Site icon etnorazum.ru

Этнопсихологическая дидактика самообучения

Примерное время на чтение статьи: 3 минуты

Этнопсихологическая дидактика самообучения, по сути своей, реализует все принципы «Психологии школьной этнодидактики» и интеллектуальные программы самообучения.

Только интерес позволит запомнить информацию…

укоренить в сознании ребёнка идею и

включить её в систему других идей

Мария Монтессори

 

Основные понятия этнодидактического подхода

Самообучающаяся личность – это личность, которая сама проектирует свою образовательную траекторию, индивидуализируя программу интеллектуального, психологического и личностного развития.

Следует заметить, что с 2,5 до 5,5 лет эта программа саморазвития, самообразования реализуется скорее на подсознательном уровне. А с 5.5 лет информация, полученная из окружающей реальности, после того, как правое полушарие сформировало образное мышление, начинает приобретать вербальный характер на сознательном уровне.

Безусловно, левое полушарие начинает более бурно развиваться, когда правое полушарие создало целостность образа, эмоционально насыщенного и рассмотренного, исследованного, изученного с разных сторон.

Кроме того, левое полушарие контролирует речь и формирует базовые навыки:

При формировании навыков счёта следует воспользоваться методом «Ментальная арифметика», в котором задействованы пальцы рук, речь и мысленный образ «абакуса».

В качестве наглядного примера приведу реальные уроки.

Урок №1. Ментальная арифметика. Знакомство с Абакусом.


Урок № 2. Ментальная арифметика. Сложение.

Урок №3. Ментальная арифметика. Повторение и продолжение.

Эти три урока пусть ребёнок смотрит и воспроизводит сказанное, увиденное и услышанное САМ!!!

Эти видео-уроки не для взрослых, потому что они будут тормозить детское целостное восприятие.

Поэтому для взрослых я предлагаю видео-урок с основателем этой методики в Казахстане.

Бердибекова Гульжан. Ментальная арифметика

Личностно-интеллектуальный процесс самообучения

Личностноинтеллектуальный процесс самообучения – это процесс реализации индивидуальной образовательной траектории, в ходе которой происходит личностное развитие ребёнка.

Ни один педагог, ни один родитель не способен прогнозировать мыслительно-знаниевую активность ребёнка, потому что только он сам, руководствуясь интуицией (правое полушарие) и логикой (левое полушарие) способен сформировать те знаниевые компетенции, благодаря которым самообучающаяся личность ребёнка становится:

Однако на сегодняшний день не всегда педагоги обращают столь пристальное внимание на менталитет, на этноязыковое сознание, что наталкивает на идею об этнодидактическом подходе к самообучению.

Этнодидактический подход к самообучению

Этнодидактический подход к самообучению осуществляется в процессе восприятия и переработки информации, полученной из окружающей действительности ребёнком, образующей основу  его социального, личного житейского опыта в условиях развивающей социокультурной среды его проживания и жизнедеятельности.

В этой связи не будет лишним остановиться на некоторых моментах разработки интеллектуальных программ, как практических методов, этнодидактического пособия самообучения математике:

  1. Содержание этнопособия провоцирует, мотивирует личность ребёнка к её включению в когнитивно-образовательную деятельность.
  2. Житейский и вербальный опыт ребёнка, сформированный долганскими сказками, пословицами, загадками, поговорками, скороговорками и т.д., служит материалом для логической переработки теоретической, фактографической и рефлексивной информационной абстракции.
  3. Жизненные сценарии, описанные в этнопособии по математике, формируют у ребёнка готовность к разумному поведению в проблемных ситуациях.
  4. Личностно-интеллектуальный процесс закономерного осмысления ребёнком фундаментальных математических понятий, правил, аксиом и теорем способствует гармонизации обеих полушарий головного мозга.
  5. «Опорные сигналы» и «Лист самоконтроля» способствую формированию речевых навыков, потому что под влиянием речи формируется сознание и самосознание, взгляды, убеждения, интеллектуальные, моральные и эстетические чувства, воля и характер школьника. С помощью речи психические процессы самообучающейся личности ребёнка становятся произвольными, управляемыми.

Чрезвычайно важным моментом в личностно-интеллектуальном процессе самообучения является реализация принципов этнопособия:

Между тем, в личностно-интеллектуальном процессе самообучения личности ребёнка необходимо учитывать:

  1. биологическую составляющую — тип нервной системы, определяющего темперамент;
  2. социальную составляющую — преемственность как передачу опыта от поколения к поколению;
  3. активность самообучающейся личности — взаимодействие с окружающими людьми, умение работать в команде; действительностью, приспособление к ней, её изменение. Потому что, любое слово, будучи знакомо, с одной стороны, замещает реальный предмет или явление, а с другой – выступает средством добывания новых знаний и является орудием общения и познания окружающей действительности.

Иначе говоря, любое слово используется школьником как субъектом для получения, хранения, передачи и преобразования познавательной информации с опорой на его личный социокультурный опыт, влияющий на формирование сознания школьника.

В этом случае у самообучающейся личности ребёнка формируется способность:

  1. думать,
  2. чувствовать,
  3. желать познавать объективный мир предметов, явлений и процессов, событий и людских отношений.

Примечательно то, что в «Ситуативной конкретике» этнопособия самообучения математике используются способы:

Таким образом, «Ситуативная конкретика»:

  1. усиливает интуицию школьника, которая носит ситуативный характер познавательных явлений окружающей действительности,
  2. формирует и развивает монологическую, мыслительную, диалогическую виды речи, связывая тем самым со всеми сторонами сознания ребёнка, формируя его как самообучающуюся личность.

Психологический механизм

когнитивно-образовательной деятельности

Когнитивно-образовательная деятельность обеспечивает:

1) чтение примеров жизненных ситуаций, втягивающих школьника в познавательную, мыслительную, речевую деятельность — приём внешних воздействий.

2) преобразование полученной информации в «Опорных сигналах» (кодирование) и сохранение, вербальное воспроизведение одновременно декодирование и переработка расшифрованной информации;

3) содержание «Листа самоконтроля» способствует  вербальному воспроизведению ключевых понятий, алгоритмов и правил с приведением своих примеров — обратная связь;

4) форма и содержание «Самопроверки» способствует активизации самостоятельной деятельности для формирования знаниевой компетенции;

5) содержание диагностических тестов самообучения способствует формированию навыков самопроверки, самооценивания, самоанализа и самокоррекции.

Таким образом, методы самообучения, описанные выше в виде интеллектуальных программ, способствуют гармоничному развитию левого и правого полушарий головного мозга ребёнка, на которые влияют этнокультурные аспекты окружающей реальности.

 

Exit mobile version