Site icon etnorazum.ru

Этнодидактическая модель ЛИПС

Личность ребёнка становится самостоятельной только после многократных тренировок, результатом которых становятся знаниевые компетенции. © З.Н. Ичин-Норбу.

Примерное время на чтение статьи: 19 минуты

Этнодидактическая модель личностно-интеллектуального процесса самообучения и её принципы, методы и формы является базой этнопособия самообучения математике.

Мышление человека,

будучи правильным отражением объективной действительности,

включает в себя два момента –  понятийное содержание,

добытое в результате длительного процесса познания,

законы и формы, в которых протекает процесс мышления и

 в которых откладываются добытые знания

Г.В. Колшанский

Этнопособие самообучения математике было апробировано в одной начальной общеобразовательной школе-интернате, в двух средних общеобразовательных школах-интернатах и в двух средних общеобразовательных школах Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Красноярского края.

Самосознание личности ребёнка

Трёхлетняя Кристина и пятилетний Коля были участниками эксперимента: адаптация детей из кочевого образа жизни в городских условиях. Они показали самые высокий уровень самообучаемости

С помощью данных исследований мы хотели ответить на вопрос:

  1. Как этнодидактическое пособие влияет на развитие самосознания самообучающейся личности (младшего школьника, младшего подростка) в условиях: 

а) этнической монокультурной социальной среде.

б) в поликультурной школьной среде.

в) в среде школы-интерната, в которой воспитанники изолированы от обеих вышеназванных социальных сред?

  1. На каком отрезке онтогенеза особенно влияют социокультурные факторы развития детей?

Социокультурная среда жизнедеятельности

Этнокультурная среда психолого-этнодидактических исследований школьников Таймыра

Ниже представлена таблица, в которой представлены показатели влияния социокультурной среды жизнедеятельности детей:

  1. на самооценку;
  2. на самоидентичность и интерес к своей этнической культуре;
  3. на приращение знаний по математике.
  4. на формирование и развитие русскоязычной речи с использованием математических понятий и их определений.

Школьники Сындасской начальной школы-интерната, который показали самый высокий уровень самообучаемости с помощью материалов этнодидактического пособия самообучения математике «Занимательная математика для северян»

Критерии оценки:

 

Общеобразовательное учреждение Самооценка Самоидентичность Приращение знаний Интерес к своей культуре Математическая речь
Хетская средняя школа-интернат (монокультурная среда) Высокая Высокая Высокое Высокий Высокая
Новорыбинская средняя школа (монокультурная среда) Высокая Средняя Среднее Средний Средний
Сындасская начальная школа-интернат (монокультурная среда) Высокая Высокая Высокое Высокий Высокая
Хатангская средняя школа № 1 (поликультурная среда) Средняя Высокая Среднее Высокий Средняя
Хатангская средняя школа-интернат (отсутствие обеих сред) Низкая Низкая Низкое Низкий Низкая

Данные таблицы подтверждают идею Л.С. Выготского о влиянии социальной среды на личностное, интеллектуальное и психологическое развитие ребёнка.

Выдающийся психолог о социальной среде утверждал: «Она определяет целиком и полностью те формы  и тот путь, следуя по которому ребёнок приобретает новые и новые свойства своей личности, черпая их из среды, как основного источника своего развития, тот путь, на котором социальное становится индивидуальным» (Л.С. Выготский, 2001, с. 189).

Таким образом, самообучающаяся личность школьника может самообучаться только в единстве с социокультурной средой, потому что ребёнок является частью живой окружающей социальной действительности.

Фрагменты интеллектуальных программ самообучения

Следует отметить, что в психолого-этнодидактических исследованиях школьников на Таймыре в качестве дидактических этноматериалов были использованы некоторые фрагменты интеллектуальных программ этнопособия самообучения математике. Несмотря на то, что содержание и структура этнопособия самообучения математике были применены в усечённом варианте, результаты эксперимента были положительными, тем самым, оправдали наши ожидания действенной этнодидактической модели личностно-интеллектуального процесса самообучения.

Семейно-этническая традиция уважения личности ребёнка пока ещё сохранилась

Было наглядно проиллюстрировано и убедительно доказано влияние когнитивно-образовательной деятельности в формате  коммуникативно-регулятивного сотрудничества взрослых и школьников на повышение уровня самоорганизации самообучающейся личности.

