Ребёнок как МИГ

Ребёнок- это МИГ между прошлым и будущим! Именно он называется ЖИЗНЬ. Чем дорожим, чем рискуем на свете мы — ребёнком. Значит, за него и надо держаться.

Если мы ещё не вполне усвоили высокую идею самостоятельности,

то только потому,

что сами живём в рабских социальных формах

Мария Монтессори

Детское саморазвитие

Детское саморазвитие начинается не с 2-х лет, как утверждают многие «учёные умы», а уже в утробе мамочки — так утверждают тибетские искатели ИСТИНЫ.

Современные дошколята успешно справляются с заданиями, сходными с известной задачей «Три горки» Ж. Пиаже. В этом можно легко убедиться, даже если просто прочитать детские рассуждения из «семейного дневника».

Если задачу о «трёх горках» Ж. Пиаже можно связать с житейским опытом личности ребёнка дошкольного возраста, то она интерпретируется несколько иначе, чем это сделал Ж. Пиаже.

Прочитайте детские реплики, и Вы сами убедитесь в том, что и с абстрактностью детского мышления тоже нет явных проблем. Оно у них есть, но на уровне подсознания, интуиции.

Любознательность и наблюдательность
Диалог польского мальчика

— Зачем тебе уши? – спрашивает воспитательница Яна.

— Чтобы всё видеть.

— Но ведь для этого есть глаза.

— Так-то оно так. Но если не будет ушей, шапка сползёт на глаза и я ничего не увижу.

Диалог русских мальчиков

Два малыша пыхтят, разбирая поломанный будильник.

— Смотри, какие колёсики золотые. Наверно, дорогие.

— Ну и что, я таких могу много купить. Мне папа дал рубль. А в нём целых сто копеек.

— Покажи!

«Богач» вынимает из карманчика металлический рубль.

— Классный! А давай мы его тоже разберём на части.

Диалог итальянского мальчика

— Дедушка, а ты был маленьким?

— Был, внучек.

— Ну и смеялись, наверно, ребята над твоей бородой и лысиной!

рассуждение русской девочки

— Мама! Ты говорила, что дядя сидит у тёти Алёны на шее, а он всё время сидит на стуле.

Диалог украинского мальчика

В Доме культуры демонстрировали фильм для детей. Миколка тоже пошёл. Протягивает деньги на билет, а кассир ему говорит:

— У тебя здесь только 5 карбованцев, а нужно 10.

— Ничего, я одним глазом посмотрю.

Базовые условия понимания

Однако легко видеть, что базовые условия детского понимания намерения взрослых, их требований и сути задания – эмоциональное переживание личности ребёнка.

Если ребёнок не выполнил задание, то оно означает, что требование является бессмысленным.

Следовательно, ребёнок выполняет только те задания, содержание которых имеет для него, как личности, некий смысл.

Можно провести простой тест на «эгоцентризм» взрослого – игнор ребёнка. Если ребёнок проигнорировал просьбу, требование взрослого, то, значит, взрослый не проявил ключевую способность к коммуникативно-регулятивному сотрудничеству – он не встал на точку зрения ребёнка, не смог увидеть интеллектуальные и логические особенности детского мышления.

Как мы знаем из многолетнего педагогического опыта, для ребёнка значимы только те требования, которые в нём вызвали эмоциональное переживание – личностную значимость.

Приведём для полноты картины реальные диалоги детей дошкольного возраста из «семейного дневника».

Диалог испанской девочки

— Одевайся, доченька, ты уже большая.

— Дай мне отдохнуть, я же всю ночь спала!

Диалог австралийского мальчика

— Мама, у этого дяди нет ни одного волоска на голове!

— Тише, Питер, а то дядя услышит!

— А разве он этого не знает?

Диалог американского мальчика

В магазин игрушек вошёл мальчик и попросил завернуть ему легковой автомобильчик. Когда он протянул игрушечные деньги, тот засмеялся.

— А чего вы смеётесь? – не понял малыш. – Автомобиль тоже ведь не настоящий!

