Site icon etnorazum.ru

Педагогические методы организации самообучения

Педагогическое самопродвижение

Педагогические методы. Интеллектуальные условия. Психология самообучения.

Примерное время на чтение статьи: 5 минуты

Методы педагогической деятельности в личностно-интеллектуальном процессе самообучения личности ребёнка дошкольного возраста имеют следующие некоторые особенности:

Беспорядок предметов внешней среды

 ослабляет сознание

Аристотель

Первый педагогический метод организации самообучения

Первый момент, не давать ребёнку словесных уроков, которые не формируют и не развивают интеллект. Потому что интеллект – это способность, во-первых, наблюдать за объектами исследования в окружающей среде. Объекты исследования окружающей действительности содействуют формированию способности к наблюдению и в подведению основ под средства природосообразного развития мышления как мыслительных способностей.

Во-вторых, говорить – выражать собственные мысли в словах, когда мысли обличаются в словесно-речевой оболочке слова.

В-третьих, мыслить – это внутренняя речь, ищущая логическую структуру информационного поля в объективной реальности.

Второй педагогический метод организации самообучения

Второй момент, уроки ребёнок должен получать из собственного опыта, который может сформироваться только при обнаружении собственных ошибок и проблем.

Третий педагогический метод организации самообучения

Третий момент, не должно быть никаких поощрений и наказаний.

Четвёртый педагогический метод организации самообучения

Четвёртый момент, не должно быть никаких стеснений, запретов и прерывания когнитивно-образовательной деятельности личности ребёнка, чтобы не раздражать живость ребёнка и не портить душу ребёнка. Иными словами, единство физического, нравственного и интеллектуального совершенства есть основополагающий критерий формирования самообучающейся личности ребёнка.

Девиз психологии этнодидактики

Девиз психологии этнодидактики — дать детству созреть в детях.

Потому что каждый детский ум имеет свой собственный темп, сообразно с которым педагогу следует управлять личностно-интеллектуальным процессом самообучения. Следовательно, педагог – это благоразумный наставник, а не проводник чужой воли и не додуманных образовательных программ.

Задача формирования и развития самообучающейся личности заключается в том, чтобы личностные, интеллектуальные и психические способности ребёнка формировались на основах действительной жизни отдельных людей и социальных сословий. Одним из главных условий саморазвития личности ребёнка является её социализация, когда она путём наблюдения за другими детьми, их рассуждениями, действиями может осознать себя как личность.

Классический педагогический метод организации самообучения

Основной метод педагога – наблюдение.

Наблюдения за когнитивно-образовательной деятельностью каждого ребёнка доказали наставления М. Монтессори, Ж.-Ж. Руссо: «Жертвуйте в первом возрасте временем, которое с избытком воротите в более позднем возрасте… скупой, который, из желания ничего не потерять, теряет много» (Ж.-Ж. Руссо, 2015, с.21).

Таким образом, педагог, прежде чем, осмелится формировать личность ребёнка, он должен сам сформироваться как самообучающаяся личность. В таком случае выполняется принцип – чтобы управлять ребёнком, необходимо управлять самим собой.

Педагогическое самообразование и профессиональное самосовершенствование

Зачем педагогу самообучаться, самообразовываться и саморазвиваться?

Хотя бы потому, что он не может обещать миру больше того, что он имеет в собственном опыте. Как бы там ни было, любой человек, не только педагог, имеет опыт как конгломерат ошибок в его прошлом.

Поэтому не стоит тащить свои коррекции в непредсказуемое и неопределённое будущее. И не надо педагогам и родителям кичиться перед ребёнком своим N-ым количеством прожитых лет.

Возможно, поэтому семьи с детьми в выигрыше перед бездетными семьями, которые не имеют ни маяка жизненного вектора, ни индикатора правильности собственных мыслей, намерений и действий в их жизни.

Только в ситуации свободы можно осознать слово «СЕМЬ Я». Сколько детей, столько и проявлений «Я». В этом плане педагогу повезло – сколько школьников, столько и проявлений «Я». Отсюда, скорость мысли, речи, действий педагога увеличивается в N раз!!!

По сути своей, действия ребёнка являются маяком, куда следует направлять педагогу свой ум, опыт и намерения. А детская радость является индикатором правильно выбранной стратегии организации личностно-интеллектуального процесса самообучения, когда конкретная идея ясна, наглядна, проста и всегда доступна детскому пониманию.

