Site icon etnorazum.ru

Этносемья социализирует детей

Примерное время на чтение статьи: 12 минуты

Интеллект является

относительно самостоятельным образованием

А.Х. Касымжатов, А.Ж. Кельбуганов

Процесс социализации личности школьника не отделим от процесса индивидуализации когнитивно-образовательной деятельности в ходе процесса этновоспитания, самообучения, саморазвития детей в семье.

Социализация в ходе этносемейного воспитания

Социализация (socialization; от лат. socialis – общественный) — процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Основными компонентами социализации являются:

а) передача культуры через семейный и другие социальные институты (прежде всего через систему образования, обучения и воспитания);

б) взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности в этносемье . …В процессе социализации человек обогащается общественным опытом и индивидуализируется, становится личностью, приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий, в деятельности осуществляя значимые преобразования мотивационной сферы других людей» (Совр. псих. сл. 2007, с.392).

Процесс детской социализации в этносемье

Во-первых, чтобы вызвать интерес школьника к изучению математики, естественнонаучных дисциплин, родного (русского и любого   этнического) языка мы не должны искусственно отрывать личность ребёнка от привычной окружающей среды, в которой ребёнок приобретал и продолжает приобретать определённые знания. В этой связи важно хорошо продумать структуру личностно-интеллектуальной среды самообучения. В качестве примера приведём личностно-интеллектуальную среду самообучения в семейной школе для дошколят «ТРИАДА».

Сегменты этносемейной среды социализации детей

  1. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА: животный, растительный и водный миры (ботаника, биология и зоология); анатомия человека; астрономия; география; физика; химия.
  2. ВРЕМЯ: времена года, месяц, время суток, часы. ПРОСТРАНСТВО: ориентация в пространстве.
  1. ЛОГИКА и МЫШЛЕНИЕ.
  2. ГЕОМЕТРИЯ: геометрические фигуры и тела измерения длины, высоты, ширины в миллиметрах, сантиметрах, дециметрах и метрах; вычисление площадей в квадратных миллиметрах, сантиметрах, дециметрах и метрах; периметров и объёмов в кубических миллиметрах, сантиметрах, дециметрах и метрах.
  3. ГРАММАТИКА: звукобуквенный анализ слова. ЛЕКСИКА: пополнение активного словаря ребёнка.
  1. СЕГМЕНТ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ личности ребёнка.

Однако личностно-интеллектуальная среда с дидактическими материалами сама по себе не решает формирование самообучающейся личности ребёнка, поскольку когнитивно-образовательная деятельность личности ребёнка должна иметь определённую технологию.

Технология социализации в этносемье

1-ый этап – самоопределение в предмете когнитивно-образовательной деятельности в этносемейном кругу воспитания.

2-ой этап —  свободный выбор сенсомоторного этнодидактического материала из окружения.

3-ий этап — двухступенчатая структура познания: диалог родителей, прародителей и детей, в ходе которого личность каждого ребёнка, с одной стороны, тренируется (упражняется) в алгоритме определённых действий, а с другой —самостоятельно контролирует результат своих действий.  Самоконтроль и есть наглядность сформированных частных навыков.

Диалоги в этносемье социализируют детей быстрее

Несомненно, диалогизированная форма самообучения гармонизирует природный порядок ума в социокультурном опыте детей, приобретённого в их привычной и знакомой житейской среде жизнедеятельности.

В упражнениях родители и родственники сначала абстрагируют ребёнка от его привычной среды, привычного уклада жизни (психика ребёнка не травмируется), потом выдаём ему математические знания на предметах, которые безболезненно и плавно осознаются и осмысливаются.

Например, в мире тундры нет ни поездов, ни силоса, ни голубей, поэтому ребёнку трудно ориентироваться в математических задачах с подобным содержанием учебного материала, т. е. нарушается дидактический принцип: «Математика — для жизни». Вот и получается, что этот маленький человечек большой Тундры не видит практического применения Математики.

Напрашивается вывод: Зачем тогда изучать математику? В чём красота и прелесть этой науки?

