Семейная этнодидактика является практической и продуктивной моделью преемственности поколений в полиэтничной Российской Федерации.
Семейная этнодидактика как модель преемственности раскрывает причины школьной неуспешности
ПЕРВАЯ ПРИЧИНА
Низкий уровень компетентности педагогов и родителей в закономерностях саморазвития школьников мешает:
а) педагогу выстраивать образовательную траекторию конкретного школьника;
б) родителю оценить реальную картину развития, а не завышать ничем необоснованные ожидания от ребёнка.
ВТОРАЯ ПРИЧИНА
Несогласованность триединства образования:
1) психолого-физиологической;
2) социокультурной (нарушение социализации школьника);
3) педагогической (дидактической) составляющих образования.
ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА
Отсутствие учёта факта языковой подготовки школьников из монокультурной среды, когда ограничение во времени приводит к стрессу, а значит, к ухудшению здоровья.
ЧЕТВЁРТАЯ ПРИЧИНА
Трудности в осмыслении, понимании и запоминании учебного материала.
Психолого-этнодидактические исследования самообучаемости школьников из этносемейной среды воспитания и самовоспитания наталкивают на размышления над проблемой школьной неуспешности детей из монокультурной среды, а именно то, ЧТО не учитывается в процессе учебно-воспитательной работы с такими детьми.
Что не учитывается в учебно-воспитательном процессе?
Особенности этнической культуры семейного воспитания
Думается, во-первых, не учитываются особенности этнической культуры:
1) условия их жизни: законы выживания в экстремальных природно-климатических условиях жизни и их умение жить в гармонии с природой;
2) соотнесённость смысла жизни: традиции семейного воспитания с жизненными потребностями, с окружающими реалиями;
3) приближённость детских фантазий к практической направленности их жизнедеятельности.
Во-вторых, не учитывается педагогами ключевые акценты детского саморазвития.
1. Менталитет школьников.
Иными словами, смысловые ориентиры, установленные конкретной этнической культурой (И. Г. Дубов, 1993).
2. Избирательность познавательной мотивации, которая базируется на интересе и эмоционально-волевой сфере деятельности.
3. Традиционная особенность общения и взаимодействия в этносемье — уважительное общение между родителями и детьми.
Триединство семейной этнодидактики как модель преемственности
Психология школьной этнодидактики представляет собой три составляющие:
1) межкультурную;
2) межвозрастную;
3) межпредметную.
Слагаемые личностно-интеллектуальной среды самообучения:
1) сознательное восприятие информации;
2) осознанное, осмысленное усвоение содержания информации;
3) самостоятельность и творчество личности каждого ребёнка.
Семейная этнодидактика как модель преемственности основанная на искусстве правильно мыслить
Какие качества самообучающейся личности дошкольника и школьника любая этносемья формирует, чтобы они совершенствовались в личностно-интеллектуальном процессе самообучения?
1. Логическую последовательность пошаговых действий.
2. Природное стремление к истине.
3. Интеллектуальную честность.
4. Творчество на основе детского воображения.
5. Познавательную смелость.
6. Мыслительную критичность.
7. Персональную самокритичность ума.
8. Личностную неуспокоенность, если дело логически не завершено.
9. Умение опереться на приобретённый личный социокультурный опыт.
10. Умение выслушать и принять истину другой стороны, если она права.
11. Интеллектуальную способность аргументированно отстаивать свои собственные убеждения и т.д. (А. А. Ивин, 1986).
Психолого-этнопедагогические ориентиры семейной этнодидактики как модели преемственности
Остановлюсь на ключевых моментах самообучения.
1. На мышлении, которое начинается с восприятия, заканчивается действием (В. В. Петухов, 1987).
2. На синтезе формирования математических понятий через житейский социокультурный опыт личности каждого школьника.
3. На самосознании как эмоциональной оценке объективной действительности (А. Г. Спиркин, 1972).
4. На повторении во времени, что организует экономное заучивание учебного материала (Г. Эббингауз, П. Радоссавлевич, А. Йост, А. Пьерон).
Психологические факты семейной этнодидактики как модели преемственности
1. Познание, когда учебно-информационный материал через практическое действие с реальными предметами (наглядно-действенное мышление), возможность наблюдать реальные объекты и познавать предметные действия, т.е. ручной интеллект (М. Доналдсон,1985).
2. Мышление, когда образ предмета объединяет набор разнородных операций в целостную картину, расширяя сферу действия ручного интеллекта.
3. Сознание, когда при сознательном запоминании и заучивании существенное значение приобретает рациональная организация первичного восприятия материала.
Заключение
Итак, в заключение приведу три основополагающие принципы семейной этнодидактики как модели преемственности поколений.
ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП — личный социокультурный опыт личности каждого школьника, содержание которого наполнено множеством предметов, явлений и процессов из его окружающей действительности и образ-представление, включаясь в мыслительный процесс, выполняя в нём семантические функции, сам интеллектуализируется.
Иными словами, житейский опыт детей насыщается семантическим интеллектуальным содержанием.
ВТОРОЙ ПРИНЦИП — постепенность и преемственность в самообучении, когда происходит плавный переход от «житейских» понятий к «научным».
Иными словами, диалектика психического, интеллектуального и личностного саморазвития:
1) от эмпирического мышления к абстрактному мышлению;
2) от абстрактного мышления к практическим действиям;
3) от практики к творческому мышлению.
ТРЕТИЙ ПРИНЦИП — развитие речевого мышления на основе мыслительной речи.
Формирование речевого мышления путём пояснения непонятных слов, словосочетаний, выражений, что чрезвычайно актуально для детей, живущих и развивающихся в определённой этнической социокультурной среде.