Личностно-интеллектуальная среда самообучения

Личностно-интеллектуальная среда самообучения анализируется на результатах экспериментов на Таймыре.

Ребёнок должен научиться подчиняться чужой воле более,

нежели своей

Мария Монтессори

Ключевые идеи:

В ходе психолого-этнопедагогического эксперимента:

  1. дошколят городских детских садов в условиях чума.
  2.  дошколят из тундры в городских условиях жизнедеятельности.

Дошколята составили разновозрастную группу, в результате чего возникли ключевые идеи.

 Первая идея

Цель – создать разновозрастную группу дошколят в возрасте от 1,7 до 6 лет.

Условия:

  1. с разновозрастной группой взаимодействует только один педагог-экспериментатор.
  2. родители только наблюдают за действиями детей.

Вторая идея

Три-ЛЦель — организовать коммуникативно-регулятивное сотрудничество.

Условия:

  1. определены три субъекта когнитивно-образовательной деятельности:

родитель + педагог-экспериментатор + ребёнок.

  1. родители внимательно наблюдают за тем, как педагог-экспериментатор демонстрирует работу с сенсомоторным дидактическим материалом М. Монтессори.
  2. педагог-экспериментатор наглядно показывает двухступенчатую технологию личностно-интеллектуального процесса самообучения.

Третья идея

Цель — создать личностно-интеллектуальную среду самообучения, согласно требованиям, заявленным ФГОС.

Условия самообучения личности:

  1. Личностно-интеллектуальная среда.
  1. Коммуникативно-регулятивное сотрудничество педагогов, родителей и детей.
  2. Когнитивно-образовательная деятельность самообучающейся личности ребёнка.

Факторы формирования самообучающейся личности ребёнка

2016-01-25 12-22-42

  1. Самоопределение личности ребёнка в выборе для изучения предмета когнитивно-образовательной деятельности.
  2. Умение соблюдать интеллектуальный порядок: взял дидактический материал → сенсорно изучил его содержание → вернул на место – это правило № 1, которое реализует принцип коллективного порядка.
  3. Уважение выбора дидактического материала другой личностью и ждать, когда освободится материал – это правило № 2.
  4. Соблюдать тишину во время занятия – правило № 3, потому что интеллект формируется в тишине, подчиняясь воле личности.

Компетенции:

  1. 2016-01-20 09-53-03Самостоятельное приобретение знаний.
  2. Высокий уровень концентрации внимания, характеризуемый умением наблюдать, сравнивать и запоминать.
  3. Самостоятельная рассудительно-мыслительная деятельность личности ребёнка, движимая любознательностью и сообразительностью личности ребёнка.

 

Социализация личности ребёнка

— это социальное взаимодействие и общение в команде.

Социализация ребёнка означает:

  1. взаимодействовать в социокультурной личностно-интеллектуальной среде,
  2. общаться с людьми окружающей реальности, излагая свои мысли грамотно, ясно и понятно для других, чтобы быть понятым и уметь понимать других.

Кроме того, скорость процесса социализации личности ребёнка находится в прямой зависимости от доступности и выполнимости правил поведения в детском  социуме. Приведём эти три правила поведения личности ребёнка в личностно-интеллектуальной среде самообучения.

ПРАВИЛА 

КОММУНИКАТИВНО-РЕГУЛЯТИВНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

2016-01-22 10-32-33

Несмотря на то, что Лауре исполнилось 5 лет всего лишь две недели назад, она опережает даже семилетних в колоссальном умении концентрироваться на предмете изучения. Такой высокой степени работоспособности не проявляет ни один ребёнок. Никто, кроме неё, не может соорудить сложную архитектурную конструкцию, когда по прямым, криволинейным жёлобам катятся цветные и прозрачные шарики. Она интуитивно использует законы ФИЗИКИ, как будто знает про особенности: силы трения, силы реакции опоры, силы тяжести и т.д.

ОБУЧАЮСЬ САМ
Правило № 1

  1. Дидактический материал выбрать.
  2. Самостоятельно изучить.
  3. Поставить на место.

Восприятие человеком внешней среды, как и любая область научного знания, имеет свою историю и грани исследований конкретных авторов:

  • условные рефлексы — И.П. Павлов,
  • влияния подсознания на деятельность человека — З. Фрейд,
  • высшие психические функции — Л.С. Выготский.

Всевозможные практические упражнения на формирование логической структуры речевого мышления и мыслительной речи способствуют образованию прочных и осмысленных знаний, которые и составляют опыт приобретения знаний, умений принимать решения.

 

2016-01-20 13-41-30

Никто никому не навязывает своё мнение, не отбирает дидактический материал, даже если его мысли опережают мысли соседа. Пятилетняя Лаура демонстрирует наглядно работу правила: Если дидактический материал кем-то занят, то сложи руки за спину и жди. А пятилетний Миша М. наглядно демонстрирует правило — думаю, мыслю, изучаю, исследую САМ. Как приятно смотреть на детишек, которые умеют УВАЖАТЬ позицию, мнение другого, не навязывая своего. Вот наглядный пример для взрослых, которые не умеют договариваться. Правило № 2 — это ПАРТНЁРСТВО по умолчанию

УВАЖАЮ ВЫБОР ДРУГИХ
Правило № 2

Если заинтересовался дидактическим материалом, а его уже кто-то изучает, то молча наблюдать и ждать, сложив руки за спину.