Потому что интеллектуальные, психические и личностные потенциалы развития могут в полной мере проявляться и реализовываться только при рациональной самоорганизации когнитивно-образовательной деятельности младшего школьника и творческой деятельности подростка и юноши.

 

Безусловно, самоорганизация ребёнка формируется в семье и уже в школьном возрасте, о чём свидетельствует жизненный пример восьмилетнего мальчика из семьи тундровиков. Напомним рассказ о восьмилетнем мальчике из тундры.

Тундра экзаменует закалку воли и тренировку духа

Тундра ошибок не прощает!!!

Мальчик на оленьей упряжке поехал самостоятельно проверять капканы. Неожиданно в пути задула пурга (сильный ветер со снегом).

Тогда он принял решение немедленно вернуться  домой — определена цель действий. Но следов от саней уже не было видно — возникла проблема возвращения домой.

Мальчик решил сориентироваться по звёздам, но небо было затянуто, тогда он обратил внимание на гребни заструг (это наподобие морских волн, но только в кристаллическом состоянии).

Он вспомнил, что ветер в тундре меняет своё направление очень часто, тогда он откопал снег и обратил внимание на то, куда наклонена трава под снегом, потому что первый господствующий ветер осенью бывает северным, это очень важно.

Так он определил местонахождение севера и отправился в путь — принятие решения.

Но каждый раз останавливался, чтобы откапывать снег и проверять правильность направления своего пути — промежуточный контроль и коррекция действий.

Таким образом, он благополучно добрался до балка (жилище на полозьях), где его ждала любимая и счастливая семья.

Итак, мы видим, что:

Таким образом, мы приходим к выводу, что, чем выше уровень самостоятельной организации продуманных действий, тем он:

  1. легче овладевает новыми видами деятельности,
  2. увереннее чувствует себя в незнакомых ситуациях,
  3. стабильнее успешен в привычных сферах жизни.

Подведём итоги для структуризации функциональные компонентов самоорганизации:

  1. Мотивация →
  2. целеполагание →
  3. анализ ситуации →
  4. планирование →
  5. самоконтроль →
  6. волевая саморегуляция →
  7. самокоррекция.

Интересно, каким образом у восьмилетнего школьника оказалась сформирована самоорганизация, которая свидетельствует о хороших аналитических способностях выделять значимые условия достижения цели?

Систематизация знаний упрощает формирование знаниевых компетенций

Безусловно, суровые природно-климатические экстремальные условия жизни северян, благодаря пытливости детского ума, систематизируют житейские знания, переходящие в социокультурный опыт когнитивно-образовательной деятельности личности ребёнка.

Затем, этот собственный опыт на подсознательном уровне формируется в привычку — стремления выжить и жить в гармонии с природой.

Ни для кого не секрет, что именно социокультурный опыт когнитивно-образовательной деятельности личности ребёнка и есть МЕНТАЛИТЕТ.

Знаниево-мыслительная деятельность регулирует волю

Потому что в экстремальных условиях быстрее происходит аналитико-синтетический процесс знаниево- мыслительной деятельности. А волевая саморегуляция в таких условиях играет первостепенную роль, потому что «человек с высоким уровнем волевой регуляции может целенаправленно регулировать свои психические процессы и реализовывать свои планы» (О. Б. Рогова, 2005, с. 146).

Очевидно, чтобы школьник из тундры мог и за школьной партой мыслить, творить и исследовать, ему нужен дидактический этноматериал, который бы напоминал о таких жизненных, но уже абстрактных ситуациях.

Потому что все незнакомые предметы, явления и процессы, о которых они читают в учебнике, абстрагируют школьника от его окружающей действительности, следовательно, он не видит в этом надобности думать.

Ребёнок во время школьных занятий находится, как бы, в виртуальном мире.

Следовательно, таймырские исследования  утвердительно доказали необходимость и достаточность разработки этнодидактического пособия самообучения математике.

Более того, дидактические этноматериалы запустили механизм самообучения:

  1. школьники думали, вспоминая и представляя,
  2. приобретали новые математические знания, чтобы  творить — комбинировать уже имеющиеся знания,
  3. самосовершенствовались, саморазвивались,  а «…развитие есть процесс образования и возникновения нового» (Л. С. Выготский, 2001, с. 180).