Легко заметить, что требования и вопросы взрослых часто детей приводит в недоумение противоречие увиденного и услышанного. Следовательно, ребёнок удивлён, а удивление ребёнка как раз и свидетельствует о наличии сознания.

Вывод: требования, просьбы и т.д. взрослых должны соответствовать не только интеллектуальным особенностям, но и возможностям детской знаниево-мыслительной деятельности.

Знаниево-мыслительная активность ребёнка

Пятилетняя Нирмала удивляется, а значит, осознаёт то, что:

  • частицы, из которых состоит мука и сахар имеют разные размеры;
  • мука быстрее растворяется, чем сахар;
  • если мука образует некое вязкое вещество, то кристаллы сахара не только исчезают, но и не меняют прозрачность, бесцветие воды;
  • венчик ускоряет растворение веществ в воде;
  • при круговорете образуются некие слои круга;
  • густота теста зависит от количества муки;
  • молоко разжижает тесто и т.д.

Сказанное, описанное, не в меньшей мере, относится не только к речевому мышлению, но и мыслительной активности, имеющей прямое отношение к когнитивно-образовательной деятельности, в ходе которой ребёнок пополняет базовый объём словарного запаса и житейского социокультурного опыта.

Между тем, в область подсознания уходит любое понятие: жидкое тесто, густое тесто, количество муки, сахара; гладкость теста; распылённость муки; объём; толщина; высота; глубина; концентрация; состав; ингредиенты; свойства веществ; ёмкость сосуда и т.д.

Пятилетняя Нирмала видит, как порошок растворяется в воде — диффузия — взаимное проникновение молекул порошка в молекулы воды. Следовательно, для неё не составляют никакой трудности понятия: «молекула»; «диффузия».

Она наглядно и доступно может объяснить — почему пятно исчезает быстрее при намыливании грязного носочка, чем, если бы она стирала только в растворе порошка?

Она может легко объяснить без пояснений взрослого — почему грязная вещь быстрее и качественнее отстирывается в горячей воде, нежели в холодной. Девочка довольно просто оперирует понятиями: «температура», «скорость растворения», «время растворения», «время стирки», «трение», «вес», «ёмкость тазика», «комфортная высота» и т.д.

 

Пятилетняя Нирмала не просто вытирает пыль с книг, она понимает, что:

  • Пыль оседает на предметы из-за того, что на неё действует Сила тяготения Земли, Сила трения;
  • Обложка книги имеет: ширину, длину, можно даже вычислить периметр и площадь обложки;
  • Книга имеет не только размеры, но и вес, объём, шероховатую и гладкую поверхность;
  • Объём книги зависит от количества листов, которые можно посчитать или посмотреть номер страницы;
  • Вес книги зависит от качества бумаги, толщины листа.
  • Обложка книги обязательно иллюстрирована.
  • Сюжет картинки подскажет содержание книги.

Вместе с тем, многие трудности ребёнка в понимании речи взрослых и, особенно в овладении чтением и письмом, зависят от того, насколько он овладел умениями – вычленять языковые явления как самостоятельные, не связанные с контекстом употребления. Владение этим умением часто недооценивается при начале самообучения ребёнка.

Приведём для полноты картины реальные диалоги детей дошкольного возраста из «семейного дневника».

Диалог американских малышей

Дети спрашивают у отца:

— Это правда, что Бог заботится о нас?

— Правда.

— И к вам нас принёс аист?

— Да.

— А подарки раздаёт Санта Клаус?

— Конечно.

— Тогда зачем с нами живёте вы?

Диалог никарагуанского малыша

Мама поинтересовалась у своего малыша:

— Что бы ты хотел получить на день рождения?

— Лошадку, пистолет и три дня не умываться.

Диалог арабского малыша

Семья смотрит скачки. Сын спрашивает:

— Мама, а за кем бегут эти кони?

— Не за кем, а за победой. Первая получит большой приз.

— Первая? А зачем тогда бегут остальные?

Дети НЕ умеют играть

Собственно говоря, вышепредставленные диалоги уже в очередной раз наглядно демонстрируют факт – у детей по природе их развития не может быть и речи о «ведущей игровой деятельности».

Я не знаю, как ещё доказать неправильность этого абсурда. Играют взрослые.