Между тем, психическая деятельность в разных социальных взаимодействиях определяется степенью самооценки, которая находится в полной зависимости от сознания ребёнка как личностного качества.

Потому что «позитивная самооценка» (Р. Бернс, У. Джемс) ребёнка проявляется в сознательных суждениях его «личности» (К. Роджерс), в которых он практикуется сформулировать свою социально-личностную значимость.

Как следует из вышесказанного, составляющие всей системы оценочных представлений, образов поведения и оценок для социализации личности ребёнка (Л.С. Выготский) играют наиважнейшую роль в личностно-интеллектуальном процессе его  самообучения.

2016-02-15 09-42-22МЫСЛЬ РОЖДАЕТСЯ В ТИШИНЕ

Правило № 3

Свободный выбор предмета исследования уже дисциплинирует ум личности ребёнка, для которой необходима тишина в классе.

Однако правила эти выполнимы, если есть чёткая грамотно структурированная среда самообучения, которая состоит из нескольких зон.

СЕГМЕНТЫ ЛИЧНОСТНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СРЕДЫ САМООБУЧЕНИЯ:

2016-01-29 09-19-35

Пятилетняя Лаура К. обводит каждую деталь дерева, изучает её и подписывает её не просто печатными буквами, а прописными. Когда у неё не получается прописная буква, она берёт брошюрку по отработке написания буквы, тренируется и только потом возвращается к изучению дерева. Такие упражнения не только тренируют мелкую моторику, но и путём пояснения незнакомых слов, формирует речевое мышление и мыслительную речь ребёнка. Вот почему каждый ребёнок понимает, что детский ум формируется в тишине

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА:

животный, растительный и водный миры (ботаника, биология и зоология); анатомия человека; астрономия; география; физика; химия.

ВРЕМЯ:

Exif_JPEG_420

времена года, месяц, время суток, часы.

ПРОСТРАНСТВО: ориентация в пространстве.

МАТЕМАТИКА:

2016-01-20 10-35-00

Пятилетний Игорь начал с изучения геометрических тел, затем, перешёл к счёту «чипсов», сопоставляя их количество со знаком — цифрой

  • счёт и каллиграфия цифр; сравнение, сложение и умножение, вычитание и деление; арифметическая прогрессия.
  1. ЛОГИКА и МЫШЛЕНИЕ.
  2. ГЕОМЕТРИЯ: геометрические фигуры и тела.
  3. ГРАММАТИКА: звукобуквенный анализ слова. ЛЕКСИКА: пополнение активного словаря ребёнка.
  • РАЗВИТИЕ РЕЧИ: фонематическое восприятие. ЧТЕНИЕ.

РАБОЧИЙ СЕГМЕНТ: учебные принадлежности, стойки-портфели организуют когнитивно-образовательную деятельность ребёнка.

2016-01-20 13-17-34

КРУГОВОЕ ПРОСТРАНСТВО СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ личности ребёнка.

 

Помимо наличия научно-сегментированного образовательного пространства , необходима технология самообучения личности ребёнка.

ТЕХНОЛОГИЯ САМООБУЧЕНИЯ

1-ый этап – самоопределение в предмете когнитивно-образовательной деятельности.

2-ой этап —  свободный выбор дидактического материала.

3-ий этап — двухступенчатая структура познания:

  1. диалог педагога и ребёнка, в ходе которого ребёнок тренируется (упражняется) в алгоритме определённых действий.
  2. самоконтроль и взаимоконтроль знаниевых компетенций.

Между тем, любая технология должна иметь набор дидактических инструментарий.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Марии Монтессори

2016-01-22 10-48-22

«Штанги» помогают пятилетнему мальчику: считать от 0 до 10 и обратно; сравнивать разные числа; складывать числа от 0 до 20; вычитать числа от 0 до 20; умножать; делить; возводить число 2 и 3 в квадрат; возводить число 2 в куб


2016-01-26 10-36-42

Каждый ребёнок увлечён своим самостоятельным открытием, хотя они разного возраста: 5; 5,2; 6,6; 7,5 лет


2016-02-12 09-58-12

«Чипсы» формируют у четырёхлетнего мальчика целостность количества и знаковой записи этого количества


2016-01-20 10-37-31

«Розовая башня» — самый универсальный сенсомоторный дидактический материал Марии Монтессори. Дети все любят этот материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016-01-22 11-34-07

Набор цветных цилиндров даёт чёткое представление, осознанное восприятие и осмысленное понимание теорем: о разных радиусах, о разных диаметрах, о длине окружности, площади круга и об объёме цилиндра, который зависит от площади основания и т.д.