Генеральная цель этнопособия

Этнодидактическое пособие самообучения математике  «Занимательная математика северян» носит:

  1. обучающий характер, запускающий механизм САМООБУЧЕНИЯ,
  2. творческий характер, требующий активизацию когнитивно-образовательной деятельности добывания новых знаний через расширение уже имеющихся,
  3. личностный характер, когда личность ребёнка самообразовывается через организацию собственной знаниево-мыслительной активности.

Таким образом, содержание и структура этнопособия самообучения математике решают проблему:

  1. научности самообразования,
  2. проблему установления связи объективной действительности («мир вещественных объектов») и научной действительности («мир идеальных объектов»).

Причины разработки этнопособия самообучения математике

Однако в результате проведённого анализа психолого-педагогической, методической литературы и анализа передового педагогического опыта, многолетней педагогической практики мне удалось выявить некоторые противоречия, которые явились причиной составления и написания этнодидактического пособия самообучения математике «Занимательная математика для северян»:

Очевидно, вышеназванное этнопособие самообучения математике способствует созданию таких условий самообучения, которые в наибольшей мере способствуют формированию когнитивно-образовательной деятельности личности школьника,  благодаря активному включению их в коммуникативно-регулятивное сотрудничество (А. В. Волков, 2005, с. 121).

Цель этнодидактического пособия состоит в том, чтобы:

  1. реализовать положения культурно-исторической концепции развития ребёнка,
  2. формировать когнитивно-образовательную деятельность в формате коммуникативно-регулятивного сотрудничества, исследовательские  умения и навыки, которые требуются от члена современного общества в самых различных сферах жизни.

Задача этнодидактического пособия самообучения математике – запустить процессы самообучения, саморазвития и самоорганизации когнитивно-образовательной деятельности в  коммуникативно-регулятивном сотрудничестве с педагогами и родителями в ходе личностно-интеллектуального процесса самообучения.

Условия для стимулирования личностной мотивации

Безусловно, в этнопособии личностная мотивация самообучения определена:

1) семейной ситуацией;

2) возрастной особенностью героев пособия, которые, с одной стороны, являются сверстниками, а с другой стороны, из их реального мира, которые тоже допускают ошибки по невнимательности или по незнанию каких-то правил, алгоритмов и т.д.

Ряд исследователей доказали, что нахождение чужой ошибки стимулирует когнитивно-образовательную деятельность, исследуя и творя.

В ходе чтения диалога и мысленного спора с персонажами этнопособия у личности ребёнка заметно поднимается уровень самооценки, что влечёт за собой такое ценное качество, как уверенность в себе.

3) рассуждением героев этнопособия, которые всё время размышляют вслух, спорят и находят истину методом проб и ошибок.

Их рассуждения втягивают ребёнка в когнитивно-образовательную деятельность, следовательно, он, умозаключая, развивая речь и мышление, получает новые знания, через подтверждение или опровержение уже имеющихся в его житейском опыте спонтанных знаний, тем самым, их расширяя.

Потому что через рассуждение (коммуникативно-познавательную деятельность) школьник более глубоко осознаёт и целостно осмысливает конкретное содержание  учебного этноматериала по математике и, что помогает ему избежать формального отношения к последнему.

Следовательно, личность ребёнка, на основе полученных знаний, находит оптимальные способы осуществления осознанных и осмысленных действий в новых познавательных ситуациях.

4) советом, рекомендациями, уточнениями и рассуждениями представителей животного мира:

Они советуют школьнику использовать конкретную инструкцию, алгоритм или структурно-логическую схему при выполнении того или иного математически-житейского задания.

Они «выдают» материально зафиксированную последовательность действий, то есть алгоритм  предметных действий. С их помощью самообучающаяся личность школьника может:

  1. наглядно представить логико-смысловую структуру рассуждения-умозаключения и рассуждения-доказательства (А.В. Волков) определённого задания,
  2. логически установить правильную последовательность действий,
  3. доказательно проверить логическую состоятельность проведённого рассуждения.

5) системой заданий по самопроверке (В.О. Пунский), познавательных (И.К. Журавлёв, И.Я. Лернер), учебно-логических заданий (П.М. Эрдниев), практических (В.Ф. Панов, П.М. Эрдниев и др.).