Этнопособие самообучения математике в контексте русской культуры

Более того, для дошколят (русской культуры) и школьников (этнической культуры) разработаны и изданы этнодидактические пособия самообучения математике. Следует обратить внимание, что этнодидактическое пособие самообучения математике – это оперирование математическими понятиями на предметах и явлениях из реального мира дошкольника и школьника, то есть, трансформация общественных, социокультурных  интересов в психолого-педагогические цели, когда новые понятия вводятся, с одной стороны, для дошколят через русскую культуру и среду жизнедеятельности.

С другой стороны, для школьников из этнокультурной среды жизнедеятельности через охоту и рыболовство, которые являются основными отраслями, определяющими экономику конкретного района в целом.

По оленеводству собран значительный материал, прежде всего экономического характера, показывающий  общее количество оленей и движение стад за год. Самое серьезное внимание  обращается  на способы пастьбы и ухода,  выясняется хозяйственное  значение оленя (А. А. Попов, 2003, с.13).

Социокультурный опыт детей как результат социализации в этносемье

Учёт социокультурного опыта личности ребёнка является одним из ключевых принципов психологии школьной этнодидактики, потому что математика представляется ребёнку той или иной этнической группы  тем более сложной, чем больше разница в ступенях абстракции информационного содержания учебника и социокультурного опыта ученика.

Безусловно, условием  интеллектуальной эффективности являются опытность и самообученность, следовательно, только в грамотно организованной когнитивно-образовательной деятельности школьная математика приобретает свою научно-практическую полезность.

Дальнейшие исследования убеждают нас в том, что дети этносов, в особенности, воспитанники школ-интернатов, остро ощущают разрыв образовательного пространства и научно-практической полезности школьной математики, который обусловлен плохой адаптацией:

Ниже приведена таблица «социализация школьников», где поведение детей, принявших участие в психолого-этнодидактических исследованиях на Таймыре,  отразилось в эмоционально-оценочной, мотивационно-потребностной и интеллектуально-волевой сферах.

Социализация школьника

СфераСындасскоНоворыбноеХетаХатангская средняя школа № 1ХСШИ
этногруппаингруппа
Эмоционально-оценочная15-30 мин30-40 мин15-30 мин15-30 мин15-30мин15 мин
Мотивационно-потребностная30-60 мин30-60 мин30-60 мин30-60 мин30-60 миннет
Интеллектуально-волевая3 часа5 часов3 часа3 часа1ч 30мин15-20 мин

В  ходе эксперимента мы надеялись увидеть позицию ученика в ситуации учения, когда взрослые его учат. Но, на самом деле, мы увидели позицию самообучающейся личности в ситуации личностно-интеллектуального процесса самообучения, в ходе которого личность ребёнка формировалась и развивалась комплексно. Потому как, ребёнок сам определял скорость (темп) самообучения и усвоение объёма новых знаний, а взрослые, создав свою группу, самообучались, дисциплинируя себя. Хотя ни одна из групп взрослых и детей не конкурировала, но было наглядно видно превосходство школьников, как в проявлении волевых качеств, так и в скорости когнитивно-образовательной деятельности и проявления их мыслительной речи.

Как оказалось, именно коммуникативная готовность к самообучению (социализация), с одной стороны, умение взрослого понять и принять позицию личности ребёнка, его желания и стремления. С другой стороны, желание ребёнка понять и принять позицию взрослого, его требования, умение внимательно слушать и услышать инструкции, замечания и рекомендации взрослого.

В связи с этим, интересно заметить, что ребёнок открывает не общий теоретический принцип (В. Штерн), а он практически овладевает (С.Л. Рубинштейн) новым, в самой основе своей социальным, способом обращаться с вещами посредством слова, но при содействии взрослых в ходе осмысленного изучения содержания этноматериалов по математике.

Согласно мнению А. В. Петровского, индивид при вхождении в социальную общность проходит три фазы своего становления в ней:

1-ая фаза – адаптация предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности и тем самым индивид уподобляется другим членам этой общности. Сама личностно-интеллектуальная среда самообучения удовлетворяет природную потребность ребёнка — познавать мир предметов, явлений, событий и межличностных отношений. Именно поэтому дети легко знакомятся «по умолчанию».

