Важно знать и понять, что такое «речевое мышление» и «мыслительная речь». Что общего между ними? Что отличает их друг от друга?
Речевое мышление, как и любая «высшая психическая функция» формируется методом «тройного стимула» (З.Н. Ичин-Норбу):
Первый стимул – эмоциональный. Например: «Определи звук».
Второй стимул – вербально-логический. Например: «Определи местоположение звука». Каждый ребёнок, из набора слов выбирает слова, в которых изучаемый звук расположен: в начале слова; в середине слова; в конце слова. В ходе выполнения данного задания-вопроса проявляется уникальность его социокультурного опыта выполнения мыслительный операций: наблюдения, сравнения, анализа и синтеза.
Третий стимул – личностный. Личность ребёнка, сравнивая своё звукопроизношение с звукопроизношением других детей, обобщает свой личный опыт вербально-логического мышления. Он осознанно и осмысленно воспринимает полифонию звуков в чистоговорках.
- Загадки;
- Считалки;
- Пословицы;
- Поговорки;
- Приметы;
- Стихи отечественных авторов;
- Рассказы;
- Сказки;
- Басни.
ПОЭТАПНОЕ
формирование речевого мышления
1-ый этап – чёткое произношение гласных, а затем и согласных.
2-ой этап – развитие артикуляционного аппарата: постановка звука → автоматизация звука → дифференциация звука.
3-ий этап – формирование умений и навыков вслушивания в звучание слов, слышать отдельные звуки в словах и осознанно выполнять звукобуквенный анализ слова.
ТЕХНОЛОГИЯ
формирования речевого мышления
- Произношение звука.
- Графическая запись звука – прописная БУКВА по методике З.Н. Ичин-Норбу.
- Составление слога по методике З.Н. Ичин-Норбу.
- Составление слов: из трёх букв → четырёх букв → пяти букв и т.д.
- Составление простого предложения, которое необходимо поэлементно изобразить схематически: заглавная буква → количество прямоугольников (слов) → точка.