Site icon etnorazum.ru

Идея «Психологии школьной этнодидактики»

Примерное время на чтение статьи: 6 минуты

Концепция «Психология школьной этнодидактики» является сгустком открытий в области науки, по этой причине она не является явлением в теории, но реализуемой на практике.

Истинное наказание нормального человека —

в утрате сознания той личной силы и величия,

которые являются источником его внутренней жизни

М. Монтессори

Для полного понимания того, что было изложено в предыдущих статьях и всего того, что последует ниже, я постраюсь цель и результат фундаментальной идеи концепции «Психология школьной этнодидактики» написать детализированно в форме «Вопросы — ответы».

Цель и результат:

Довольно часто приходится читать в литературе, смотреть телевизионные передачи, где, в основном, как учёные, так и люди без учёной степени, но умеющие здраво мыслить, пишут и говорят: «Школа виновата, в школе таких знаний не дают!».

По сути, виноваты те, кто образовательное учреждение назвал словом «школа». Ведь изначально, слово «школа» означало место, куда, в старину, люди приходили развлекаться. Развлечение, на самом-то деле, означает не что иное, как: творить, публично раскрывать свои таланты пения, игры на музыкальных инструментах, танца, чтения, стихосложения и т.д.

А почему люди рвались в «школу»? Потому что, там была свобода творчества и созидания! Чего не скажешь о современных детях.

Попробуем разобраться по-простому в слове «свобода» для троих хозяев собственного желания, проявляющих активное и энергичное любопытство, в результате удовлетворения которого человек любого возраста, любой профессии становится внимательным, хорошо запоминающим предметы, события, природу. Но при этом он начинает думать. Иными словами, в своей голове творить что-то представлениями увиденного, услышанного, сказанного, прочитанного предмета, события, природного явления, людских споров, бесед, рассказов, сказок, небылиц, анекдотов и т.д.

Можно вышесказанное написать иначе. Слово «Свобода» для триады субъектов когнитивно-образовательной деятельности с точки зрения концепции «Психология школьной этнодидактики».

Коротко? Но ясно ли? Продолжайте, пожалуйста, читать и вдумываться далее. Ведь мозг, будучи ленивым и экономичным органом, обязан трудиться и день, и ночь. А вы не позволяйте ему лениться.

Итак, что такое СВОБОДА?

Для педагога

Свобода проявляется в том, что он путём наблюдения любопытствует за мыслями, вслух сказанными, и конкретными действиями ребёнка, и ведёт наблюдения за изменениями (преобразованиями) личного образа мыслей. Именно такие преобразования определяю вектор саморазвития личности педагога. Здесь ключевая форма помощи со стороны взрослых – не мешать движению мысли и действиям ребёнка-исследователя!

Вывод: педагогу необходимо уважать чувство собственного достоинства ребёнка.

Для ребёнка

Свобода проявляется в его ориентире на предмет, который вызвал у него любопытство, интерес. Он обратил своё пристальное внимание на предмет, который завладел его вниманием по принципу – Что это? Кто это? Хочу всё знать? Дидактические материалы способствуют осознанному познанию ребёнком мира предметов; природных и общественных явлений, процессов; интересных, любопытных событий в конкретных жизненных ситуациях; отношений предметов (над, под, на, за и т.д.); людских взаимоотношений (беседа, спор, интриги и т.д.). Ребёнок не знает (не осознаёт) зачем, почему, куда, но он интуитивно движется по лабиринту жизненных ситуаций.

Стремление ребёнка к свободе выражается в принципе – самопознания (ребёнок начинает изображать собаку, льва, Бэтмана, Спайдермена и т.д.), саморазвития через осознание собственной значимости для родителей. Не надо ребёнку постоянно говорить о любви к нему, он должен чувствовать это, потому что у него сильно органы чувств запрограммированы на их формирование. Приведу типичную ситуацию. Ребёнок увидел мамочку и с радостью побежал к ней, чтобы показать свою работу с числовым лучом, на котором он (в шестилетнем возрасте) научился складывать, вычитать, умножать и делить положительные и отрицательные числа. Ребёнок делился своим открытием, а значит, результатом саморазвития. А мама в ответ: «Ой, какой ты МОЛОДЕЦ! Ты выполнил задание по английскому языку? Я тебя люблю!» и побежала заниматься йогой, шопить и т.д. А ребёнок почувствовал своё одиночество, собственную никчёмность. Знакомо? Грустно!

