Site icon etnorazum.ru

Восприятие как психическая функция

Нганасаны

Нганасаны - это один из коренных этносов Таймыра.

Примерное время на чтение статьи: 5 минуты

Восприятие оказывается формой проявления,

порождения бытия

С.Л. Рубинштейн

Восприятие связано с работой психики, которая отражает целостность предметов, имеющих свои свойства и признаки, а также явлений окружающей действительности

Восприятие человеком внешней сред, как и любая область научного знания, имеет свою историю и грани исследований конкретных авторов:

Кроме того, любое восприятие связано с местоположением психических функций полушарий головного мозга.

Психические функции полушарий головного мозга

Ни для кого не секрет, что психическое, интеллектуальное и личностное развитие ребёнка начинается с восприятия его окружающего мира:

Практика работы с детьми дошкольного возраста в Школе дошколят с 1.8 до 6,7 лет показала:

  1. дети, овладевшие набором простых слов-команд, слов-предметов и т.д. легко переходили к восприятию более сложных понятий: добро, зло, радость, печаль и т.д.;
  2. дети, знающие геометрические фигуры довольно легко изъяснялись фигурными терминами и осознанно, осмысленно воспринимали арифметические действия;
  3. дети, умеющие играть на музыкальных инструментах чрезвычайно легко писали прописными буквами, считали от 1 до 1000, усваивали грамматику в процессе обучения чтению по Букварю.

Однако, если бы не было грамотно, структурно организованных занятий физической культуры, то дети бы не развивались так быстро и гармонично. Потому что занятия английским языком, шахматами и «судоку» без пространственно-временной ориентации не могут дать того колоссального и мощнейшего результата личностно-интеллектуального развития ребёнка.

Собственно говоря, именно пространственно-временная ориентация ребёнка основана на свойствах восприятия.

Целостность как свойство восприятия

Для наглядности изложения понятия «целостность» можно привести диалог французского мальчика.

Гувернантка:

Детки в нашей школе начинали писать прописные буквы не с крючков, прямых и кривых линий, а написания своего имени прописными буквами.

Эту авторскую методику я назвала «Моё имя».

Авторская методика формирования восприятия «Моё имя»

Взрослый простым карандашом на листе А4 пишет имя ребёнка прописными буквами, которые ребёнок обводит разным цветным карандашом. Если ребёнок не может сам, то взрослый вкладывает ручоночек ребёнка и пишет, комментирую правильное движение карандаша.

Что даёт эта методика?

  1. Целостное и фигурное представление прописной буквы. Вы же не даёте по очереди воду, мясо, соль, картошку, капусту, морковку и специи, а потом говорите: «Это суп».
  2. Радость и восторг, чувство собственного достоинства личности ребёнка. Он читает, узнаёт своё имя по буквам и звукам.
  3. Звуки в режиме автоматизации звучат несколько иначе, чем читаются буквы по отдельности.

Избирательность как свойство восприятия

Когда дети приходят в личностно-интеллектуальную среду самообучения, то они выбирают:

  1. сегмент интеллектуальной среды: математики, географии, геометрии, астрономии (космос), растительного мира (ботаники), животного мира (зоологии), письма, чтения, арифметики, анатомии человека и т.д.
  2. в этом сегменте каждый выбирает свой дидактический материал: карту, глобус, «шершавые буквы», «шершавые цифры», «золотой банк», человеческое тело и т.д.
  3. время. Каждый ребёнок занимается с дидактическим материалом столько, сколько он считает нужным.

Осмысленность как свойство восприятия

Безусловно, ребёнок выбирает, исходя из собственного опыта и имеющегося объёма знаний.

Как М. Монтессори отмечает: «Дети имеют только внутренний потенциал, но не имеют опыта». И это верно, любой ребёнок рождается с огромнейшим желанием познать и узнать окружающую действительность.

А наша задача заключается в том, чтобы он грамотно и рационально распределил свою энергию и чётко упорядочил знания об окружающей действительности.

Нам для этого даже не надо ничего придумывать, а просто использовать для развития ребёнка прекрасные, идеально продуманные дидактические материалы М. Монтессори, применение которых строго соответствуют логике формирования того или иного понятия в сознании ребёнка.

Постоянство (константность) как свойство восприятия

Остановимся в качестве примера на двух технологиях формирования и развития восприятия ребёнка.

Технология письма

1-ый шаг — самостоятельное формирование образов букв в сознании ребёнка.

Для этого используются: дидактический материал «шероховатые буквы», методика «радужные буквы», сенсомоторная методика «написание буквы на манной крупе».

2-ой шаг — складывать из букв слова.

Для этого используется дидактический материал «Подвижный алфавит», в котором хорошо продуманы грамотные соединения букв.

3-ий шаг — повторить эти действия при письме и чтении.

Технология психолингвистики

Вторая технология – это технология психолингвистики, состоящая из пяти шагов:

  1. Ребёнок в сознании выделяет буквы написанного слова.
  2. Обнаруживает, что речь состоит из звуков.
  3. Ребёнок сопоставляет букву и звук.
  4. Записывает слово на бумаге.
  5. Прочитывает слово.

Вот таким образом и выстраивается логика формирования слова:

Иначе говоря, ребёнок осознаёт, что слово является единицей предложения, далее, речи, и затем, целостного языка.

Дидактические этноматериалы по математике

Так же, как и дидактические материалы М. Монтессори, все интеллектуальные программы этнодидактического пособия «Занимательная математика для северян» между собой связаны внутренними смыслами.

А иначе, ни дидактические материалы М. Монтессори, ни интеллектуальные программы сами по себе ничего не значат.

Следовательно, необходима логическая последовательность когнитивно-образовательных действий, определяемая целью – узнать что?

Понятие как цельность восприятия

В ходе соотнесения идеи Гегеля и Л.С. Выготского, В.С. Библер обнаруживает: «… формой движения творческой мысли является именно понятие (как цельность), «внутри», которого и превращением которого совершаются дальнейшие метаморфозы, выход из которого в «суждение» и «умозаключение» — для творческого мышления …» (В.С. Библер, 2014, с.131).

Действительность, согласно В.С. Библер, — это «сложное единство, тождество сущности и существования; мысленное воспроизведение этого тождества требует сложнейших теоретических идеализаций» (В.С. Библер, 2014, 133).

Нетрудно видеть, что «Культура есть форма одновременного бытия и общения людей различных – прошлых, настоящих и будущих – культур, форма диалога и взаимопорождения этих культур…» (В.С. Библер, 2014, с. 417).

И этим всем мы обязаны способности – воспринимать объективный мир правильно, грамотно и интеллектуально.

Exit mobile version