Воспитание является самопроизвольным, но динамичным процессом интеграции семейной генетики и философии формирования личности ребёнка.

Семья учит делом, а не словами

И.Г. Песталоцци

Можно ли говорить о воспитании личности ребёнка в детских садах и школах?

На этот вопрос я могу дать отрицательный ответ, поскольку концептуальная база статьи будет посвящена признанию и обоснованию приоритетной роли семьи в формировании личности ребёнка.

Постараюсь обосновать своё отрицание воспитания личности в детских садах и школах.

  • Семьи без биологических родителей не бывает, значит, первостепенную роль в биолого-физиологическом аспекте играет этническая генетическая программа саморазвития как программа наследственности, поскольку генетический код родителей существенно влияет на формирование личности ребёнка:
  • Интеллигентность
  • Характера.
  • Вкуса.
  • Привычек.
  • Поведения как реакции на внешнее воздействие.
  • Семья – самоорганизующаяся система, встроенная в культуру общества и функционирует в нём, а потому является первым социумом, в котором личность ребёнка:
  • Познаёт общественные нормы поведения через этнические традиции и обычаи.
  • Этническую культуру общения и взаимодействия, заложенную в основу этнопедагогики.
  • Истинную природу взаимоотношений между членами семьи.
  • Любая семья имеет собственную этнодидактическую философию, влияющую на: мировоззрения, мироощущения, духовности, нравственности и мировосприятия.
Психология школьной этнодидактикИ:
  • Цели.
  • Принципы.
  • Методы.
  • Содержание.

Как правило, любая цель возникает по причине чего-то. Также и «Психология школьной этнодидактики» имеет свою причину, которая кроется в результате активного взаимоотношения личности ребёнка с природой, продуктом которого является интеллект как способность адаптации личности ребёнка к окружающей действительности, к определённой социальной нише:

  • Взаимоотношение в семье.
  • Взаимоотношения с детьми и воспитателями в детском саду.
  • Взаимоотношения с детьми и учителями в школе.

Несомненно, интеллект тесно связан с мышлением и формами его проявления. 

ГЕНЕТИКА СЕМЬИ

Хрупкое детское саморазвитие представляет собой семантическую матрицу образов, поведения и взаимодействия. © З.Н. Ичин-Норбу

Безусловно, любая семья[1] имеет свою генетическую программу детского саморазвития, унаследованную от предков. Другими словами, личность каждого ребёнка реализует в конкретной семье потомственную, родовую и преемственную программу, но в современных условиях.

И когда говорят о воспитании в детском саду и школе как о целенаправленной передаче знаний путём назидания, нравоучения и нотации, то здесь то и начинается истинное заблуждение воспитателей и учителей.

Поскольку воспитать означает вырастить, вскормить, взлелеять, вынянчить, выходить, пестовать, то, естественно, ни в детском саду, ни в школе по определению невозможно воспитать, а только в семье по принципу пословицы «Сколько волка не корми, всё равно он смотрит в лес».

Думаю, это несправедливо и неправильно, что педагоги детского сада и школы решили на себя взять функции семьи, с которыми они не в силах справиться, потому что им неведома генетическая программа воспитания в семье.

Цареградская Ж.В. информирует: «Сегодня подсчитано, что из 80 000 различных генов примерно половина определяет развитие, формирование и управление центральной нервной системы. Этим числом и ограничивается действие наследственности — дальнейшее развитие головного мозга происходит под влиянием внешних стимулов и обучения».

Бесспорно, стоит прислушаться к результатам исследований учёных в области нейропсихологии.

Я не зря настоятельно утверждаю о влиянии генетической программы детского саморазвития, поскольку есть все основания на такое утверждение – это исследования английского психолога Д. Шаттлеворта (1935), в которых довольно красноречиво установлены количественные пропорции влияния среды и наследственности на умственное развития[2]:

  • 64 % — наследственное влияние.
  • 16 % — семейное влияние.
  • 3 % — различия в воспитании детей в семье.
  • 16 % — смешанные факторы.

Итак, со всей очевидностью видно и понятно, что генетическая программа детского саморазвития тесно связана с генетикой и семейной философией.

СЕМЕЙНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Философия семьи базируется на генетике предков. © З.Н. Ичин-Норбу.

Если внимательный педагог будет наблюдать за действиями, речью и поступками конкретного ребёнка, то в обязательном порядке заметит, что нет одинаковых детей в группе, поскольку каждая личность ребёнка – это продукт философии конкретной семьи.

Непременно, только семья изначально определяет круг интересов и потребностей, взглядов и духовно-нравственных ценностных ориентаций личности ребёнка в любой внешней социокультурной среде жизнедеятельности.

