Site icon etnorazum.ru

Жизненно важные принципы этносемейного воспитания

Принцип самообучения

Принцип самообучения по авторской методике "Индивидуализация"

Примерное время на чтение статьи: 4 минуты

Детям надо помогать жить,

а не заставлять учиться

М. Монтессори

Практическое приложение принципов ПСИХОЛОГИИ ШКОЛЬНОЙ ЭТНОДИДАКТИКИ означает применение принципов, авторских методик, форм и средств ПШЭД в дошкольном возрасте.

Когнитивно-образовательный принцип этносемейного воспитания

Определим факторы формирования самодисциплины самообучающейся личности ребёнка:
  1. Самоопределение личности ребёнка в выборе для изучения предмета и содержания когнитивно-образовательной деятельности.
  2. Умение соблюдать интеллектуальный порядок: взял дидактический материал → сенсорно изучил его содержание → вернул на место – это правило № 1, которое реализует принцип коллективного порядка.
  3. Уважение выбора другой личностью и ждать, когда освободится дидактический материал – это правило № 2.
  4. Соблюдать тишину во время занятия – правило № 3, потому что интеллект формируется в тишине, подчиняясь воле личности.

Личностно-интеллектуальный принцип этносемейного воспитания

Учение есть питание нашего ума,

а не его истощение

Анна Мария Маккерони

Ни для кого не секрет, что в традиционной школе учитель является единственным носителем информации и поэтому он склонен к тому, чтобы подавлять любую активность в детях, незапланированную педагогом.

В семейной школе дошколят любой знаниево-познавательный день начинается с самоопределения, когда ребёнок в непроизвольном и непринуждённом режиме ориентируется в личностно-интеллектуальной среде самообучения.

Ориентация в личностно-интеллектуальной среде самообучения означает ключевые акценты.

  1. Целесообразный выбор.
  2. Осмысленную когнитивно-образовательную деятельность.
  3. Добровольное познание детей.

Это время для научного наблюдения педагога и родителей за рождением цели когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности ребёнка.

Именно в это время зарождается самодисциплина в ходе самоопределения в предметно-содержательном сегменте, области исследования из личностно-интеллектуального пространства саморазвития.

Следует заметить, что содержание каждого дидактического материала способствует формированию когнитивных акцентов.

  1. Концентрации внимания.
  2. Творческого воображения.
  3. Развития мыслительной речи.
  4. Развития логики речевого мышления.

Результат саморазвития когнитивных способностей заключается, с одной стороны, в правильном восприятии объективной реальности, а с другой — в ответственном принятии решений.

Только в такие минуты, моменты педагог, в ходе общения с ребёнком, может реализовать задачи саморазвития.

  1. Математических способностей;
  2. Лингвистических способностей;
  3. Художественных способностей;
  4. Грамматических способностей;
  5. Арифметических способностей.

Принцип самообучения этносемейного воспитания

как свобода действий и реализации собственных идей и мыслей

… тот, кому служат,

ограничен в своей самостоятельности

М. Монтессори

Самостоятельность ребёнка проявляется в реализации естественных способностей личности ребёнка в режиме свободы выбора дидактического материала для осуществления когнитивно-образовательной деятельности.

Рассмотрим для примера некоторые дидактические материалы М. Монтессори:

  1. Рамка с вкладами. Цель – подготовить руку ребёнка к письму.
  2. Вкладки геометрических фигур. Цель – тактильное ощупывание формы геометрической фигуры для осознанного понимания видов геометрических фигур.
  3. Шершавые цифры и буквы. Цель – стимулировать установление нейронных связей в мозге.
  4. Дециметровые штанги. Цель – научиться предметно и осознанно считать и выполнять арифметические действия: сложение, вычитание, умножение и деление.
  5. Банк Золотого материала. Цель – научиться предметно и осознанно считать от 1 до 100.
  6. Доски Сегена. Цель – научиться выражать символом счёт конкретных предметов.
  7. Набор «штанги». Цель – индивидуальный счёт, выполнение математических действий с числами на столе: сравнение, сложение, вычитание, умножение и деление.

На этом перечень дидактических Монтессори-материалов не заканчивается. Приходится остановиться, потому что формат страницы не позволяет описать все прекраснейшие, гениальнейшие сенсомоторные дидактический материалы выдающегося педагога, психолога, врача и философа, Марии Монтессори.

