ОТЗЫВ
на выступления З. Н. Ичин-Норбу
Главный редактор журнала «Северные просторы»
В. Д. Голубчикова
Тел.ред.: 8 (495) 688-48-51
Моб.тел.: 8(916) 149-40-88
ОТЗЫВ
на этнодидактическое пособие З.Н. Ичин-Норбу
«Занимательная математика для северян»
Доктор педагогических наук,
профессор Заслуженный деятель науки Республики Татарстан
Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации
ректор Нижнекамского муниципального института
Ф.Г. Ялалов
ОТЗЫВ
на этнодидактическое учебное пособие З. Н. Ичин-Норбу
«Занимательная математика для северян: семейный репетитор»
В этой связи особую актуальность приобретают методические разработки, позволяющие организовать обучение детей Крайнего Севера соответственно особенностям их этнокультуры. Этнодидактическое пособие Зои Николаевны Ичин-Норбу восполняет огромный пробел в обучении детей Крайнего Севера. Как показывает уникальный опыт автора, представленный в его научных статьях и монографиях, дети этносов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока плохо воспринимают абстрактные математические понятия, представленные в обычных, учебниках. И дело не в том, что эти дети обладают недостаточным уровнем интеллектуального развития, не позволяющим усваивать математику в принципе, а в том, что их жизненный опыт требует иной учебной мотивации, основанной на реальных проблемах, адекватных условиям жизни их семей. Автор этнопособия как раз и опирается на опыт ребенка, приобретаемый в долганской семье, создавая сюжеты, одинаково близкие и интересные, как ученикам, так и их родителям. Пособие состоит из 17 циклов, каждый из которых, в свою очередь, представлен шестью элементами. Первый элемент – «ситуативная конкретика» позволяет ребенку моделировать ситуации, требующие математического описания в домашних условиях. Второй элемент – «опорные сигналы» помогают совершить важный переход от конкретных ситуаций к их абстрактным моделям, что составляет основу изучения математики. Третий элемент – лист самоконтроля – учит ребенка пользоваться математическим языком, позволяет отрефлексировать изученный материал. Четвертый элемент – лист самопроверки – предоставляет возможность ребёнку проверить себя, решая задачи и примеры по изученной теме. Пятый элемент – диагностический обучающий тест – завершает циклическую линию комплексной диагностики индивидуальных знаний, умений и навыков конкретного школьника. Важно и то, что, выполняя тесты, ребенок может наблюдать за траекторией своего интеллектуального, психологического и личностного развития свой личный рост при изучении математики, что создает ситуацию школьной успешности. Шестой элемент – глоссарий – реализует в этом пособии межпредметные, межкультурные связи, предоставляя возможность соотнести названия образов, объектов, величин на русском, долганском и английском языках, используемых в сюжетах задач. Элементы пособия не только обеспечивают целостную, мотивированную деятельность по усвоению математических понятий, но и работают на формирование всех групп универсальных учебных действий (УУД), от смыслообразования до совершенствования коммуникативных умений. Следует также обратить внимание на выбор тем, представленных в пособии. Это наиболее сложные в освоении разделы из курсов математики начального и среднего звена. В названном учебном этнопособии ребёнок, на подсознательном уровне, занимается проектной деятельностью, что формирует у него напредметные компетенции в процессе самообразования. Направленность на семейное чтение, предполагающая участие родителей в процессе самообучения также оправдано. К сожалению, сегодня достаточно непросто ввести новые учебники в обиход школ-интернатов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Но родители, желающие помочь своим детям, с радостью воспользуются уникальной возможностью вспомнить или сознательно и осмысленно изучить математику вместе с ними. Считаем, что настоящее этнопособие может служить образцом для разработки этнодидактических материалов, с одной стороны, по любому школьному предмету, а с другой – на основе конкретной этнической культуры регионов Российской Федерации.
А.А. Нестеренко, к.п.н.,
сертифицированный специалист Международной Ассоциации ТРИЗ,
доцент кафедры развития образования АПК и ППРО,
лауреат Международной программы стипендий фонда Форда
ОТЗЫВ
на монографию З. Н. Ичин-Норбу
В работе автор поднимает важную проблему: как преодолеть неуспеваемость учащихся в условиях мононационального окружения. Опираясь на достижения отечественной психологии, педагогики, этнодидактики, автор разрабатывает оригинальную систему преодоления школьной неуспеваемости, построенную на учете психофизиологических особенностей и жизненных циклов народов Севера. Ценным в разработанном автором подходе является то, что автор создал этноориентированные пособия, в основе которых лежат этнокультурные реалии окружающей ребенка среды и в которых отражается жизненный опыт ребенка. Такой подход позволяет оптимизировать процесс обучения, учитывать его интересы и ценности и, в конечном счете, преодолеть школьную неуспеваемость. З. Н. Ичин-Норбу, являясь долганкой по национальности, решает проблему с двух позиций – изнутри, с позиции носителя долганской культуры, и как ученый, имеющий солидную подготовку, о чем говорит логичность суждений и список использованных работ, включающий в себя более 400 наименований. Достоверность предложенной системы заключается том, что в процессе обучения были получены высокие результаты, позволяющие говорить об эффективности методики, разработанной З. Н. Ичин-Норбу и в течение нескольких лет проверявшихся ею в школах различных Северных территорий. Данная методика может быть успешно использована не только в долганской, но и в школах других народов Севера.