Действительно, в семье предоставляются материальные и духовно-нравственные условия для саморазвития личности ребёнка. Следовательно, личность ребёнка формируется и саморазвивается только в процессе социализации в семье как в социальной ячейке общества, а совершенствуется ребёнок как личность в личностно-интеллектуальной среде самообучения в ходе социализации.

Общеизвестно, что любая семья имеет этнические корни. В данном случает следует говорить именно об этнопедагогике семьи.

Этнопедагогика семьи:

  • Ценностные ориентации.
  • Уровень образования родителей.
  • Этническая культура.
  • Степень ответственности.
  • Сплочённость членов семьи.

Семья имеет собственную технологию формирования личности ребёнка:

  • Образ мыслей, мышления и стиля жизни родителей.
  • Тренировочные многократные повторения действий взрослых.
  • Поведение как результат самообучения и саморазвития личности ребёнка.

Только семья может заложить основу:

  1. Личностной успешности ребёнка:
  • Богатый словарный запас.
  • Манеры как культуру поведения
  • Уважение к взрослым.
  • Вежливость и добропорядочность.
  • Уверенность в семье, как следствие истинной родительской любви к ребёнку.
  1. Личностной неуспешности ребёнка:
  • Множество комплексов, основанных на детских обидах.
  • Злости и ненависти как проявлений зависти и ощущения собственной никчёмности.
СЕМЕЙНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Почему семья имеет неограниченные возможности воздействия на формирование личности ребёнка?

  1. С членами семьи ребёнок коммуницирует каждый день.
  2. Именно в семье личность ребёнка ощущает собственную защиту от общества.
  3. Только в семье ребёнка поймут, поскольку родители ребёнку высказывают все недовольства, а на стороне они хвалят ребёнка и гордятся им. И это ребёнок знает и чувствует. Именно потому личность ребёнка уверена в том, что родители НИКОГДА не предадут её.
  4. В семье личность ребёнка приобретает навыки СОТРУДНИЧЕСТВА в ходе интеллектуальной, духовно-нравственной и трудовой активности через сенсомоторную, эмоциональную и волевую сферу взаимодействия.
  5. В семье ярко выражена возрастная многоколенность, в которой преемственность поколений играет наиважнейшую роль в формировании личности ребёнка – это базовый «ПЛЮС» любой семьи перед детским садом и школой, где ребёнок находится в кругу свои ровесников, не имеющих житейского опыта и мудрости, как конгломерата проб и ошибок. Именно поэтому дети обучаются глядя на других, поскольку каждый ребёнок – это образец, эталон конкретной семьи.
  6. В семье нет целенаправленного, обоснованного и планомерного воздействия на личность ребёнка, которые являются приоритетами в дошкольной и школьной педагогике. В школьных программах воспитания нет места:
  • Любви, которая изначально заложена в семье.
  • Привязанности.
  • Доверия.
  • Ответственности друг за друга.
  • Спектра естественных эмоций и искренних переживаний.
  • Душевной открытости и наивной искренности.

Личность ребёнка – это индивидуальность, воспитанная в семейном социуме согласно этническим традициям и обычаям в определённом географическом месте, где есть свои условные особенности детского саморазвития.

Сумма каких слагаемых составляет процесс воспитания?
ВОСПИТАНИЕ

1 — это родовая наследственность (генетика). 2 — это философия семьи. 3 — это социализация через индивидуализацию. 4 — это знаниевые компетенции.© З.Н. Ичин-Норбу

Процесс воспитания я завизуализирую в виде составных частей дерева, где:

  1. Корень – это генетический потенциал рода.
  2. Ствол – это этническая философия семьи.
  3. Крона – это социализация через индивидуализацию, которая свойственна процессу дошкольного и школьного образования.
  4. Плоды – это знаниевые компетенции, которые формируются в личностно-интеллектуальном процессе самообучения.

1 – Генетика.

2 – Семейная философия. Духовность и нравственность базируются на этнических традициях семьи, которая есть социокультурная единица общества. В семье личность ребёнка НЕ слышит красивых нравоучительных слов, она видит и улавливает конкретные поступки и действия родителей. Например, если родители говорят о вреде курения, но сами при этом не отпускают с рук сигарету, то ребёнок обратит внимание на действия, а не на слова. Следовательно, только в семье формируются жизненные ценности и личностные принципы.

3 – Социализация в детском саду и в школе. Социализация – это процесс вовлечения личности ребёнка в когнитивно-образовательную деятельность, когда личность ребёнка:

  • Самостоятельно ориентируется в личностно-интеллектуальном пространстве детского саморазвития.
  • Самостоятельно определяет время взаимодействия и общения с детьми и с педагогом.
  • Самостоятельно регулирует собственным поведением в ходе коммуникации.
Взгляд – зеркало детской души

Взгляд личности ребёнка является индикатором результативности педагогической деятельности. © З.Н. Ичин-Норбу

Взгляд личности ребёнка отражает эмоции и переживания, связанные с мышлением. Взгляд, по сути своей, является индикатором мышления, а речь – отражение мышления в словесной форме.

