Личностно-интеллектуальная среда самообучения анализируется на результатах экспериментов на Таймыре.

Ребёнок должен научиться подчиняться чужой воле более,

нежели своей

Мария Монтессори

Ключевые идеи:

В ходе психолого-этнопедагогического эксперимента:

  1. дошколят городских детских садов в условиях чума.
  2.  дошколят из тундры в городских условиях жизнедеятельности.

Дошколята составили разновозрастную группу, в результате чего возникли ключевые идеи.

 Первая идея

Цель – создать разновозрастную группу дошколят в возрасте от 1,7 до 6 лет.

Условия:

  1. с разновозрастной группой взаимодействует только один педагог-экспериментатор.
  2. родители только наблюдают за действиями детей.

Вторая идея

Три-ЛЦель — организовать коммуникативно-регулятивное сотрудничество.

Условия:

  1. определены три субъекта когнитивно-образовательной деятельности:

родитель + педагог-экспериментатор + ребёнок.

  1. родители внимательно наблюдают за тем, как педагог-экспериментатор демонстрирует работу с сенсомоторным дидактическим материалом М. Монтессори.
  2. педагог-экспериментатор наглядно показывает двухступенчатую технологию личностно-интеллектуального процесса самообучения.

Третья идея

Цель — создать личностно-интеллектуальную среду самообучения, согласно требованиям, заявленным ФГОС.

Условия самообучения личности:

  1. Личностно-интеллектуальная среда.
  1. Коммуникативно-регулятивное сотрудничество педагогов, родителей и детей.
  2. Когнитивно-образовательная деятельность самообучающейся личности ребёнка.

Факторы формирования самообучающейся личности ребёнка

2016-01-25 12-22-42

  1. Самоопределение личности ребёнка в выборе для изучения предмета когнитивно-образовательной деятельности.
  2. Умение соблюдать интеллектуальный порядок: взял дидактический материал → сенсорно изучил его содержание → вернул на место – это правило № 1, которое реализует принцип коллективного порядка.
  3. Уважение выбора дидактического материала другой личностью и ждать, когда освободится материал – это правило № 2.
  4. Соблюдать тишину во время занятия – правило № 3, потому что интеллект формируется в тишине, подчиняясь воле личности.

Компетенции:

  1. 2016-01-20 09-53-03Самостоятельное приобретение знаний.
  2. Высокий уровень концентрации внимания, характеризуемый умением наблюдать, сравнивать и запоминать.
  3. Самостоятельная рассудительно-мыслительная деятельность личности ребёнка, движимая любознательностью и сообразительностью личности ребёнка.

 

Социализация личности ребёнка

— это социальное взаимодействие и общение в команде.

Социализация ребёнка означает:

  1. взаимодействовать в социокультурной личностно-интеллектуальной среде,
  2. общаться с людьми окружающей реальности, излагая свои мысли грамотно, ясно и понятно для других, чтобы быть понятым и уметь понимать других.

Кроме того, скорость процесса социализации личности ребёнка находится в прямой зависимости от доступности и выполнимости правил поведения в детском  социуме. Приведём эти три правила поведения личности ребёнка в личностно-интеллектуальной среде самообучения.

ПРАВИЛА 

КОММУНИКАТИВНО-РЕГУЛЯТИВНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

2016-01-22 10-32-33

Несмотря на то, что Лауре исполнилось 5 лет всего лишь две недели назад, она опережает даже семилетних в колоссальном умении концентрироваться на предмете изучения. Такой высокой степени работоспособности не проявляет ни один ребёнок. Никто, кроме неё, не может соорудить сложную архитектурную конструкцию, когда по прямым, криволинейным жёлобам катятся цветные и прозрачные шарики. Она интуитивно использует законы ФИЗИКИ, как будто знает про особенности: силы трения, силы реакции опоры, силы тяжести и т.д.

ОБУЧАЮСЬ САМ
Правило № 1

  1. Дидактический материал выбрать.
  2. Самостоятельно изучить.
  3. Поставить на место.

Восприятие человеком внешней среды, как и любая область научного знания, имеет свою историю и грани исследований конкретных авторов:

  • условные рефлексы — И.П. Павлов,
  • влияния подсознания на деятельность человека — З. Фрейд,
  • высшие психические функции — Л.С. Выготский.

Всевозможные практические упражнения на формирование логической структуры речевого мышления и мыслительной речи способствуют образованию прочных и осмысленных знаний, которые и составляют опыт приобретения знаний, умений принимать решения.

 

2016-01-20 13-41-30

Никто никому не навязывает своё мнение, не отбирает дидактический материал, даже если его мысли опережают мысли соседа. Пятилетняя Лаура демонстрирует наглядно работу правила: Если дидактический материал кем-то занят, то сложи руки за спину и жди. А пятилетний Миша М. наглядно демонстрирует правило — думаю, мыслю, изучаю, исследую САМ. Как приятно смотреть на детишек, которые умеют УВАЖАТЬ позицию, мнение другого, не навязывая своего. Вот наглядный пример для взрослых, которые не умеют договариваться. Правило № 2 — это ПАРТНЁРСТВО по умолчанию

УВАЖАЮ ВЫБОР ДРУГИХ
Правило № 2

Если заинтересовался дидактическим материалом, а его уже кто-то изучает, то молча наблюдать и ждать, сложив руки за спину.

Между тем, психическая деятельность в разных социальных взаимодействиях определяется степенью самооценки, которая находится в полной зависимости от сознания ребёнка как личностного качества.

Потому что «позитивная самооценка» (Р. Бернс, У. Джемс) ребёнка проявляется в сознательных суждениях его «личности» (К. Роджерс), в которых он практикуется сформулировать свою социально-личностную значимость.

