Какие функции выполняет любая этносемья в Российской Федерации?
Репродуктивная функция этносемейного воспитания
Как правило, долганские семьи в основном многодетные.
Если в советские времена многодетность считалась показателем материального и семейного богатства, то в настоящее время такого о долганских семьях не скажешь.
Что, родители перестали гордиться количеством своих детей?
Думаю, нет. Тут на первый план выходят социально-экономические показатели негатива в обществе.
- Безработица.
- Оленеводы не получают государственную поддержку в том объёме, как в советские времена.
- Личность детей в школах-интернатах имеет тенденцию деградации.
Образовательно-воспитательная функция этносемейного воспитания
Если в тундре сохранились цели, задачи, методы и формы культурно-исторических традиций этносемейного воспитания, то в тундровых посёлках они считаются скорее сказкой, чем реальностью.
Во-первых утрачены приоритеты этносемейного воспитания.
Во-вторых, сама модель этносемейного воспитания полностью деформирована.
В-третьих, первичная социализация детей в этносемье происходит сумбурно.
И наконец, имеются ярко выраженные проблемные точки детского саморазвития
Проблемные точки саморазвития
- Разрозненные знания в области конкретной темы из предметной образовательной программы.
- Нет системности в приобретении новых теоретических знаний и их практических применений в виде упражнений.
- Нет чётких стратегий самообучения.
- Нет результативных действий школьника после индивидуальных консультаций с педагогом.
- Школьник после индивидуальной консультации:
— уходит, пытается самостоятельно применять полученные знания;
— стесняется просить педагога провести ещё одну консультацию.
6. Заниженная самооценка школьника поскольку он не сможет за определённый дедлайн:
— выдать огромный поток информации;
— приобрести конкретные навыки, поскольку нет времени на многократность выполнения практических упражнений или мини-задании.
Коммуникативная функция этносемейного воспитания
Из-за географической отдалённости школ-интернатов на Севере дети и родители не могут выполнять свои обязанности, традиционно установленные в этносемье.
Дети и родители не общаются вообще не потому что они этого хотят, а потому что их искусственно разъединили под предлогом социализации.
Ни для кого не секрет, что в условиях интернатного обучения и воспитания не приходится говорить и даже мечтать, с одной стороны, о формировании гармоничной личности каждого ребёнка. С другой стороны, о духовном взаимообогащении детей и их родителей.
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ЗАПРОС
- Педагогу необходимо грамотно выстроить систему личностных взаимоотношений с детьми и их родителями.
- Разработать пошаговый алгоритм в технологии самообучения.
- Разработать пошаговый алгоритм работы с учебником по конкретной предметной теме из образовательной школьной программы.
Рекреативная функция этносемейного воспитания
Данная функция этносемейного воспитания отвечает за семейный отдых и досуг как средство восстановления физических и психических сил в трудовом/учебном процессе.
Следует заметить, что в этнокультурной среде жизнедеятельности долганских оленеводов такой проблемы просто нет.
Потому что так культурно и исторически заведено, что дети и родители взаимодействуют настолько гармонично, что они расслабляются в кругу семьи, когда они всё делают вместе: играют в шахматы, читают книги, чинят рыболовецкие сети, шьют одежду и т.д.
Психотерапевтическая функция этносемейного воспитания
И эта функция этносемейного воспитания в условиях кочевого образа жизни тоже не актуальна.
Родительское доверие для детей и помощь детей родителям — это и есть забота о здоровье и благополучии членов этносемьи, удовлетворение потребностей в принадлежности, любви, уважении, психологической защите, эмоциональной поддержке.
Родители любят и ценят своих детей, а дети глубоко уважают не только родителей, но и прародителей (дедушку и бабушку). Из взаимоотношения в этносемье строятся на любви, уважении и доверии.
Социально-статусная функция этносемейного воспитания
Сама историческая культура этносемейного воспитания выстроена так, что в этносемье все дети и взрослые чётко и традиционно умеют распределять свои социальные роли:
- папа;
- мама;
- бабушка;
- дедушка;
- сын;
- дочь.
Естественно, в зависимости от своей социальной роли, каждый член этносемьи имеет свои права и обязанности.
Таким образом они воспроизводят социальную структуру общества.
Нормативно-регулятивная функция этносемейного воспитания
В этносемье не только дети, но сами взрослые воспитываются по законам этнических традиций и по обычаям, правилам поведения, обучаясь друг у друга выполнениям прав, а также быть ответственным за корректное выполнение своих обязанностей.
Хозяйственно-экономическая функция этносемейного воспитания
Каждый член этносемьи чётко знает свои обязанности.
Я не стану расписывать в рамках этой статьи про их обязанности, поскольку этим моментам посвящено довольно много моих статей. Именно по этой причине я не люблю повторяться в своих статьях.
Моя задача заключается в том, чтобы транслировать то, что я знаю из детства.
Регенеративная функция этносемейного воспитания.
Напомню о том, что в долганской семье ребёнок — это смысл жизни всей этносемьи. Он, с одной стороны, стимулятор жизни, а с другой — двигатель саморазвития родителей и прародителей. Потому что, мальчик — это продолжатель рода, а девочка — хранительница очага, будущая мамочка своих состарившихся родителей.
Именно детям родители и прародители передают своё культурно-историческое наследие и этнические традиции, с одной стороны, семейного воспитания подрастающего поколения, а с другой — ведения хозяйства.