Самообучающаяся личность как субъект КОД

Самообучающаяся личность, как субъект когнитивно-образовательной деятельности, сама решает: что, зачем и как изучать, познавая окружающую действительность.

Уважайте,

если не почитайте,

чистое, ясное, непорочное святое детство

Я. Корчак

В данной статье я приведу результаты проверки гипотезы о самообучаемости личности ребёнка в ходе психолого-этнодидактических исследований школьников на Таймыре.

Рабочая гипотеза № 10. Грамотно, содержательно и логично составленная структура этнодидактического пособия с учётом предметной преемственности учебного материала будет содействовать индивидуальной самообучаемости школьника.

Цельвыявить и описать влияние предметной преемственности на индивидуальную самообучаемость школьника.

Задачи:

  • Разработать и провести диагностическое тестирование для выявления показателя индивидуальной самообучаемости школьника.
  • Провести детальный анализ диагностической работы № 2.
  • Визуализировать показатели коэффициента индивидуальной самообучаемости школьника в виде таблицы и диаграммы.

Представим формулу вычисления коэффициента самообучаемости личности школьника:

   формула исследованияSoкоэффициент самообучаемости;

ΔZn – приращение знаний, умений и навыков 1, 2 и 3 заданий диагностических работ;

Z2) – количество правильно выполненных заданий диагностической работы № 2.

Z (Д2) = задание № 1 (8) + задание № 2 (3) + задание № 3 (4) = 15 (баллов) – максимальное количество баллов.

Коэффициент самообучаемости

Экспериментальная школа 4-е классы 5-е классы
Сындасская начальная школа-интернат 82 %
Новорыбинская средняя школа 44 % 60 %
Хетская средняя школа-интернат 70 % 80 %
Хатангская средняя школа № 1 (1) 78 % 45 %
Хатангская средняя школа № 1 (2) 31 % 65 %

 

Ниже представлена диаграмма результатов исследования

диаграмма исследования

Следует отметить, что условие написания диагностических работы № 2 было для всех одинаковым, то есть все учащиеся 4-х и 5-х классов писали диагностическую работу № 2 ровно 15 минут (учёт расхода времени), что говорит о глубинной сущности этнодидактического принципа самообучения, которое действительно оказалось развивающим.

Между тем, если четвероклассники не имели даже чёткого представления о дроби, а тем более не умели выполнять арифметические действия (операции) с ними, то после формирующего эксперимента на учебных материалах этнодидактического пособия самообучения математике они научились их выполнять. Следовательно, у них сформировалась не только логическая память, но и усовершенствовалась техника чтения, следствием чего послужило формирование речевого мышления и мыслительной речи. Иными словами, школьники, развивая речь,

  • осознавали конкретную жизненно-научную ситуацию как проблему,
  • управляли всеми видами деятельностей в их спонтанном сочетании и тем самым,
  • с формированием мыслительной речи они обретали индивидуализацию личностного развития,
  • они самобучались социально,
  • развивались индивидуально.

Таким образом, в коллективном взаимодействии, в ходе общения, проявилась двухаспектность развивающей составляющей самообучения, предметом которой была двусубъектность взрослого и школьника. Данное следствие по принципу цепной реакции повлекло за собой и такой положительный момент, как изменение уровня самооценки, которая является показателем личностного развития.

Так ли уж всё это ново? Конечно же, нет. Об этом свидетельствуют жизнь, творчество и тернистый путь личностного развития выдающихся людей нашего Отечества.

Например, Константин Эдуардович Циолковский — отец Космонавтики.

Уже из видеоматериала видно, что самообучающаяся личность, по сути своей, доставляет много хлопот школьным учителям, такой ребёнок не удобен.

Исходя из результатов эксперимента на Таймыре, необходимо отметить два момента:

  • самообучаясь на математическом материале этнодидактического пособия самообучения математике, школьники приобрели новый смысл самообучения как возможности самостоятельного познания объективной действительности, то есть её восприятие и отношения к ней;
  • в ходе совместной когнитивно-образовательной деятельности триады субъектов личностно-интеллектуального процесса самообучения были решены проблемы общения и взаимодействия, что сиюминутно сказалось на становлении их личности, развитии интеллекта и формировании таких психических процессов, как: логической  памяти, интеллектуальных эмоций, произвольного и непроизвольного внимания, вербальной памяти, восприятия, речевого мышления, мыслительной речи, творческого воображения.

Мы можем резюмировать, что в ходе эксперимента этнодидактическое пособие самообучения математике явилось своего рода психологическим тренингом в личностно-интеллектуальном процессе самообучения, так как школьники, в режиме свободного выбора, воображая, самообучались, общались, рассуждали и спорили в ситуациях монолога и диалога. Иными словами, они одновременно свободно воображали, самообучаясь, то есть, не упуская из виду цель самообучения, а с другой – самостоятельно обучались, представляя полувымышленную, полуреальную действительность.

Ниже представлена структура новообразований самообучающейся личности школьника.

структура личностиОбщеизвестно, что личности свойственны такие качества, как:

  • инициативность (обилие и яркость новых идей и планов, богатство воображения и т.д.),
  • самостоятельность, независимость (сознательная мотивация и обоснованность),
  • решительность (быстрота, уверенность принятия решения),
  • импульсивность и обдуманность,
  • настойчивость (борьба с препятствиями для достижения цели),
  • самоконтроль,
  • выдержка,
  • самообладание.

Несомненно, формирование личности зависит от культурно-средовых условий её формирования.

схема солНеобходимо было выявить, каково влияние контекста этнической культуры на показатель эффективности самообучения. Действительно ли житейская ситуация стимулировала индивидуальную потребность школьника в самостоятельном приобретении новых знаний и опыта?

Таким образом, результаты психолого-этнодидактических исследований школьников на Таймыре доказали, что только в ходе самообучения личность способна познавать фундаментальные знания осознанно и осмысленно. Потому что процесс самообучения основан на свободе выбора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.