нарушает совокупность требований, отработанных вековыми традициями.
  3. Он не повышает голоса на ребёнка, а только демонстрирует своё огорчение либо игнором на просьбу ребёнка, либо своим недоверием. В результате, ребёнок начинает анализировать причину столь неадекватного поведения родителя, в итоге чего он находит причину и исправляет её. Если родитель улыбнулся или, молча помог ему в чём-то, значит, он правильно принял решение.
Почему воспитанники школы-интерната раздражаются или молча, уходят, когда их педагог хвалит за что-то хорошее?

Этносреда для детского саморазвития является целостностью многочисленных факторов воздействия на психику и мышление личности ребёнка.

В этнической среде обучающего воспитания и развития принято хвалить ребёнка, если он достиг успеха после долгих тренировок в деле жизнебезопасности. Например:

  • Быстро маутом поймал оленей для отправления в аргиш.
  • За ночь не потерял ни одного оленя.
  • Раздобыл дрова.
  • Наколол льда и т.д.

Как правило, девочек хвалят за:

  • Их чистоплотность.
  • Умение шить и вышивкой украсить одежду, головной убор, обувь, воспитание младших, за своевременный уход за младшими и т.д.
Почему воспитанники школы-интерната не понимают значение многих слов, которые должны быть им знакомы?

Школьная этнодидактика представляет собой конгломерат этнической культуры, который будет способствовать осознанному, осмысленному восприятию информационной абстракции в школьных учебниках.

Такая проблема объясняется фактом различий между «значением» и «смыслом» слова. Потому что значение слова необходимо искать в толковых словарях русского языка. Разумеется, любое слово в толковом словаре является социально и культурно обработанным индивидуальным опытом. А смысл слова понимается личностью ребёнка как её индивидуальное знание, содержащее какое-то конкретное отношение. Иными словами, значение слова основывается на научном, понятийном мышлении.

Между тем, значение слова выражается научно, а смысл объясняется «житейскими понятиями» (Л.С. Выготский).

Почему дети из этнических групп плохо изъясняются по-русски?

Потому что с малых лет они уже владеют словарём, грамматикой, системой произносительных и интонационных средств долганского (этнического) языка, незаметно для себя, чаще всего неосознанно, впитывают, и формы этнической материальной и духовной культуры (Л.П. Крысин, 2007, с. 104).

Кроме того, неоднородность вербального мышления необходимо искать в многообразии видов деятельности, распределённых в этносреде и выполняемых самообучающейся личностью ребёнка.

Таким образом, школьная этнодидактика основывается на принципах психологии детского саморазвития и обучающего семейного воспитания, принятых в конкретной этносреде жизнедеятельности, связанной с видами хозяйствования, с природно-климатическими условиями жизни.

Более того, в основе своей школьная этнодидактика имеет дело с этническим менталитетом, связанного:

  1. С логической, концептуальной и когнитивной деятельностью сознания, самосознания ребёнка из определённой этнической среды жизнедеятельности.
  2. С совокупностью этнических принципов осуществления суждений и оценок.
  3. С этнической информационной базой, набором единиц мысли, накопленных этническим когнитивным сознанием ребёнка, т.е. концептосферой.
  4. С коммуникативным поведением в этнической среде, где есть свои традиции (принципы) и обычаи (правила поведения) общения и взаимодействия.

Таким образом, психология школьной этнодидактики базируется:

  • На принципе здравого смысла.
  • На принципе научных основ психологии, лингвистики, педагогики, дидактики и т.д.
  • На принципе этнокультурной философии.

Более подробно, детально и локально принципы ПСИХОЛОГИИ ШКОЛЬНОЙ ЭТНОДИДАКТИКИ изложены в моей монографии «Психология школьной этнодидактики», а также в статье, для чтения которой пройдите по этой ссылке>>.