Этнопсихологическая дидактика самообучения, по сути своей, реализует все принципы «Психологии школьной этнодидактики» и интеллектуальные программы самообучения.
Только интерес позволит запомнить информацию…
укоренить в сознании ребёнка идею и
включить её в систему других идей
Мария Монтессори
Основные понятия этнодидактического подхода
Самообучающаяся личность – это личность, которая сама проектирует свою образовательную траекторию, индивидуализируя программу интеллектуального, психологического и личностного развития.
Следует заметить, что с 2,5 до 5,5 лет эта программа саморазвития, самообразования реализуется скорее на подсознательном уровне. А с 5.5 лет информация, полученная из окружающей реальности, после того, как правое полушарие сформировало образное мышление, начинает приобретать вербальный характер на сознательном уровне.
Кроме того, левое полушарие контролирует речь и формирует базовые навыки:
- письма,
- чтения,
- счёта.
При формировании навыков счёта следует воспользоваться методом «Ментальная арифметика», в котором задействованы пальцы рук, речь и мысленный образ «абакуса».
В качестве наглядного примера приведу реальные уроки.
Урок №1. Ментальная арифметика. Знакомство с Абакусом.
Урок № 2. Ментальная арифметика. Сложение.
Урок №3. Ментальная арифметика. Повторение и продолжение.
Эти три урока пусть ребёнок смотрит и воспроизводит сказанное, увиденное и услышанное САМ!!!
Эти видео-уроки не для взрослых, потому что они будут тормозить детское целостное восприятие.
Поэтому для взрослых я предлагаю видео-урок с основателем этой методики в Казахстане.
Бердибекова Гульжан. Ментальная арифметика
Личностно-интеллектуальный процесс самообучения
Ни один педагог, ни один родитель не способен прогнозировать мыслительно-знаниевую активность ребёнка, потому что только он сам, руководствуясь интуицией (правое полушарие) и логикой (левое полушарие) способен сформировать те знаниевые компетенции, благодаря которым самообучающаяся личность ребёнка становится:
- талантливой;
- более конкурентоспособной;
- уникальной по своим способностям.
Однако на сегодняшний день не всегда педагоги обращают столь пристальное внимание на менталитет, на этноязыковое сознание, что наталкивает на идею об этнодидактическом подходе к самообучению.
Этнодидактический подход к самообучению
Этнодидактический подход к самообучению осуществляется в процессе восприятия и переработки информации, полученной из окружающей действительности ребёнком, образующей основу его социального, личного житейского опыта в условиях развивающей социокультурной среды его проживания и жизнедеятельности.
- Содержание этнопособия провоцирует, мотивирует личность ребёнка к её включению в когнитивно-образовательную деятельность.
- Житейский и вербальный опыт ребёнка, сформированный долганскими сказками, пословицами, загадками, поговорками, скороговорками и т.д., служит материалом для логической переработки теоретической, фактографической и рефлексивной информационной абстракции.
- Жизненные сценарии, описанные в этнопособии по математике, формируют у ребёнка готовность к разумному поведению в проблемных ситуациях.
- Личностно-интеллектуальный процесс закономерного осмысления ребёнком фундаментальных математических понятий, правил, аксиом и теорем способствует гармонизации обеих полушарий головного мозга.
- «Опорные сигналы» и «Лист самоконтроля» способствую формированию речевых навыков, потому что под влиянием речи формируется сознание и самосознание, взгляды, убеждения, интеллектуальные, моральные и эстетические чувства, воля и характер школьника. С помощью речи психические процессы самообучающейся личности ребёнка становятся произвольными, управляемыми.
Чрезвычайно важным моментом в личностно-интеллектуальном процессе самообучения является реализация принципов этнопособия:
- принцип единства сознания личности ребёнка и содержания когнитивно-образовательной деятельности.
- Принцип самообучения, самообразования и саморазвития.
- Принцип личностной триады: ребёнка, родителя и педагога.
Между тем, в личностно-интеллектуальном процессе самообучения личности ребёнка необходимо учитывать:
- биологическую составляющую — тип нервной системы, определяющего темперамент;
- социальную составляющую — преемственность как передачу опыта от поколения к поколению;
- активность самообучающейся личности — взаимодействие с окружающими людьми, умение работать в команде; действительностью, приспособление к ней, её изменение. Потому что, любое слово, будучи знакомо, с одной стороны, замещает реальный предмет или явление, а с другой – выступает средством добывания новых знаний и является орудием общения и познания окружающей действительности.
Иначе говоря, любое слово используется школьником как субъектом для получения, хранения, передачи и преобразования познавательной информации с опорой на его личный социокультурный опыт, влияющий на формирование сознания школьника.
В этом случае у самообучающейся личности ребёнка формируется способность:
- думать,
- чувствовать,
- желать познавать объективный мир предметов, явлений и процессов, событий и людских отношений.
Примечательно то, что в «Ситуативной конкретике» этнопособия самообучения математике используются способы:
- визуальной подачи,
- приёма,
- переработки информации, существенно дополняющих текстовое изложение (диалоги персонажей).
Таким образом, «Ситуативная конкретика»:
- усиливает интуицию школьника, которая носит ситуативный характер познавательных явлений окружающей действительности,
- формирует и развивает монологическую, мыслительную, диалогическую виды речи, связывая тем самым со всеми сторонами сознания ребёнка, формируя его как самообучающуюся личность.
Психологический механизм
когнитивно-образовательной деятельности
Когнитивно-образовательная деятельность обеспечивает:
1) чтение примеров жизненных ситуаций, втягивающих школьника в познавательную, мыслительную, речевую деятельность — приём внешних воздействий.
2) преобразование полученной информации в «Опорных сигналах» (кодирование) и сохранение, вербальное воспроизведение одновременно декодирование и переработка расшифрованной информации;
3) содержание «Листа самоконтроля» способствует вербальному воспроизведению ключевых понятий, алгоритмов и правил с приведением своих примеров — обратная связь;
4) форма и содержание «Самопроверки» способствует активизации самостоятельной деятельности для формирования знаниевой компетенции;
5) содержание диагностических тестов самообучения способствует формированию навыков самопроверки, самооценивания, самоанализа и самокоррекции.
Таким образом, методы самообучения, описанные выше в виде интеллектуальных программ, способствуют гармоничному развитию левого и правого полушарий головного мозга ребёнка, на которые влияют этнокультурные аспекты окружающей реальности.