Что означает понятие «школа» в нашем понимании? Для тех, кто с горечью вспоминает школу данное понятие ассоциируется с дисциплиной, с учителем-надзирателем и полным непониманием природы личности ребёнка

Во-первых, самообучение личности ребёнка в социуме, когда когнитивно-образовательная деятельность других детей стимулирует и мотивирует определённый порядок в действиях, рассуждениях и проявлениях характера как волевой, целенаправленной, спонтанно-поисковой программы действий.

Во-вторых, личностно-интеллектуальную психолого-возрастную циклическую программу саморазвития личности ребёнка, когда именно упорядоченная личностно-интеллектуальная среда развития стимулирует и позволяет ей раскрыться в полной мере и заложить мощную, потенциальную когнитивно-образовательную энергетическую стратегию реализации самообучающейся личности.

В-третьих, индивидуализация самообучающейся личности ребёнка в ходе её социализации, которая достигается за счёт самоопределения в сферах жизнедеятельности.

Безусловно, самообучение личности ребёнка состоит из сбалансированной конфигурации, которая сочетает в себе два на первый взгляд, противоречивых качества – психологическую устойчивость и познавательную энергичность в достижении спонтанных, интуитивно-интеллектуальных целей.

Как показали исследования М. Монтессори, Ж. -Ж. Руссо, Ф.В. Фребель, И.Г. Песталоцци, Дж. Дьюи, Л.С. Выготского, Ю. Фаусек, М. Доналдсон, Л.Н. Толстого, Я. Корчака, С. Соловейчика и др., в дошкольном возрасте формируется самообучающаяся личность ребёнка. Результаты их исследований утвердительно доказала и  развила программа организации личностно-интеллектуального процесса самообучения семейной школы дошколят «ТРИАДА». Именно самообучающаяся личность ребёнка представляет собой целостную личностную конфигурацию с участием родителей (семейный социум) и педагогов (школьный социум) интуитивно-интеллектного узла коммуникации.

Кроме того, личностно-интеллектуальный процесс самообучения дошкольника наглядно продемонстрировал, что  индивидуализация личности ребёнка возможна только в ситуации её социализации.

Цель индивидуализации когнитивно-образовательной деятельности ребёнка состоит в наблюдении за его ориентацией в личностно-интеллектуальной среде, и им выбранного сенсомоторного дидактического материала не только определить круг его интересов, но и наметить опорные аспекты включения счёта, письма и чтения. Следовательно, индивидуальная ориентация ребёнка определяет внимание педагогов и родителей грамотно объединить действия, чтобы совместными усилиями претворить в жизнь стратегию саморазвития личности ребёнка.

Только грамотно организованная стратегия саморазвития личности ребёнка, постоянно корректируемая в результате вдумчивого наблюдения педагога за её действиями и речевыми высказываниями, призвана мобилизовать её внутренние (личностные) резервы и упростить выполнение стоящей перед ней личностно-интеллектуальной задачи самореализации в процессе самообучения.

Кстати, родителям и педагогам следует запастись терпением, чтобы уметь наблюдать за действиями и озвучиванием мыслей вслух ребёнка с высоты своего социокультурного жизненного опыта.

Потому что без этого главного условия Программы формирования самообучающейся личности ребёнка и родителям, и педагогам будет гораздо сложнее.

Для усиления эффекта личностно-интеллектуального процесса самообучения ребёнка необходимо соблюдать следующие семейно-школьные социокультурные условия:

  1. Коммуникативно-регулятивное сотрудничество родителей, педагогов и детей.
  2. Личностно-интеллектуальная среда с набором сенсомоторных дидактических материалов.
  3. Стратегическая Программа когнитивно-образовательной деятельности всей триады её субъектов.

Цель Программы организации личностно-интеллектуального процесса самообучения  – не мешать личности ребёнка стремиться удовлетворить бессознательное тяготение к саморазвитию.

Действовать согласно скрытым законам природы –

значит отдыхать

М. Монтессори

Цель каждого дня самообучения  – это сознание ребёнком того факта, что он победил себя!!!

Любая условно обозначенная зона личностно-интеллектуальной среды за счёт внешнего воздействия сенсомоторных дидактических материалов  стимулирует и, тем самым, запускает механизм внутреннего саморазвития и проявления личности ребёнка.

Каждый сенсомоторный дидактический материал представляет собой объект исследования, заключающийся в понятии, которое надо повторять не один раз. Но для повторения необходимо усвоить его на осознанном и осмысленном уровне.

Между тем, каждое повторение определённого упражнения является стимулом для личностного и интеллектуального развития ребёнка. Он при повторениях не просто овладевает понятием, развивает свой ум. Ребёнок повторяет те или иные операции для удовлетворения собственной потребности в саморазвитии. Именно саморазвитие ребёнка дисциплинирует ум, упорядочивает действия, формирует самосознание его личности.

Каждый ребёнок является самообучающейся личностью, преодолевающей условные пределы, границы своего возраста за счёт саморазвития, завоёвывая своё будущее в настоящем моменте.

Однако эти маленькие победы возможны только, если есть самодисциплина.

Как часто педагоги и родители заблуждаются в своих предположениях, будто ребёнок должен слепо следовать не только их словам, но поступкам. В качестве примера можно привести высказывание родителя: «Я своим детям не разрешаю курить. Я им постоянно говорю о том, чтобы не курили, не смотреть на меня, потому что я – слабак, что трачу деньги на то, чтобы гробить свой организм. Я не могу бросить курить».

Вот он тот самый реальный и наглядный пример жизненного противоречия между словом и делом — «Не кури, не пей, но будь, как я!». Не зря же появилась поговорка: «Дурак любит учить, а умный -учиться». По аналогии, можно перефразировать поговорку в ситуации учебно-воспитательного процесса формирования учебной деятельности: «Школьный учитель любит учить, а педагог самообучаться».