Вся наша жизнь – постоянные упражнения в решимости
М. Монтессори
Решительность ребёнка имеет прямую связь с его:
- самоопределением в той или иной деятельности;
- волевыми усилиями;
- произвольным вниманием;
- мышлением;
- интеллектом.
Но мерилом всех составляющих решительности, мы думаем, являются всё-таки компетенции, которые обусловливают успешность и быстроту усвоения личностью тех или иных видов деятельности. Между тем, компетенции в основе своей всегда содержат определённые знания, которые по природе своей создают порядок детского ума.
Нам остаётся обратить внимание на то, что сознание личности ребёнка формируется в ходе неоднократных повторений, упражнений в наблюдении, сравнении, анализа, синтеза и обобщения ошибок, которые образуют новообразования как качественные изменения психических функций:
- внимания,
- памяти,
- восприятия,
- воображения,
- речи,
- мышления.
Но эти психические функции трансформируются в «высшие психические функции» только если есть воля, с помощью которой личность ребёнка управляет своей мыслительной деятельностью (доводы ума, багаж знаний) и регулирует собственное поведение.
Вместе с тем, ребёнок может упражнять волю, формировать её только в случае его плодотворного коммуникативно-регулятивного содействия, сотворчества, сотрудничества с кем-то в повседневной жизни, формируя навыки социального взаимодействия.
Таймырский эксперимент со школьниками показал и доказал, что ребёнок может проявить решительность, решимость только при условии предоставления свободы в грамотно организованной личностно-интеллектуальной среде самообучения и саморазвития его личности.
И действительно, результаты таймырского эксперимента недвусмысленно свидетельствуют в пользу положения педагогики М. Монтессори. В ходе изучения «обыкновенных и десятичных дробей» с помощью дидактических этноматериалов в процессе самообучения математике дети приводили в движение внутренние механизмы сравнения, суждения и, тем самым, систематизировали свои знания. И было видно, как от страницы к странице у них формируется и развивается воля, и что робость и сомнения, как тени прежней душевной смуты, исчезали.
Здесь следует обратить внимание на то, что не случайно было выбрано внеурочное время для проведения формирующего эксперимента. Нам необходимо было избежать таких негативных моментов, как затуманивание ума ребёнка нагромождением идей, уроками, которые приходится школьникам учить наизусть как подчинения чужой воле.