Партнёрский принцип этносемейного воспитания

Под воспитанием следует понимать

активное содействие

нормальному проявлению жизни в ребёнке

М. Монтессори

Категорически запрещается педагогу в семейной школе дошколят поощрять или наказывать ребёнка, потому что поощрение одного ребёнка есть, по сути своей, наказание другого.

Безусловно, личностно-интеллектуальная среда самообучения предполагает свободное развитие мозга ребёнка, с физиологической точки зрения.

А с психолого-дидактической точки зрения свобода самообучающейся личности школьника понимается как возможность самостоятельного выбора дидактического материала по принципу: удивление → изучение → познание законов процессов, явлений окружающей действительности.

Иными словами, свобода самообучающейся личности ребёнка заключается в естественном саморазвитии на интуитивном уровне.

Поскольку свобода всегда подразумевает ответственность, то самодисциплина ребёнка является личностной способностью — уважать волю и выбор другой личности и, тем самым, соблюдать коллективный порядок.

В этой связи, в ходе ориентации в личностно-интеллектуальной среде самообучения ребёнок при желании получает кратковременный трёхуровневую зрительно-слуховую демонстрацию, инструкцию использования дидактического материала.

Более того, и цель самостоятельной когнитивно-образовательной деятельности заключается в материализации, опредмечивании, овеществлении информационной абстракции для удовлетворения естественной природой познания потребности ребёнка по принципу «Хочу всё знать!».

В частности, информационную абстракцию «треугольник», ребёнок может пощупать, обвести контур треугольника, вырезанного лобзиком из фанеры, ДВП или твёрдого картона.

В результате, не только получается плоская, фанерная фигура треугольника, но и его рамка.

Ребёнок, первым делом, обводит контур треугольника, а затем накладывает на свой рисунок рамку треугольника, и тоже обводит цветным карандашом.

Получается довольно интересный рисунок, но кроме этого, ребёнок воочию видит неточность обвода — самоконтроль. Так у него формируется навык самоконтроля без назиданий взрослого. Взрослому необходимо помнить — ребёнок любит познавать, но ненавидит контроль со стороны взрослых.

Как мы видим, именно познавательная потребность концентрирует, удерживает внимание ребёнка на содержании предмета исследования. А чувственно-эмоциональные переживания радости открытия, удивления сопутствуют конструктивной когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности ребёнка и развития её творческого воображения.

Дети часто работают с геометрическими фигурами, которые предназначены для подготовки руки к письму. Как показали три недели обучения дошколят, они чаще других материалов запускают механизм формирования творческого воображения, составления слова (названия фигуры), в котором дети выделяют глухие и звонкие согласные, йотированные и простые гласные.

Заключение

Итак, подведём итоги о жизненно важных принципах этносемейного воспитания.

Во-первых, ключевой принцип этносемейного воспитания – это СОЦИАЛИЗАЦИЯ как единение этносемьи и школы в формировании и развитии самообучающейся личности каждого ребёнка. Это многовековая проблема дошкольного и школьного образования.

Во-вторых, этносемейная ситуация саморазвития – это процесс самообучения, самовоспитания личности каждого ребёнка. Если родителей научить наблюдать за процессом становления личности каждого ребёнка и за развитием её способностей, то родители перестанут изнурять себя и чад своих постоянными нотациями и чрезмерной опёкой, бесплодной привычкой одаривать детей сладостями и подарками взамен пятиминутного общения.

В-третьих, жизненно важные принципы этносемейного воспитания направлены на формирование самообучающейся личности каждого ребёнка и координация вектора морфологического детского саморазвития в личностно-интеллектуальном процессе самообучения.

И наконец, педагог как наблюдатель и экспериментатор должен быть свободен от всяких предубеждений, иметь «впитывающий разум ребёнка» (М. Монтессори).

Безусловно, самообучающаяся личность каждого ребёнка развивается через проявление своей уникальной индивидуальности. Только самообучающаяся личность педагога способна пробуждать, воодушевлять, и помогать ребёнку сформироваться как волевую и интеллектуальную ЛИЧНОСТЬ.

Таким образом, самообучение – это реализация собственных потребностей в ходе самостоятельного приобретения новых знаний. Об этом необходимо помнить педагогам и родителям.

Exit mobile version