Как показала многолетняя педагогическая практика, детей из тундры отличает других детей их взгляд, который свидетельствует о рассудочном анализе, выделяющем:

  • Формы.
  • Элементы.
  • Законы.

В ходе объяснения темы урока, я всегда наблюдала за реакцией мальчика из тундры. Если его взгляд сосредоточен, значит, логика раскрытия темы не нарушена. Но если он сел боком, значит, его разум протестует.

Естественно, внимание в процессе самообучения играет наиважнейшую роль, которому свойственны:

  • Яркость.
  • Интенсивность.
  • Внезапность.

Безусловно, внимание запускает личностно-интеллектуальный интерес как связку воли и чувств.

Разумеется, разум – не источник действительного содержания детского мышления, а даёт лишь общую форму для всякого возможного содержания. Разум, скорее, является особой мыслительной активностью личности ребёнка.

Кроме того, если личность ребёнка способна мыслить, значит, она способна:

  • Отвлечься от конкретных житейских ситуаций.
  • Обобщить в слове или словах, в которых дана действительная сущность разумного мышления.
  • Действовать интенсивно, целесообразно и ценностно по личностному достоинству действиям.

Однако разум есть показатель семейной философии и генетики.

Между тем, дети из тундры отличаются от других детей своими внутренними принципами, которые представляют собой:

  • Наибольшее внутреннее единство.
  • Наибольшую полноту духовно-нравственного содержания.
  • Ясную и внутреннюю обязательность и ответственность.

Исходя из собственных наблюдений за тундровиками, я заметила, что они чрезвычайно впечатлительны. А впечатлительность – это способность к особенно быстрому и интенсивному восприятию воздействий:

  • Картины ситуации, события, явления.
  • Вида природы.
  • Лица.

Сенсомоторный опыт формирования знаниевых компетенций основан на фундаменте родного языка. © З.Н. Ичин-Норбу

Таким образом, личность ребёнка обладает:

  • Разумом. Разум – это способность образования безусловных идей (В. Соловьёв).
  • Волей. Воля тесно связана с каноном, который является правилом «чистого разума».
  • Своеобразным характером при единстве самосознания.
  • Эмоциями и переживаниями.
  • Мировосприятием, связанным с познанием и рефлектирующим мышлением.
  • Мироощущением, связанным с идеями, означающими умопостигаемую и вечную сущность предмета.
  • Мировоззрением, связанным с истиной, означающей соответствие между мыслью личности ребёнка и объективной действительностью.
  • Собственным социокультурным опытом, который отражает состояние сознания. Именно опыт, будучи первичным источником детских знаний даёт личности ребёнка материал для всякого другого познания. Кстати, опыт бывает собственный и чужой, а также житейский и научный (Владимир Соловьёв).

Короче говоря, социокультурный опыт личности ребёнка – это:

  • Эмоционально пережитые и переживаемые состояния.
  • Душевные волнения.
  • Волевые решения.
  • Размышления и рассуждения.

В ходе личностно-интеллектуального процесса самообучения ребёнок приобретает «научный опыт», поскольку он систематически обрабатывает опытный материал посредством рефлексии. Именно переход от «житейского опыта» к «научному опыту» (Л.С. Выготский) заложен в основе этнодидактического пособия самообучения математике «Занимательная математика для северян».

Следует заметить, что когнитивно-образовательная деятельность личности ребёнка формирует ум, в котором происходит единение мысли и объективной реальности, состоящей из совокупности фактов сознания, объективного содержания.

Индивидуализация
  • Дети увлечены самообучением, в ходе которого они проявляют стремление к получению конкретного результата, способствующему максимальному прогрессу детского саморазвития. © З.Н. Ичин-Норбу


    В личностно-интеллектуальной среде самообучения ребёнок погружается в конкретную область знаний.
  • В ходе общения и взаимодействия с другими детьми личность ребёнка рефлексирует собственное поведение и конкретные действия.
  • Самостоятельно оценивает собственные знания и корректирует их, в результате чего формируются знаниевые компетенции. Как правило, знание обозначает теоретическую активность ума, а потому является результатом умственного процесса.

Однако индивидуализация не может быть без социализации, как и социализация без индивидуализации.

