Site icon etnorazum.ru

Эффективность этнодидактической модели самообучения

Примерное время на чтение статьи: 4 минуты

Эффективность этнодидактической модели самообучения на психологической основе доказали психолого-этнодидактические исследования детей дошкольного и школьного возрастов.

Дух ребёнка – это сила и упорство.

В нём в одинаковой мере присутствуют

нравственность и совестливость

Я. Корчак

Рабочая гипотеза № 9. Грамотно, содержательно и логично составленная структура этнодидактического пособия с учётом предметной преемственности учебного материала будет содействовать эффективности школьного (этнодидактического) обучения.

Цельвыявить и описать влияние предметной преемственности на эффективность этнодидактического самообучения.

Задачи:

Коэффициент эффективности обучения

Экспериментальная школа 4-е классы 5-е классы
Сындасская начальная школа-интернат 95 %  
Новорыбинская средняя школа 87 % 80 %
Хетская средняя школа-интернат 89 % 97 %
Хатангская средняя школа № 1 (1э) 95 % 97 %
Хатангская средняя школа № 1 (1и) 94 % 90 %
Хатангская средняя школа № 1 (2э) 72 % 100 %
Хатангская средняя школа № 1 (2и) 68 % 93 %

Представим формулу вычисления коэффициента эффективности этнодидактического обучения:

     или     

Кэкоэффициент эффективности этнодидактического самообучения;

Дn = Д2 (1) –  количество правильно выполненных действий задания № 1 из диагностической работы № 2;

8 – максимальное количество баллов.

Из вышеприведённой таблицы и диаграммы высокого показателя коэффициента эффективности самообучения на учебном материале этнопособия с логической неизбежностью вытекает вывод, что обучение с опорой на социокультурный жизненно-практический опыт школьника содействует повышению уровня его комплексного развития. Всё это говорит в пользу внутреннего содержания наглядного обучения.

В этой связи следует уточнить, что наглядность выражалась в математизации внешнего мира, личного социокультурного опыта ребёнка, с использованием его житейских ситуаций и т.д. Следовательно, мы видим, что обучение на учебном материале этнодидактического пособия связано с перестройкой глубинных психологических процессов, благодаря чему мы можем утверждать, что этнодидактическое пособие по математике действительно является психологическим механизмом преемственности в обучении учащихся 4-х и 5-х классов.

Однако и время самообучения большого объёма фрагментов этнодидактического пособия (68 страниц) было тоже ограничено: от 3 до 5 часов, потому что эксперимент проводился в естественных условиях жизнедеятельности детей, то есть параллельно прохождению учебной программы по всем предметам. Другими словами, не было создано «тепличных» условий для эксперимента.

Кроме того, реальный объём математических знаний был умышленно завышен, чтобы, с одной стороны, зафиксировать развивающий эффект обучения, а с другой – зафиксировать реальный интеллектуальный, психологический и личностный потенциалы школьников, и состоял из следующих тем: 1) сложение, вычитание, умножение и деление дробей с одинаковыми знаменателями (4 темы); 2) сложение, вычитание, дробей с разными знаменателями (2 темы); 3) умножение и деление обыкновенных дробей (2 темы); 3) правильные и неправильные дроби (2 темы); 4) равные дроби, сравнение дробей с одинаковыми знаменателями, сравнение дробей с разными знаменателями, сокращение дробей, основное свойство дроби (5 тем); 5) смешанное число, выделение целой части из неправильной дроби (2 темы); 6) нахождение части из целого, нахождение целого по его части (2 темы); 7) процент, нахождение процента от числа, нахождение числа по проценту, нахождение процентного отношения (4 темы); 8) десятичная дробь, запись десятичной дроби, определение десятичной дроби на числовой оси (3 темы); 9) сложение, вычитание, умножение и деление десятичных дробей (4 темы); 10) решение задач, составление и решение задач по определённому тождеству, уравнению (4 темы); 11) вычисление площади, периметра, длины, ширины прямоугольника (4 темы).

Итак, необходимо проверить, как эффективность обучения на учебных этноматериалах, повлияла на самообучаемость конкретного школьника.