Читабельность этнопособия самообучения математике

В этнопособии самообучения математике каждая страничка – это новая житейская ситуация, которая:

  1. формирует мировоззрение школьника,
  2. позволяет проникать в сущность предметов, процессов и явлений,
  3. способствует установлению существенных признаков, связи и отношения изучаемых объектов, недоступные чувственному познанию,
  4. формирует компетентность — создавать объективную картину природной и социальной действительности.

В этнодидактическом пособии самообучения математике нет ни одной ситуации, когда бы школьник не рассуждал.

В каждой житейской ситуации не применял бы,

а) целый комплекс умственных операций:

б) когда он, общаясь со сверстниками, родителями и педагогами, развивает грамотную математическую и коммуникативную русскоязычную речь, которые благодаря «опорным сигналам» и «листу самоконтроля» так актуальны в условиях двуязычия.

Речь личности школьника становится:

Осознанность и осмысленность формирования КОД

Навыки коммуникативно-регулятивного сотрудничества способствуют успешности ребёнка в жизни

Таким образом, необходимо использовать мыслительные операции и формы теоретического мышления в когнитивно-образовательной деятельности школьника.

И, прежде всего, в готовности и способности в изменившейся ситуации осознанно и успешно выполнять совокупность действий, составляющих содержание когнитивно-образовательной деятельности по осуществлению рассуждения на основе уже имеющихся знаний.

Однако в ходе исследований самообучения детей рассуждению А.В. Волков (А.В. Волков, 2005, с. 126) мы обнаружили и обобщили следующие негативные моменты учебно-воспитательного процесса:

  1. нечёткое формулирование вопросов к предмету рассуждения.
  2. отсутствие чёткой структуры в проводимых умозаключениях и доказательствах.
  3. избыток (недостаток) суждений, используемых в ходе рассуждения.
  4. выводы лишены обоснованности;
  5. несоответствие вывода исходной цели рассуждения.

 

Мыслительно-рассудительная активность

К сожалению, результат диагностической работы № 1 выявил все эти негативные моменты формирования мыслительно-рассудительной деятельности школьников.

Более того, на основе вышеизложенного можно утверждать, что формирование умения самообучающейся личности школьника рассуждать является одним из приоритетных направлений личностно-интеллектуального процесса самообучения и её комплексного развития, а значит, преподавание в школе уже не будет вестись по принципу: «Не понял – заучи, а понимание придёт потом». Самообучающаяся личность школьника должна понять здесь и сейчас. Следовательно, школьника надо учить не математике, а математикой.

В этой связи, следует особо остановиться на теоретической базе наших исследований:

  1. положения культурно-исторической теории развития ребёнка Л.С. Выготского;
  2. общая структура осмысленной деятельности А.Н. Леонтьева;
  3. аналитико-синтетический метод исследования С.Л. Рубинштейна;
  4. идеи теории укрупнения дидактических единиц П. М. Эрдниева;
  5. организационно-методическая система обучения В. Ф. Шаталова;
  6. положения теории этнопедагогики Г.Н. Волкова.

Этнодидактическая модель самообучения

Именно эта база определила структуру и содержание этнодидактической модели целостного личностно-интеллектуального процесса самообучения, в котором формируется когнитивно-образовательная деятельность в формате коммуникативно-регулятивного сотрудничества триады субъектов «Три-Л».

А также разработаны принципы, методы, форма и средство модели этнодидактического принципа самообучения.

Особо следует заметить, что именно результаты полевых психолого-этнодидактических исследований школьников в неоднородной социокультурной среде Таймыра определили идею разработки экспериментатором этих исследований социокультурный бизнес-проект «Этнокультурный общеобразовательный комплекс» в одном из самых географически отдалённом тундровом посёлке Сындасско.

Данная этнодидактическая модель включает в себя следующие компоненты:

В монокультуре у ребёнка:

  1. развиваются личностные качества:
  2. сознание,
  3. самосознание,
  4. мышление,
  5. формируется умение мыслить (размышлять).

Между тем, в поликультурной среде развивается речь, а вместе с ней и теоретическое мышление;

  1. субъект образования, где показана смена позиции «ученик» на «самообучающуюся личность школьника».
Образовательный процесс Социальная среда и её факторы развития Субъект образования
Учебно-воспитательный

процесс

Монокультурная среда

Факторы: родной язык, семейное воспитание, культурно-бытовой уклад.