2-ая фаза – индивидуализация – порождается  обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть таким, как все» и стремлением личности к максимальной персонализации.  Именно в ситуации социализации сама когнитивно-образовательная деятельность личности ребёнка индивидуализируется, персонализируется.

3-я фаза – интеграция – определяется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те особенности, которые способствуют её развитию и тем самым развитию его самого как личности. Эта фаза интеграции наглядно проявляется в сюжетно-ролевой ситуации саморазвития личности ребёнка в процессе их общения и коммуникации в семейной школе дошколят «ТРИАДА».

Однако, на самом деле, не только словесно-логические, но и образные, в основе которых лежат сенсомоторные функции человека, является продуктом социально-исторического развития. Между тем, в их генезисе решающее значение имеет труд с подвижным и действенным механизмом – орудием труда.

Здесь можно вкратце остановиться на двух зонах личностно-интеллектуальной среды самообучения:

Л. С. Выготский правильно подчёркивал, что знак вносит изменение в поведении других людей и самого себя, выступая в качестве средства управления и регулятора человеческих взаимоотношений. А язык, как знак, является всегда главнейшим, но не единственным средством коммуникации, смыслом и значением поступков людей в определённых обстоятельствах, процессом совместной когнитивно-образовательной деятельности в сложных трудовых актах. В данном случае, когнитивно-образовательная деятельность субъекта проявляется в образовании конкретных навыков в ходе познания.

Кроме того, Л. С. Выготский утверждал о социальной среде: «Она определяет целиком и полностью те формы  и тот путь, следуя по которому ребёнок приобретает новые и новые свойства своей личности, черпая их из среды, как основного источника своего развития, тот путь, на котором социальное становится индивидуальным» (Л.С. Выготский, 2001, с. 189).

Таким образом, личность ребёнка может изучаться только в единстве с личностно-интеллектуальной средой самообучения, потому что ребёнок, школьник, подросток и юноша являются частью живой социокультурной среды.

О наличии этого факта свидетельствует сопоставление результатов диагностической работы № 2 этнических и иных групп в поликультурной школьной среде в ходе психолого-этнодидактического эксперимента на Таймыре. Исследования показали, что на эффективность самообучения влияют социокультурные факторы комплексного развития школьника.

В ходе экспериментальных исследований детей дошкольного возраста на Таймыре ещё раз подтвердилась фундаментальная роль социокультурной среды жизнедеятельности в процессе комплексного развития личности ребёнка на фоне её успешности в личностно-интеллектуальном процессе самообучения. Довольно короткий срок функционирования вышеназванной школы наглядно подтвердил, что количественные и качественные изменения в комплексном развитии дошколят закономерно связаны, как с соответствующими изменениями в  их личностной структуре, так и с изменениями взаимодействий педагога и родителей. Этот вывод представляется нам существенным в теоретическом и методическом планах. По-видимому, система признаков, характеризующая когнитивно-образовательную деятельность и общение триады субъектов личностно-интеллектуального процесса самообучения, соотношения элементов межпредметной связи в зонах среды самообучения, может рассматриваться  в качестве базовой системы признаков, способной в содержательной форме отразить структуру личностно-познавательного процесса дошкольного и школьного образования в режиме их преемственности.

В заключении можно сформулировать следующие выводы, во-первых, одной из фундаментальных проблем психологии школьной этнодидактики является проблема влияния социокультурной среды на комплексное (психическое, интеллектуальное и личностное) развитие дошкольника, школьника и повышение эффективности их самообучения. Эта проблема родителями и прародителями в этносемье в направлении выявления психолого-дидактических условий самообучения личности каждого ребёнка.

  1. Личностно-интеллектуальная среда самообучения.
  1. Коммуникативно-регулятивное сотрудничество педагогов, родителей и детей.
  2. Когнитивно-образовательная деятельность самообучающейся личности ребёнка.