Для родителей

Свобода выражается, как ни странно это звучит, в собственном личностном развитии. Если педагог наблюдает за ребёнком, чтобы совершенствовать профессиональные качества с помощью разработок и внедрения авторских методик, то родитель наблюдает за ребёнком, чтобы заполнить свои душевные пустоты. А их много! Количество этих пустот в душе находится в прямой пропорциональности (зависимости) от степени свободы выбора на всём пути динамики (движения) возрастного развития. Если внимательно наблюдать за собственным людским окружением, то любой человек заметит, что независимо от количества прожитых лет:

Все эти люди находятся в статике, в состоянии неподвижности, а значит, они не развиваются.

Довольно легко можно заметить человека, который адекватно, закономерно переходил из этапа в этап на пути собственного развития. Как правило, такой человек является объектом зависти и ненависти тех трёх типов «застревальщиков», которые лишили себя возможности, развиваться, но могут с успехом наверстать упущенное. Вперёд!!!

Успешные и конкурентоспособные ЛИДЕРЫ

Чем отличаются эти люди – объекты зависти и ненависти, которые находятся в режиме динамики?

Резюмируя вышеизложенное можно изложить некое РУКОВОДСТВО:

Коммуникативно-регулятивное сотрудничество

Между тем, процесс самообучения возможен только в поле человеческих взаимоотношений, в таком партнёрском взаимодействии, как в коммуникативно-регулятивном сотрудничестве всей триады субъектов когнитивно-образовательной деятельности. Потому что, в каком бы Вы возрасте не прибывали, у Вас всегда есть Вы, Учителя и Родители.

Итак, мы пришли к умозаключению, что самообучающаяся личность – это продукт культуры в конкретном социуме.

Из вышеизложенных рассуждений ясно, что если умные и доброжелательные педагоги и родители создали пространство для любознательности ребёнка, приобрели дидактические материалы (инструменты познания), то ребёнок-Матрица, потому что его внимание будет захвачено любопытством. Это и есть концентрация, сосредоточение внимания, которое дисциплинирует ум ребёнка. Вот что такое самодисциплина!

Не надо заставлять ребёнка и жаловаться: «Ребёнок не умеет сосредотачиваться, не умеет слушать, не понимает требований педагога или родителя! Это ужас! Ребёнок ненормальный, тупой! Это кошмар!». Вывод: учитесь тихо, ненавязчиво наблюдать за бурным монологом и действиями ребёнка. Если он сидит неподвижно, молча и рассматривает или уже 100-тый раз делает одно и то же действие, то это и есть душе греющее, душе щемящее словосочетание «ребёнок развивается!».

Чего не надо делать

Существует ошибочное мнение, что с ребёнком надо много говорить, много читать, ему надо много рассказывать что-угодно, его надо всё время заставлять чем-нибудь заниматься – в жизни ему пригодится… Чушь! Ребёнку чаще необходимо молчаливое присутствие родителя. Потому что ребёнок вашу телесную оболочку воспринимает как ваше внимание к нему.

Главное – выключите телефон в этот момент, не задавайте ребёнку вопросы, не вторгайтесь в его пространство мыслей и действий… Это отдых для Вас и Радость для ребёнка! Просто? Так что не усложняйте жизнь ни себе, ни ребёнку. По сути, ребёнок знает больше, чем Вы. Он просто не умеет это сказать и показать. Вы – самый счастливый человек! У Вас есть ребёнок – Божье творение, в которое Бог вложил самое ценное – ЗНАНИЯ! Учитесь наблюдать за ребёнком, потому что любое слово, которое для вас покажется нелепостью, на самом деле окажется подсказкой к мышлению, а значит, к действию. Учитесь считывать информацию в словах и действиях ребёнка. Сами убедитесь, как это ПРЕКРАСНО!!!

А чтобы Вам не было грустно, улыбнитесь, можете и похохотать!

Exit mobile version