Ученик

(с 6 до 11 лет)

Личностно-интеллектуальный процесс самообучения Социокультурная образовательная среда

Факторы: поликультурное образовательное пространство, географическая мобильность.

 

Самообучающаяся

личность

(с 11 до 17 лет и боле

Преемственность как факт перестройки системы отношений

Цель моделируемого личностно-интеллектуального процесса самообучения такова –  «научные понятия»формируются через когнитивно-образовательную деятельность, способствующей повышению качества математических знаний школьника.

Следовательно, при проектировании процесса формирования преемственности интеллектуального, психического и личностного развития происходит:

  1. овладение самообучающейся личностью школьника основой когнитивно-образовательной деятельности,
  2. формирование необходимых знаниевых компетенций в личностно-интеллектуальном процессе самообучения.

Преемственность может возникнуть как факт перестройки системы:

а) межфункциональных взаимодействий:

б) межличностных отношений.

Дидактическое этнопособие как средство реализации технологии самообучения

Смею заметить, что дидактический этноматериал для самообучения математике придаёт предметность всему личностно-интеллектуальному процессу формирования когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности школьника.

Разумеется, этнодидактическое пособие самообучения  математике выступает в качестве дидактического средства реализации технологии этнодидактического самообучения.

Несомненно, цель этнодидактической модели самообучения определяет:

  1. условия,
  2. содержание,
  3. средства,
  4. способы организации когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности школьника.

Прежде всего, когнитивно-образовательная деятельность целенаправлена на формирование личностно-интеллектуальных компетенций, так важных в современном динамически изменяющемся обществе.

Итак, основным механизмом реализации цели и содержания этнодидактической модели личностно-интеллектуального процесса самообучения школьника является взаимосвязанная когнитивно-образовательная деятельность триады субъектов (педагога, родителя и ребёнка).

А условием её осуществления является использование разработанного этнодидактического обеспечения личностно-интеллектуального процесса самообучения.

Кроме того, следует особо обратить внимание на то, что технология этнодидактической модели самообучения личности школьника объединила (интегрировала) в себе интеллектуальные программы:

  1. «ситуативная конкретика»,
  2. «опорные сигналы»,
  3. «лист самоконтроля»,
  4. «самопроверка»,
  5. «диагностический тест самообучения»,
  6. «иллюстрированный трилингвальный словарь».

Мотивационное управление КОД

Следовательно, задача педагога заключается в осуществлении мотивационного управления когнитивно-образовательной деятельностью самообучающейся личности:

Задачи когнитивно-образовательной деятельности

Несомненно, когнитивно-образовательная деятельность самообучающейся личности школьника заключается:

  1. в осознании субъективной роли в личностно-интеллектуальном процессе самообучения.
  2. в умении вести диалог с помощью рассуждения и размышления.
  3. в сознательном овладении когнитивно-образовательной деятельностью в ходе коммуникативно-регулятивного сотрудничества с педагогами, родителями и сверстниками.
  4. в активном применении умений обосновывать выводы и аргументировано доказывать.

Безусловно, этнодидактическая модель личностно-интеллектуального процесса самообучения осуществляет межвозрастную и межпредметную преемственности школьного образования, которые проявляются в том, что привносит некие изменения в содержание и корректирует результат предыдущей стадии комплексного развития школьника каждый последующий компонент модели:

  1. ученик → самообучающаяся личность;
  2. монокультурная социальная среда → поликультурная социальная среда;
  3. учебно-воспитательный процесс → личностно-интеллектуальный процесс .

Непрерывная целостность комплексного развития ребёнка

В итоге внутренняя структура личностно-интеллектуального процесса самообучения представляет собой непрерывную целостность интеллектуального, психического и личностного развития школьника.

Следовательно, благодаря внешним связям моделируемый личностно-интеллектуальный процесс самообучения является открытой динамической системой, которая может адаптироваться в зависимости от этнокультурной социальной среды многоэтничной Российской Федерации и накладываться на материал различных школьных предметов.

Более того, прогностический характер теоретико-практической этнодидактической модели личностно-интеллектуального процесса самообучения заключается в том, что на её основе можно построить и предвидеть не только, целостную когнитивно-образовательную деятельность самообучающейся личности школьника, а также отдельные её компоненты в динамике.

Таким образом, особенностью этнодидактической модели  личностно-интеллектуального процесса самообучения является её:

  1. системность,
  2. целостность,
  3. прогностичность.