Принципы социализации в психологии этнодидактики

1-ый принцип социализации.

Личный социокультурный опыт личности каждого ребёнка, когда образ-представление, включаясь в мыслительный процесс и выполняя в нём семантические функции, сам интеллектуализируется, т.е. насыщается семантическим интеллектуальным содержанием.

2-ой принцип социализации.

Постепенность и последовательность в самообучении, обеспечивающие плавный переход от «житейских» понятий к «научным». Соблюдается диалектика психического, интеллектуального и личностного развития личности ребёнка: от эмпирического мышления – к абстрактному мышлению, а от него к практическому, творческому мышлению.

3-ий принцип социализации.

Развитие речевого мышления и мыслительной речи личности ребёнка, когда  речевого мышление формируется путём пояснения непонятных слов, словосочетаний, выражений, что чрезвычайно важно для детей, живущих и развивающихся в определённой этнокультурной социальной среде.

Во-вторых, технология двухступенчатого самообучения личности ребёнка, которая была разработана и теоретически обоснована принципами построения структуры и содержания этнодидактического пособия самообучения математике.

Правильность предлагаемой Программы семейной школы дошколят «ТРИАДА» лишний раз подтвердила все три принципа психологии школьной этнодидактики, но в русскоязычной среде самообучения детей.

В-третьих, успешным коммуникативно-регулятивным сотрудничеством триады субъектов (педагога, родителя и ребёнка) для формирования когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности ребёнка. Действительно, детки развиваются комплексно: психически, интеллектуально и личностно.

Этносемейная социализация залог результативности ФГОС

Нам было важно показать, что требования ФГОС не имеют никакого смысла, если нет личностно-интеллектуальной среды самообучения триады субъектов когнитивно-образовательной деятельности.

Таким образом,  результаты Таймырских экспериментов наглядно показали, научно и практически доказали мощный разрыв требований ФГОС и надуманных образовательных программ, учебников, учебных пособий, которые без личностно-интеллектуальной среды с их набором сенсомоторных дидактических материалов, ровным счётом, ничего не значат.

Система социального поведения

Точнее и убедительнее, чем Л. С. Выготский уже не придумать. Он сказал: «Собственная деятельность ребёнка обретает своё значение в системе социального поведения и, будучи направлена на определённую цель, преломляется через призму социальных форм мышления» (Л. С. Выготский, 1984, с.30).

Общеизвестно, что всякая «высшая психическая функция» (Л.С. Выготский) имеет социальную природу, потому что логическая память, произвольное поведение являются частью социального формирования личности ребёнка. Генетический закон Л. С. Выготский сформулировал так: «…всякая символическая деятельность ребёнка была некогда социальной формой сотрудничества и сохраняет на всём пути развития до самых высших его точек социальный способ функционирования».  И это верно, потому что когнитивно-образовательная (символическая) деятельность её триады субъектов не только сохраняет, но развивает личность каждого ребёнка в протяжении всей динамики её возрастного периода развития.

Основные положения о социализации Л.С. Выготского

Необходимо упомянуть, что основные положения развития «высших психических функций», сформулированных Л. С. Выготским, заключаются в следующем

ПЕРВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. Каждая высшая психическая функция (логическая память, произвольное внимание, воля, арифметические операции и т.д.) является специфическим новообразованием.

ВТОРОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. Каждая высшая психическая функция представляет собой сложную систему, в которую сплетены элементарные функции (непроизвольное внимание, механическая память и т.д.), действующие в ней по новым законам.

ТРЕТЬЕ ПОЛОЖЕНИЕ. Распад высших психических функций происходит в порядке, обратном их построению, т.е. если они формировались в результате связи символических и натуральных функций, то в случае распада они начинают проявлять себя в виде элементарных психических функций.

Более того, Л. С. Выготский и его сподвижники в ходе специальных серий исследования обратили внимание на то, что при нарушении речевой символики при афазии выпадают знаковые операции, когда наблюдалась полная неспособность в рассуждении, что в корне меняет всё поведение человека.