Первое психолого-дидактическое условие самообучения личности ребёнка

Первое условие – предметы исследования, которые привлекают и фиксируют внимание ребёнка на подсознательном уровне – интеллектуальная интуиция. Предметы изучения должны быть связаны одной общей идеей, но каждый со своим специальным содержанием. Иными словами, необходима личностно-интеллектуальная среда с набором дидактических материалов. Систематический дидактический материал содержит в себе комплекс общечеловеческой культуры: чтение, письмо, счёт. Как показала многолетняя педагогическая практика, у детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) не должно быть такой формы самообучения. Более того, дидактические материалы должны быть связаны общей идеей окружающего мира: анатомия человека, ботаника, зоология, биология, география, химия, физика, астрономия, геометрия, арифметика, математика, алгебра и т.д.

Второе психолого-дидактическое условие самообучения личности ребёнка

Второе условие – свобода выбора предмета исследования, форма и метод исследования, временная продолжительность когнитивно-образовательной деятельности.

Главная задача педагога заключается в том, чтобы организовать когнитивно-образовательную деятельность от известного к неизвестному, от конкретного предмета к абстрактному понятию, от лёгкого доступного восприятия к логическому изложению своих мыслей.

Третье психолого-дидактическое условие самообучения личности ребёнка

Третье условие – социокультурный опыт как полная система знаний, идей и опыта, которая строится вниманием личности ребёнка. Отсюда понятна та повторность упражнений по отработке броска маута и постоянный возврат к безошибочным броскам. Если неизвестная учебная информация не поддаётся пониманию ребёнка, то он возвращается к известным знаниям из его социокультурного опыта и именно в нём он ищет подкрепления. Как правило, ребёнок испытывает некий инсайт как интеллектуальное озарение, проявлению которого способствует интуиция.

Четвёртое психолого-дидактическое условие самообучения личности ребёнка

Четвёртое условие – познавательный интерес, как удовлетворение любознательности. «Каждый берёт то, что полезно для него, к чему толкает таинственная внутренняя сила» (М. Монтессори).

Первое психолого-интеллектуальное условие самообучения

Первое психолого-интеллектуальное условие самообучения – свободная когнитивно-образовательная деятельность личности ребёнка, формирующая «высшие психические функции», соответственно программе возрастного развития. Когнитивно-образовательная деятельность, по сути своей, является деятельностью психики ребёнка, функцией которой являются: произвольное внимание, логическая память, речевое мышление и мыслительная деятельность, творческое воображение.

Второе психолого-интеллектуальное условие самообучения

Второе условие самообучения – личностно-интеллектуальная среда, которая упорядочивает содержание социокультурного опыта общения, взаимодействия детей и взрослых. Чтобы управлять личностно-интеллектуальным процессом самообучения личности ребёнка, педагог должен уметь наблюдать за вниманием и проявлением интереса ребёнка к конкретному дидактическому материалу. Каждый дидактический материал стимулирует деятельность психики ребёнка, ведущую за собой физиологическое развитие ребёнка. Таким образом, каким бы дидактическим материалом ребёнок не занимался, его когнитивно-образовательная деятельность должна быть направлена на формирование «высших психических функций». Ничто так не помогает выстраиванию когнитивно-образовательной программы действий педагогов и родителей, как умение наблюдать за ходом мыслей и речевыми оборотами ребёнка.

Третье психолого-интеллектуальное условие самообучения

Третье условие самообучение – коммуникативно-регулятивное сотрудничество взрослых и детей, стимулирующее психическое образование, результатом взаимодействия которых является уравновешенная интеллектуальная личность на основе самообучения и формирования логической памяти, речевого мышления и мыслительной речи. Коммуникативно-регулятивное сотрудничество педагогов и родителей основано на наблюдении за детьми, чтобы на основе предмета интереса личности ребёнка гармонично выстроить программу общекультурных знаний и опыта самообучения.

Заключение

Итак, родителям и педагогам необходимо взаимодействовать под девизом – хочешь быть педагогом, влейся в мыслительный поток любознательности ребёнка.

Иными словами, мыслительно-речевая деятельность педагога и родителя постоянно находятся в «зоне турбулентности».

Разумеется, необходимо соблюдать все шаги технологии организации самообучения детей.

Естественный интерес к предмету → концентрация внимания → связь известного с неизвестным → собственное открытие, в котором интерес и когнитивно-образовательные действия преобразовываются интеллектом в сознательное и произвольное.

Exit mobile version