Все эти три вида особенности и уникальности этнодидактической модели самообучения представляют собой чрезвычайную важность для преемственности интеллектуального, психического и личностного развития школьника.

 

Дидактические принципы модели самообучения

Общеизвестно, что успех любого учебника, учебного пособия зависит от степени реализации дидактических принципов в совокупности.

Рассмотрим каждый классический принцип дидактики обучения в контексте этнодидактической модели личностно-интеллектуального процесса самообучения:

Эффективность этнодидактической модели самообучения

В дополнении к этому нужно отметить, что эффективность личностно-интеллектуального процесса самообучения зависит от смыслообразующей триады мотивов:

  1. личностного смысла — Зачем?;
  2. интеллектуального  смысла новых знаний — Что именно усваивается?;
  3.  формирования  и развития:

Другими словами, современный педагог обязан владеть знаниями о закономерностях развития психики и личности школьника в онтогенезе.

Единица сохраняет все свойства ЦЕЛОГО

Следовательно, необходимо исследовать личностно-интеллектуальный процесс самообучения в естественных социокультурных условиях самообучения и саморазвития личности школьника, затем разработать социокультурный психодидактический инструмент для рядового педагога.

Потому что этнокультурная среда жизнедеятельности является единицей целой общества. А школьное образование в этнокультурной среде, в свою очередь, является единицей анализа российского школьного  образования, то есть сохраняет его особенности.

Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского единицей анализа может быть только та часть целого, которая сохраняет все свойства целого.

Мы считаем, что в содержании и форме этнодидактического пособия самообучения математике имеет место двусубъектность (Л.С. Выготский, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова):

  1. школьник-читатель находится в ситуации конкретной семьи Жарковых.
  2. школьник – самообучающаяся личность:

Важно заметить, что этнодидактическое пособие самообучения  математике целиком и полностью построено на основе деятельностного подхода к процессу самообучении детей.

Потому что при таком подходе усвоение новых математических, социокультурных знаний, новых интеллектуальных, когнитивных (сознательных) действий происходит одновременно, то есть при действии распознавания, школьник усваивает  и понятие о распознаваемом классе объектов. Например, при усвоении «десятичной дроби» можно использовать ранее сформированные действия с «обыкновенными дробями», что является и примером предметной преемственности за счёт обогащения новым понятием. Следовательно, понятия, усвоенные с помощью действия распознавания, могут быть использованы для формирования мыслительных операций:

Кроме того, этнодидактическое пособие самообучения математике является комплексом шести интеллектуальных  программ, цель каждой из которых заключается в формировании «высших психических функций» самообучающейся личности школьника.

Логические взаимопереходы интеллектуальных программ самообучения

Взаимопереходы интеллектуальных программ этнодидактического пособия самообучения математике можно представить в виде схемы:

Достаточно заметить, что в этнодидактическом пособии самообучения математике  интеллектуальная программа «ситуативная конкретика»:

  1. связывает научное мышление со стихийным способом формирования и развития мышления, с семьёй.
  2. в виде житейской ситуации в непроизвольном режиме обучает ребёнка решать школьные текстовые задачи, которые, по сути своей, должны учить ребёнка думать, анализировать и т.д.

Более того, в этой программе установлена внутренняя (психологическая) связь между математическими знаниями и общеобразовательными базовыми компетенциями:

  1.  писать,
  2. читать,
  3. считать.

В интеллектуальных программах «опорные сигналы» и «лист самоконтроля» новые математические понятия, с одной стороны, связаны между собой логическими отношениями, а с другой — даются в системе.

Что же касается программы школьной математики, то достаточно сказать, что она содержит необходимые академические знания по математике.

Инвариант как условие разгрузки школьных программ

В современных условиях Крайнего Севера наиболее актуальным является то, что в содержании математической программы необходимо выделить инвариант, чтобы избежать перегрузки учебных программ. Потому что за счёт суровых природно-климатических условий, стабильной низкой температуры воздуха (от -50°С до -60°С), учебный год на Севере составляет не 9 месяцев, а 5-6 месяцев.

Следовательно, актуально формировать мышление на базе семантической памяти, а не добиваться механического запоминания, на что и в настоящее время ориентируется традиционный метод школьного обучения, не обращая должного внимания на формирование словесно-логического мышления.