20160328_091725 - копия

«Коричневая лестница» и «Розовая башня» способствуют лёгкому и наглядному восприятию «Арифметической прогрессии», темы из курса алгебры 9 класса, которая никогда девятиклассниками не воспринимается на уровне понимания

 

 

 

 

2016-03-28 11-16-36

Сенсомоторный дидактический материал стимулирует детское открытие: эксперимент, творческое воображение, когда ребёнок обводя геометрическую фигуру, начинает придумывать не только рисунок, но и интересный сюжет к нему

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016-02-09 11-08-31

Различные конструкторы и «пазлы» стимулируют пространственную ориентацию ребёнка, представление модели, целостной картины в уме. Они дисциплинируют ум ребёнка, концентрируя его внимание на продолжительное время


2016-01-20 11-44-58

Звукобуквенные предметные ящики

 

2016-01-26 10-28-52

Всевозможные модели, конструкции и схемы способствуют формированию и развитию у ребёнка интеллекта архитектора, и формируют пространственную ориентацию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итак, процесс самообучения личности ребёнка возможен:

1) при наличии личностно-интеллектуальной среды,

2) в ходе коммуникативно-регулятивного сотрудничества триады субъектов когнитивно-образовательной деятельности.

3) при наличии чёткой и доступной технологии самообучения.

4) хорошо подобранного набора сенсомоторных дидактических материалов для самообучения.

 

17 комментариев

Оставить комментарий
  1. Excuse me, but I really don't understand you.

    Maybe you have confused some with my website?

    Sorry, but I sent your messages to SPAM.Sorry!

  2. Dear reader!

    I'm sorry, I didn't realize you have a problem with a computer program to read my articles?

  3. As a result of looking throughout the search engines and coming across ways which were not powerful, I believed my life was over.

    1. Главный жизненный принцип заключается в том, что ПОЗИТИВА в жизни больше!!!

      Потому что, как правило, не нас обижают, а мы обижаемся на кого-то. В такие моменты разочарования, в силу своей впечатлительности, я всегда себе говорю: «Это я не поняла ПРАВИЛЬНО!». Удачи! И никогда не падайте ДУХом, потому что сильнее его нет!

  4. This is really unbelievably generous of people like you to deliver publicly what a number of people could possibly have advertised as an electronic book to make some cash on their own, and in particular now that you could possibly have tried it in the event you desired.

    adidas nmd www.adidasnmdshoes.us.com

    1. Благодарю за Вашу отзывчивость и понимание!

      Буду Вам весьма признательна, если Вы напишите то, что Вас взволновало или, наоборот, привело к несогласию в моих статьях и книгах. Вы правильно поняли, я книги создаю не ради финансовой выгоды, а чтобы читатели вдумчиво вчитывались в суть написанного. Когда читатель заплатит деньги, он захочет понять — за что заплатил?!

  5. I just wanted to jot down a brief word so as to appreciate you for the precious facts you are giving out here. My incredibly long internet search has finally been rewarded with high-quality suggestions to exchange with my colleagues. I would admit that most of us visitors are quite endowed to dwell in a superb place with very many marvellous individuals with great strategies. I feel rather happy to have used the web page and look forward to so many more cool times reading here. Thanks a lot again for all the details.

    1. I am sincerely grateful for such a nice and sincere recognition! I'll be sure to continue to write practical applied methods and forms of learning because it need a lot of people. Good Luck To You!!!

    2. Thank You very much for Your sincere feedback and suggestion on the creation of e-books! I have them. It's on my website are on sale! Be happy and successful!

  6. michael kors outlet

    Needed to draft you one little observation to thank you so much once again for the marvelous things you have documented in this article. This has been quite wonderfully generous with people like you to offer extensively all many people could have made available as an e book to help make some profit for themselves, principally given that you could have tried it in case you desired. These tactics as well worked like a good way to be aware that many people have the identical passion the same as my personal own to understand whole lot more with regards to this problem. I am sure there are thousands of more pleasurable situations up front for people who look over your website.

    1. Thank you for such a great review! I am very happy that somewhere, outside of Russia, there are people who understand me! With very best wishes, Zoya

    2. Thank You very much for Your sincere feedback and suggestion on the creation of e-books! I have them. It's on my website are on sale! Be happy and successful!

  7. I sincerely thank You for such amazing words! I will continue to please You with useful and practically tested methods of formation and development of self-learning of the child's personality. Good Luck To You!!!

  8. I Express You huge gratitude for Your sincerity and openness! I am definitely going to continue to acquaint all, who wants to save your child's future with my almost proven, and therefore useful, techniques. Good Luck To You!!!

  9. My dear and wonderful readers, who have moreover students, I Express to you all my sincere thanks for what you are able to understand and accept! I will continue to generously share their techniques, tested in practice, for the sake of the kids! Good luck to you!!!

  10. A generous thank You for Your lovely words! I will try You and Your colleagues not to disappoint. I will continue to generously share their practical experience. Be happy and successful!

  11. I am very glad to You for Your concern and kind words! I'll be sure to continue to generously share their techniques, tested in practice. Be happy and successful!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.