Доктор педагогических наук,
профессор кафедры социальной педагогики
Российского государственного социального университета
Р. З. Хайруллин
ПИСЬМО ПОДДЕРЖКИ
о деятельности аспирантки Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки РФ, учителя математики и физики школы-интерната с. Хатанга Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа по проблеме: «Модификация технологии деятельностного метода «Школа 2000…» с учётом этнодидактических факторов».
В 2004 году являлась стажёром аспирантуры АПК и ППРО РФ, в 2005 году поступила в аспирантуру названной Академии по специальности 13.00.01 (общая педагогика) с уже готовой проблемой, актуальной как для Центра системно-деятельностной педагогики, так и для образовательного пространства Таймыра. Проявила пытливость, незаурядную трудоспособность при изучении теоретических основ проблемы, несмотря на сложности, возникающие из-за географической отдалённости… Проявила самостоятельность в проведении экспериментальной работы. Подготовила к печати учебно-методические комплекты по математике 5-6 классов для обучения детей Крайнего Севера с использованием технологии деятельностного метода.
Зоя Николаевна консультирует педагогических работников округа по проблеме: «Построение образовательного пространства обучения на деятельностной основе». Является активным участником многих проектов Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000 …». В своей работе З.Н. Ичин-Норбу
- использует современные образовательные технологии;
- участвует в проведении теоретических семинаров и практических занятий для учителей и воспитателей школы-интерната;
- показывает положительную динамику и позитивное развитие познавательных способностей детей;
- совершенствует своё мастерство, проходит профессиональную переподготовку на курсах Центра «Школа 2000…».
В результате З.Н. Ичин-Норбу освоила и успешно внедрила в свою работу новую технологию деятельностного метода обучения «Школа 2000…» (Премия Президента РФ за 2002 год).
Опыт З.Н. Ичин-Норбу отражён в авторских публикациях (2006 г.).
Зоя Николаевна Ичин-Норбу окончила курсы повышения квалификации в Центре системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО РФ на содержательном и технологическом уровнях:
- «Теоретические основы и методические особенности курса математики по программе «Школа 2000…», 1996 год;
- «Реализация технологии деятельностного метода и системы дидактических принципов «Школа 2000…» на уроках разной целевой направленности (на примере курса математики для 5-6 классов)», 2002 год.
Как научный руководитель и директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО я поддерживаю З.Н. Ичин-Норбу в её желании участвовать в национальном проекте и считаю, что она принесёт большую пользу и поднимет этнодидактику на более высокий уровень.
Директор Центра системно-деятельностной педагогики
«Школа 2000…» АПК и ППРО РФ, д.п.н.
вице-президент Ассоциации «Школа 2000…»,
Лауреат Премии Президента РФ за 2002 год
Л. Г. Петерсон
Это письмо поддержки было написано и подписано для моего участия в конкурсе «Международной программы стипендии Фонда Форда», который я выиграла в мае 2007 года.
Поэтому я искренне благодарна Людмиле Георгиевне Петерсон за её веру в мой потенциал интеллектуального, методологического и личностного плана.
Отзыв
Ф.Г. Ялалова, д.п.н.
в статье «ЭТНОДИДАКТИЧЕСКИЙ СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ»
«ETHNODIDACTIC METHOD OF ORGANIZING OF TEACHING»
Достойное место в реализации этнодидактического подхода в современной системе школьного образования занимает высокопродуктивная научно-педагогическая деятельность Зои Николаевны Ичин-Норбу.
Подходы и принципы этнодидактики она довела до эффективно работающей технологии обучения и личностного развития школьников.
Ею разработан и издан цикл этнодидактических, этнопсихологических трудов (монографии, учебные пособия), представляющих интерес как для ученых, так и для практических работников образования. Особый интерес для младших школьников и их родителей представляет семейный репетитор «Занимательная математика для северян».
З.Н. Ичин-Норбу не ограничивается разработкой и изданием этнодидактических пособий, она предметно занимается:
- экспериментальной работой по внедрению их в образовательную практику,
- организацией полевых психолого-педагогических исследований.
В частности, пропедевтическое этнодидактическое пособие «Занимательная математика для северян», ориентированное на использование личностного этносоциального опыта ребенка, успешно прошло апробацию на базе:
- Сындасской начальной школы-интерната,
- Новорыбинской средней школы,
- Хетской средней школы-интерната,
- Хатангской средней школы-интерната,
- Хатангской средней школы №1,
- Русской Монтессори-школы г. Москвы.
Уточняю, что статья Ф.Г. Ялалова будет опубликована в журнале «Alma mater. Вестник высшей школы» , № 9, 2017. Спецвыпуск подготовлен в рамках конгресса ЮНЕСКО, информацию о котором можно вычитать на сайте: https://almavest.ru/ru/adboard