Несомненно, дети северных этносов, других народов и народностей, российских деревень в силу своей практической ориентированности в жизни чаще склонны к причинно-следственной связи явлений и событий, нежели к механическому запоминанию без смысловой нагрузки, которое стимулируют, как правило, ныне действующие учебники.

Безусловно, логически-смысловая память требует иного запоминания.

Мыслящая память и думающее восприятие есть составляющие этноязыкового сознания

Схема мыслительной памяти и интеллектуального восприятия

Иными словами, «…память становится мыслящей, а восприятие думающим» (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.Ф. Талызина).

Этот важный факт доказали 131 учащихся из экспериментальных школ, школ-интернатов Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края.

  1. В этом контексте этноязыкового сознания личности ребёнка, данное этнопособие является «мостиком» в переходном этапе, для психологической адаптации школьника к новым социально-образовательным условиям его обучения и развития. Оно решает проблему «школьной неуспешности», которую можно изобразить причинно-следственной схемой:
  2. неумение учиться →
  3. плохое понимание →
  4. низкая самооценка →
  5. высокая психологическая тревожность ребёнка.

Триада самоопределения

Особенно интересно отметить, что началом личностно-интеллектуального процесса школьного самообучения является  триада самоопределения:

  1. цель самообучения — зачем? для чего?;
  2. содержание и форма самообучения — чему?;
  3. технология самообучения — как?.

Таким образом, когнитивное саморазвитие личности школьника основывается на событийных последовательностях объективной действительности.

Кроме того, «… базовый уровень представления знаний в иерархии отношений, восходящей через планы к целям и мотивам» (Nelson, 1981, p.101).

Несомненно, содержание интеллектуальной программы «ситуативная конкретика» так разработано, что житейские знания обогащаются в процессе протекания событий в социокультурной среде жизнедеятельности, что облегчает ребёнку последующую координацию в программе школьной математики.

Контекстные сценарии педагогов и родителей

Событийный метод самообучения способствует взаимопониманию. Девочки-участницы эксперимента прибежали прощаться, увидев что мы уже отъезжаем. Пришлось остановить двигатель снегохода, чтобы не прерывать поток позитивных эмоций, который запечатлён в кадре

В этой связи, будет уместным напомнить, что Кэтрин Нельсон (Nelson, 1981, 1986) отмечает, что дети растут в контекстах, контролируемых взрослыми и по «взрослым» сценариям.

Таймырский эксперимент показал и доказал, что школьники в ходе чтения текстов «ситуативная конкретика» непроизвольно включались в ролевое поведение.

Идею событийного метода подачи информации подтверждают и исследования Дж. Брунера, для которого связь событий во времени составляют самую суть человеческого мышления.

Между тем, структура и содержание этнодидактического пособия самообучения математике гармонично подтверждает идею Р.Д. Андраде, который ввёл в своё время два вида когнитивных структур – схемы и символы.

Где, схемы составляют идеальную сторону «артефактов» (М. Коул). Это абстрактные психические объекты.

Символы – это физические объекты: слова, фразы, рисунки и другие материальные объекты. А язык – это система артефактов.

Безусловно, таймырский школьный эксперимент в условиях полевых исследований подтвердил истинность того, что процесс самообучения личности ребёнка возможна только в контексте социокультурной среды (Уэбстер).

Контекст, как известно, представляет собой целостность, обеспечивающая согласование всех частей.

Но, что ещё важно при разработке этнодидактического пособия самообучения математике — это некий кирпичик решения «социальных проблем образования» (Ф.Г. Зиятдинова, 1999).

Следовательно, этнопособие самообучения математике, как «Культурное опосредование предполагает такие изменения в развитии, при которых, деятельность предыдущих поколений аккумулируется в настоящем как специфически человеческая составляющая среды» (М. Коул, 1997).

Итак, когнитивно-образовательная деятельность самообучающейся личности школьника и практика её самообучения возникают в процессе самообучения как:

  1. посредник,
  2. продукт,
  3. предварительное условие саморазвития личности.

Естественно, что каждая интеллектуальная программа этнопособия самообучения математике несёт свою целевую установку — психологическую нагрузку.

Смею заметить, что ещё не единожды ИНТЕГРАЛ программ формирования и развития детского интеллекта будет описан в других статьях.

 

 

Exit mobile version