Более того, личность ребёнка часто:

  • Сомневается, а сомнение – это точка отсчёта мышления.
  • Не соглашается, а несогласие – это наличие конфликта имеющегося опыта и нового факта, события, явления или межличностного отношения.
  • Критикует поступки и слова других детей, а критика – это оголение собственного недостатка или незнания.
  • Восхищается, а восхищение – это признание нового опыта, нового знания, которое вплетается в ткань собственного социокультурного опыта формирования знаниевых компетенций.

Думаю, есть дети:

  • Напоминающие обработанный алмаз, у которых родители интеллигентны и образованы.
  • Похожие на необработанный алмаз, потому что родители не имеют достойного образования и печальная генетика.

Более того, индивидуализация – это единичное в общем, а социализация – общее в единичном. Между тем, в момент детского саморазвития происходят взаимопереходы СОЦИАЛИЗАЦИЯ → ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ → СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

Кстати, интеллигентность – это генетический показатель, нежели образовательный.

Итак, воспитание – это самопроизвольный, но динамичный процесс формирования личности ребёнка, интегрирующий в себе генетику и семейную философию для формирования личности ребёнка. © З.Н. Ичин-Норбу.

К сожалению, ни Администрация Красноярского края и Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, ни Министерство образования и науки Красноярского края пока не созрели для понимания и внедрения этого бизнес-проекта.

Однако Калмыкия, Татарстан и Якутия серьёзно заинтересовались «Психологией школьной этнодидактикой».

Возможно, они логически подойдут к необходимости реализации этого бизнес-проекта. А замороженный СЕВЕР, видимо, ещё не скоро оттает для интеллектуального прогресса.

Можно вспомнить информацию 1992 года давности, которую мне представил Еремей Константинович Чиряев: «В первой четверти 21-ого века самый дорогостоящий образовательный проект будет на Севере». Эта новость меня вдохновляет на дальнейшие исследования.

Что даёт ОДИН внук?
  1. СОЛНЫШКО в небе, поскольку в минуты разочарования в жизни глянешь на это счастливое личико, и тут же забываешь о проблемах
  2. ПОКОЙ и ОТДЫХ, когда видишь это милое спящее личико и слышишь сопение курносика, тут же обретаешь душевный покой, когда отдыхают не только тело и мозг, но и душа.
  3. ЗДОРОВЬЕ, потому что детская непосредственность так рассмешит, что забудешь про все проблемы. Чем больше человек смеётся, тем ЗДОРОВЕЕ он становится.
  4. ФИЗКУЛЬТУРУ, поскольку так за день набегаешься за внуком, с внуком, что не нужен никакой фитнес для уменьшения веса и приобретения стройности.
  5. ДИЕТУ, поскольку всегда внуку отдаёшь самое сладкое и жирное, лишив себя.
  6. УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ, поскольку перед внуком не хочется быть слабой, неумёхой и трусливой. Всё-таки, БАБУШКА или ДЕДУШКА — это МАЯК в жизни! Это ДАНКО во плоти, который детям и внукам своим СЕРДЦЕМ освещает жизненный путь.
  7. ДРУЗЕЙ, поскольку внук — это настоящий ДРУГ! Он всегда поймёт, простит и своим поведением подскажет такой вариант решения проблемы, который даже трудно было предположить, поскольку его устами говорит и его поведением подсказывает сам БОГ!#ЗояНик.
Как ребёнок достигает своей цели

Обратите внимание на ребёнка – он захотел что-то и тут же получил!

Потому что он действовал быстро и решительно:

  • Истерику закатил в магазине.
  • Помог мамочке в хозяйстве.
  • Бунт устроил.
  • Изобразил жалкого существа.
  • На совесть родителей надавил.

Помните! Ребёнок – это манипулятор ещё тот!

Попробуйте сформировать у себя новую привычку — Не думать о поражении!

Как только приходит в голову идея, в этот момент нельзя применять слова-блокаторы:

  • «Хотя бы …».
  • «А вдруг…».
  • «А если …» и т.д.

Помните!

  1. Страх ошибки парализует мысли и действия!
  2. Ошибки – это самые хорошие УЧИТЕЛЯ, принимайте их с радостью и благодарностью. Именно ошибки делают личность сильной и крепко стоящей на своих ногах.
  3. Сильная личность проявляет силу воли и характер бойца, чтобы смело, решительно и мужественно, сознательно и намеренно противостоять своим страхам.

А вот ещё одна новая привычка — Упорство и решительность!

ПОМНИТЕ!

  1. Настоятельность, упорство, храбрость и решительность самообучающейся личности притягивают УСПЕХ!
  2. Успех у той личности, которая верит в себя и надеется на успех!
  3. Кризисные моменты, сложные обстоятельства выживания раскрывают силу самообучающейся личности.
  4. Именно самообучающаяся личность идёт и не сдаётся!
  5. Вы – продюсер житейских ситуаций!
ДЕРЗАЙТЕ!!!