Как следует из вышесказанного, составляющие всей системы оценочных представлений, образов поведения и оценок для социализации личности ребёнка (Л.С. Выготский) играют наиважнейшую роль в личностно-интеллектуальном процессе его  самообучения.

2016-02-15 09-42-22МЫСЛЬ РОЖДАЕТСЯ В ТИШИНЕ

Правило № 3

Свободный выбор предмета исследования уже дисциплинирует ум личности ребёнка, для которой необходима тишина в классе.

Однако правила эти выполнимы, если есть чёткая грамотно структурированная среда самообучения, которая состоит из нескольких зон.

СЕГМЕНТЫ ЛИЧНОСТНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СРЕДЫ САМООБУЧЕНИЯ:

2016-01-29 09-19-35

Пятилетняя Лаура К. обводит каждую деталь дерева, изучает её и подписывает её не просто печатными буквами, а прописными. Когда у неё не получается прописная буква, она берёт брошюрку по отработке написания буквы, тренируется и только потом возвращается к изучению дерева. Такие упражнения не только тренируют мелкую моторику, но и путём пояснения незнакомых слов, формирует речевое мышление и мыслительную речь ребёнка. Вот почему каждый ребёнок понимает, что детский ум формируется в тишине

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА:

животный, растительный и водный миры (ботаника, биология и зоология); анатомия человека; астрономия; география; физика; химия.

ВРЕМЯ:

Exif_JPEG_420

времена года, месяц, время суток, часы.

ПРОСТРАНСТВО: ориентация в пространстве.

МАТЕМАТИКА:

2016-01-20 10-35-00

Пятилетний Игорь начал с изучения геометрических тел, затем, перешёл к счёту «чипсов», сопоставляя их количество со знаком — цифрой

  • счёт и каллиграфия цифр; сравнение, сложение и умножение, вычитание и деление; арифметическая прогрессия.
  1. ЛОГИКА и МЫШЛЕНИЕ.
  2. ГЕОМЕТРИЯ: геометрические фигуры и тела.
  3. ГРАММАТИКА: звукобуквенный анализ слова. ЛЕКСИКА: пополнение активного словаря ребёнка.
  • РАЗВИТИЕ РЕЧИ: фонематическое восприятие. ЧТЕНИЕ.

РАБОЧИЙ СЕГМЕНТ: учебные принадлежности, стойки-портфели организуют когнитивно-образовательную деятельность ребёнка.

2016-01-20 13-17-34

КРУГОВОЕ ПРОСТРАНСТВО СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ личности ребёнка.

 

Помимо наличия научно-сегментированного образовательного пространства , необходима технология самообучения личности ребёнка.

ТЕХНОЛОГИЯ САМООБУЧЕНИЯ

1-ый этап – самоопределение в предмете когнитивно-образовательной деятельности.

2-ой этап —  свободный выбор дидактического материала.

3-ий этап — двухступенчатая структура познания:

  1. диалог педагога и ребёнка, в ходе которого ребёнок тренируется (упражняется) в алгоритме определённых действий.
  2. самоконтроль и взаимоконтроль знаниевых компетенций.

Между тем, любая технология должна иметь набор дидактических инструментарий.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Марии Монтессори

2016-01-22 10-48-22

«Штанги» помогают пятилетнему мальчику: считать от 0 до 10 и обратно; сравнивать разные числа; складывать числа от 0 до 20; вычитать числа от 0 до 20; умножать; делить; возводить число 2 и 3 в квадрат; возводить число 2 в куб


2016-01-26 10-36-42

Каждый ребёнок увлечён своим самостоятельным открытием, хотя они разного возраста: 5; 5,2; 6,6; 7,5 лет


2016-02-12 09-58-12

«Чипсы» формируют у четырёхлетнего мальчика целостность количества и знаковой записи этого количества


2016-01-20 10-37-31

«Розовая башня» — самый универсальный сенсомоторный дидактический материал Марии Монтессори. Дети все любят этот материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016-01-22 11-34-07

Набор цветных цилиндров даёт чёткое представление, осознанное восприятие и осмысленное понимание теорем: о разных радиусах, о разных диаметрах, о длине окружности, площади круга и об объёме цилиндра, который зависит от площади основания и т.д.


20160328_091725 - копия

«Коричневая лестница» и «Розовая башня» способствуют лёгкому и наглядному восприятию «Арифметической прогрессии», темы из курса алгебры 9 класса, которая никогда девятиклассниками не воспринимается на уровне понимания

 

 

 

 

2016-03-28 11-16-36

Сенсомоторный дидактический материал стимулирует детское открытие: эксперимент, творческое воображение, когда ребёнок обводя геометрическую фигуру, начинает придумывать не только рисунок, но и интересный сюжет к нему

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016-02-09 11-08-31

Различные конструкторы и «пазлы» стимулируют пространственную ориентацию ребёнка, представление модели, целостной картины в уме. Они дисциплинируют ум ребёнка, концентрируя его внимание на продолжительное время


2016-01-20 11-44-58

Звукобуквенные предметные ящики

 

2016-01-26 10-28-52

Всевозможные модели, конструкции и схемы способствуют формированию и развитию у ребёнка интеллекта архитектора, и формируют пространственную ориентацию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итак, процесс самообучения личности ребёнка возможен:

1) при наличии личностно-интеллектуальной среды,

2) в ходе коммуникативно-регулятивного сотрудничества триады субъектов когнитивно-образовательной деятельности.

3) при наличии чёткой и доступной технологии самообучения.

4) хорошо подобранного набора сенсомоторных дидактических материалов для самообучения.