Этносемейная социализация детей

Как ни парадоксально, но культурно-исторические, этнические и социально-экономические факторы развития общества существенно влияют на становление самообучающейся личности каждого ребёнка, а развивающий эффект личностно-интеллектуального процесса самообучения выражается прямо пропорциональной зависимостью от степени его соответствия этнопсихологическим особенностям самообучающейся личности ребёнка.

Одним из условий формирования самообучающейся личности ребёнка является участие взрослых, потому что «ребёнок, сознательно включая действие другого лица в свои попытки решить задачу, начинает не только планировать свою деятельность в голове, но и организовывать поведение взрослого в соответствии с требованиями задачи» [Л. С. Выготский, 2008, с.522].

Именно поэтому совместная продуктивная когнитивно-образовательная деятельность взрослых и детей была ключевой методикой психолого-педагогических этнодидактических исследований школьников на Таймыре и остаётся ключевой в школе дошколят «ТРИ-Л».

Школа этносемейной социализации детей

В этой связи открылась ещё одна группа дошколят в возрасте от 1,5 до 3 лет во второй половине дня, где родители вместе с детьми самоопределяются в личностно-интеллектуальной среде самообучения.

Результатом таких занятий за 1 ч и 30 минут является «открытие» родителей, которые прибывают в зоне эмоционально-интеллектуальной «турбулентности». У них широко открыты глаза и рот, из которого вылетают не слова, а только непонятные звуки, свидетельствующие о наличии восхищения, удивления одновременно.

Но им ещё предстоит научиться наблюдать за собственными детьми, которые скоростью мысли и действий «опускают ниже плинтуса» своих родителей. Именно в этом возрасте родители не должны мешать природе формирования и развития будущей личности.

Всех родителей удивляет спокойствие и мощная концентрация внимания детей-исследователей. Нет школы жизни лучше, чем собственный ребёнок.

Мы видим, что общаясь с взрослым, ребёнок удовлетворяет свою потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Основой такого сотрудничества является  «внеситуативно-личностное общение», когда самообучающаяся личность ребёнка и взрослого учатся лицезреть на себя со стороны и оценивать собственные действия, тем самым овладевает собственным поведением.

В подтверждение вышесказанному заметим лишь, что активное правильное вмешательство взрослого, в ходе наблюдения, способно в относительно короткий срок вызвать благоприятные сдвиги в общении детей, скорректировать возникшие речевые дефекты и отклонения.

Детская социализация через контроль за родительским поведением

Между тем, ребёнок контролирует поведение взрослого, что показали занятия родителей с детьми в возрасте от 1,8 до 3 лет. Главное правило для родителей в ходе таких занятий – не общаться между собой, а молча наблюдать и как бы невзначай предлагать дидактический материал или вставить слово как проявления мысли вслух.

Общеизвестно, что восприятие информации зависит от социокультурного жизненно-практического опыта ребёнка, от содержания его психической деятельности, когда психический состав восприятия определяют, во-первых, чувственный анализ; во-вторых, синтез сторон, выделенных анализом; в-третьих, обобщение, собственная интерпретация слов-понятий, двухсторонние требования и т.д.

Итак, мы пришли к логическому умозаключению — только в процессе социализации самообучающаяся личность (ребёнка, педагога и родителя) индивидуализируется – семь «Я», когда родитель рождается как личность столько раз, сколько у него детей, а педагог – сколько дошколят в группе, школьников в классе.

Заключение

В заключении можно сформулировать следующие выводы, во-первых, одной из фундаментальных проблем психологии школьной этнодидактики является проблема влияния социокультурной среды на комплексное (психическое, интеллектуальное и личностное) развитие дошкольника, школьника и повышение эффективности их самообучения.

Эта проблема родителями и прародителями в этносемье в направлении выявления психолого-дидактических условий самообучения личности каждого ребёнка.

Итак, условием  интеллектуальной эффективности являются опытность и самообученность, следовательно, только в грамотно организованной когнитивно-образовательной деятельности школьная математика приобретает свою научно-практическую полезность.

Exit mobile version