Несомненно, эффективность школьного обучения  детей в этнокультурной среде жизнедеятельности зависит, во-первых, от учёта менталитета, когда на их матрицу образов мышления и речи накладывается образ мышления и речи российской культуры и учёта их возрастных индивидуально-психологических особенностей. Во-вторых, от содержания учебного пособия, которое учитывает, с одной стороны, вышеперечисленные переменные, с другой – природно-климатические условия, влияющие на временной фактор при прохождении учебной программы по школьным предметам. В-третьих, от совместной продуктивной деятельности, то есть от коллективной формы деятельности, а также от степени самостоятельной когнитивно-образовательной деятельности как условия для новообразований школьников.

Нам остаётся собрать воедино и обобщить те выводы, к которым мы пришли. Тем самым, подытожить наше рассмотрение «школьной неуспешности» у детей аборигенного населения, чтобы ответить на выше сформулированный ключевой вопрос: «Почему дети северных этносов усваивают школьную программу по-разному и плохо?».

В то же время указать на немаловажные теоретические и методологические заключения, которые могут быть сделаны из результатов полевых психолого-этнодидактических исследований школьников на Таймыре. Безусловно, каждое исследование, как проверка рабочей гипотезы на истинность, было посвящено той или иной частной проблеме – гипотеза в условиях задачи. Представлены сравнительные таблицы и диаграммы, наглядно подтверждающие истину предположений с комментариями и выводами.

Достаточно отметить то, что четвероклассники и пятиклассники этнических групп в поликультурной среде, так же как и их сверстники иных культур, способны развиваться по схеме развития познавательных процессов: эмпирическое мышление → теоретическое мышление → практическое мышление. Таким образом, необходим такой способ подачи учебной информации, который был бы доступен всем школьникам за счёт учёта, с одной стороны, их этнопсихологических особенностей мышления, базирующихся на этноязыковом сознании детей. С другой —  природно-климатических условий жизнедеятельности в этнорегионе Российской Федерации, что обусловливает (детерминирует) сознательное, осмысленное восприятие академических (математических) знаний.

В связи с этим, создаётся необходимость говорить о результатах обучения, которые психологи отождествляют с научениями, в результате чего были выделены пять видов приобретенных способностей: 1) вербальные знания (декларативные знания)- «знаю что»; 2) интеллектуальные умения (процедурные знания) — «знаю как»; 3) когнитивные стратегии. Эти умения используются для управления и регулирования когнитивными процессами, такими как внимание, восприятие, кодирование, поиск и извлечение информации из памяти и мышление; 4) аттитюды. Обычно считается, что этот четвертый вид результатов научения включает как аффективные (эмоциональные), так и когнитивные компоненты памяти. Аттитюды — приобретенные состояния, оказывающие влияние на процесс выбора действий, которые индивидуум предпринимает в отношении людей, объектов или событий; 5) двигательные навыки.

Кроме того, результаты научения могут представлять собой действия, реализация которых достигается слаженной координацией мышечных движений. Очевидно, традиционные предметы школьной программы охватывают все пять разновидностей результатов обучения: вербальные знания, интеллектуальные умения, когнитивные стратегии, аттитюды и двигательные навыки. Видимо каждый предмет формирует у учащихся несколько видов способностей.

Для нас ясно, что цель школьного образования заключается не только в том, чтобы обеспечить приобретение учащимися знаний, умений и навыков, но и формирование и изменение способов мышления учеников. Это означает, что школьное обучение должно способствовать переходу от представлений об окружающем мире к концепциям, более согласующимся с научными способами мышления.

Таким образом, необходима преемственность самообучения. Иными словами, «…на каждой последующей стадии обучения нужно «приращивать» и закреплять то, что сложилось и накопилось в предыдущем опыте ребёнка» (В.В. Давыдов, 2000, с.38). Например, чтобы школьник мог осознанно оперировать буквенными выражениями, что уже является абстракцией, он должен свободно владеть арифметикой, т.е. выполнять арифметические действия с числами – цифрами на автомате.

Exit mobile version