Во-первых, это взрослые играют в примерных и преданных работников-подчинённых, затаив и завуалировав собственную зависть к успехам начальника-работодателя.

Во-вторых, именно взрослые пытаются изобрести из себя умных и начитанных «всезнаек», понимая то, что невозможно ВСЁ знать, а только МНОГО знать, и то относительно кого-то в конкретной области знаний.

В-третьих, взрослые играют в успешных продавцов на рынке, которые легко и бессовестно облохивают наивных покупателей, а потому и чистых, доверчивых людей.

И наконец, не взрослые ли играют в преданного ДРУГА или ПОДРУГИ, чтобы сделать несчастными тех, кто доверяет им всецело?

Этот список можно продолжать и продолжать, но вряд ли учёные психологи согласятся с моими доказательствами. Но не это главное, а то, что родители, в конце концов, должны понять, что ребёнок НЕ умеет играть, он целиком и полностью поглощён ПОЗНАНИЕМ МИРА реалий.

Может быть, отдохнём?

Представьте летнюю ночь в тундре, солнце ярко светит, птички поют, такая тишина, даже собаки не лают. В 2 часа ночи бегут два пьяных семидесятилетних старичка в 90-е годы. Второй изо всех сил пытается догнать первого, а тот усиленно пытается убежать от «преследователя», но ... спотыкается и обессиленно падает.

  • Ну, бей, коли догнал! — предлагает догнавшему первый.
  • Ты же итак слабый, как тебя бить-то? — спрашивает прибежавший второй.
  • Я устал! Думаешь, так просто убегать? — со слабым голосом вопрошает первый.
  • Я тоже устал! Не так-то просто догонять. Мы уже не молодые! — рассуждает вслух второй.
  • Ну, тогда давай отдохнём, рано вставать — предложил первый.
  • Ты утром проверял сети, что-нибудь поймал? — спросил второй, забыв о своей цели.

Так они отдохнули на травке и разошлись по домам.

Почти подобную ситуацию я наблюдала тоже в летнюю тундровскую, солнечную ночь. Стоят двое пьяных двадцатилетних молодца.

  • Я сейчас тебя бить буду! — угрожающим и решительным голосом сказал первый.
  • А чего стоишь? Бей, уже! — не менее решительным голосом ответил второй.
  • Если буду бить, тебе же больно будет! — поясняет последствия битья первый.
  • А чего тогда спрашиваешь? — спокойно спросил второй.
  • Ладно. Не буду я тебя бить, мы же друзья, хоть и пьяные. Пойдём! — мирно обнял свою «жертву» первый.

Казалось бы, почти одна и та же целевая ситуация «Сейчас побью» в разные годы и разного возрастного периода, а конец один — мирные «обнимашки» и сохранение добрых отношений.

Это о чём говорит?

Первый момент — у долган генетически не заложена агрессия.

Второй момент — «сильный» уважает смелость и решительность «слабого».

Третий момент — каждый участник виртуальной драки имеет чувство собственного достоинства.

Ребёнок — это МИГ

Дети дошкольного возраста Школы дошколят «Три — Л» доказали правильность следующей структуры образования:

  • от 3 до 6,5 лет— дети легко и без психологических стрессов могут освоить Программу начального обучения;
  • от 6,5 до 9,5 лет— когнитивно-образовательная деятельность приобретает другое направление самообучения, поисково-исследовательского характера;
  • от 9,5 до 13 лет -образовательная деятельность приобретает проектный характер. Дети этого возраста азартно «штурмуют» жизнетрепещущие аспекты мозговой деятельности;
  • от 13 до 18 лет— когнитивно-образовательная деятельность приобретает форму «деловой игры».

Думаю, над этим стоит основательно задуматься разработчикам образовательных программ и авторам школьных учебников и учебных пособий, знания в которых, к большому сожалению, имеют свойство устаревать ещё до выхода из стен Издательств.

Поскольку личность ребёнка «закапывают» уже в детских садах, то родителям надо бить тревогу — СПАСИТЕ ДЕТСКИЕ ДУШИ!!!

 

Один комментарий

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.