Site icon etnorazum.ru

Задачи интеллектуальных программ СК, ОС и ЛС

К сожалению, учителя щедро одаривают детей "двойками", дабы наказать их, но на самом деле, они не осознают факт собственного бессилия и отсутствия профессионализма.

Примерное время на чтение статьи: 4 минуты

Понятие «интеллект ребёнка», наглядно уточняется в задачах каждой интеллектуальной программы: «Ситуативная конкретика», «Опорные сигналы» и «Лист самоконтроля».

Чем больше смысла в содержании информации,

тем легче её запомнить

Такман

Первая задача

«Ситуативная конкретика» отражает предметный (математический) характер понятийного познания. Иными словами, «ситуативная конкретика», по сути своей, представляет персонализацию мыслительных процессов.

Между тем, построение образа и есть предметное содержание мышления, функция которого зависит от самой структуры когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности школьника.

Здесь необходимо уточнить, что на понятийном уровне – это свойства знания, качеств, закономерностей его существования, отношений и связей с другими объектами.

При этом становится всё более очевидным тот факт, что в «опорных сигналах» и «листе самоконтроля» закрепляется не только словесно-логическая формулировка, но происходит осознанное понимание личностью школьника некоторых ключевых математических  понятий, которые в целом формируют понятийное (концептуальное)  мышление, являющееся высшим рационально-логическим уровнем когнитивно-образовательной деятельности самообучающейся личности школьника. Этот рационально-логический уровень имеет предметный (математический) характер.

Нам следует обратить внимание на то, что в «ситуативной конкретике» образы, представления выступают как чувственное содержание сознания личности школьника, от которого зависит эффект понимания значения словесного знака, теоретического мышления (В.В. Давыдов). В основе теоретического мышления лежит понятие как психическое новообразование, логическая форма мысли (единицы мышления), субъективная мера математических знаний, степени их осознания.

Разумеется,  понятийное мышление «… представляет собой процесс перевода информации с языка образов, на психолингвистический, символично-оперативный язык, представленный речевыми сигналами» (Л.М. Беккер).

Это объясняется тем, что образы в «ситуативной конкретике» анализируются в результате когнитивно-образовательной деятельности личности школьника и находятся внутри самого принципа организации интеллектуально-познавательной психической структуры деятельности. В то время как диалоговый режим коммуникации персонажей этнопособия выбран для стимулирования и формирования словесно-речевого компонента в виде скрытой артикуляции общего возбуждения речевых центров, элементов вербализации отдельных моментов когнитивно-образовательной деятельности школьника.

При этом очень важно то, что интеллектуальная функция «ситуативной конкретики» заключается в подключении формализованного социокультурного опыта ребёнка через гамму его сенсорных и эмоциональных впечатлений, которым так близки житейские ситуации.

Вторая задача

 «Опорные сигналы» характеризуют специфику понятийного обобщения.

Одним словом, когнитивно-образовательная деятельность самообучающейся личности школьника не возможна без включения словесно-речевого фактора, поскольку слово, как знак, фиксируется в её сознании средствами языковой символики.

Согласно исследователю психолингвистики А.Н. Соколову, единый и непрерывный процесс мышления ребёнка состоит из чередования фазы речевых действий и фазы зрительного анализа. Данное чередование учтено в «опорных сигналах» этнопособия по математике, где формируется «образный язык понятийной мысли» (М.В. Осорина).

«Опорные сигналы» представляют собой образные модели и схемы, особенности организации которых, обеспечивает кодирование выделенных отношений в рамках пространственной структуры, что позволяет передавать логические отношения в образной форме.

Следует особо отметить, что схема, графики, ключевое слово, рисунок — это наиважнейшие инструменты личностно-интеллектуального процесса самообучения и развития детского мышления.

Думаем вполне логично, что «образная схема» выступает как конструктивная основа мира предметов, явлений и событий из программы «ситуативная конкретика», когда их существенные черты фиксируются за счёт структурных связей и их динамических перестроек. Что означает, согласно Р. Арнхейму: «… с восприятия формы начинается образование понятий». В данном случае он говорил о визуальном аспекте мышления ребёнка.

Схемы не только информационные абстракции, но и схемы, как образ, эталон поведения, представляют собой некие мысленные формы, которые предназначены помочь ребёнку понять и сохранить в памяти то, что его личность познаёт.

Для примера приведу несколько диалогов детей из «Семейного дневника», которые можно прочитать в книге «Антология мирового анекдота: И тут Вовочка сказал…».

1. Диалог латвийского мальчика.

2. Диалог алжирского мальчика.

3. Диалог канадского мальчика.

Маленький Ник, любимец своей богатой бездетной тётушки, протягивает ей большой стакан.

Третья задача

«Лист самоконтроля» познавательно, словесно, понятийно структурируют в качестве высшей психической формы когнитивно-образовательную активность самообучающейся личности школьника.

Между тем, в интеллектуальной программе «лист самоконтроля» отражён процесс вербализации, когда происходит рождение понятийного обобщения.

Причём «лист самоконтроля» является третьим моментом повторения (рефлексии) информации, содержание которой было изложено в «ситуативной конкретике», затем закодировано и расшифровано в «опорных сигналах» (второй момент рефлексии).

Здесь следует остановиться на том, что математическое понятие «обыкновенная дробь» как понятийное знание характеризует такой уровень понимания, когда оно осмысливается школьником, как некоторая целостность в органичном единстве его конкретно-предметных, функциональных, обобщённо-категориальных характеристик.

Но не следует забывать о том, что тема «обыкновенные дроби» школьной математики является системообразующей «нитью для бус».

Именно на неё нанизываются такие математические понятия, как: «десятичная дробь», «процент», «уравнения», «неравенства», «призма», «конус», «цилиндр», «координатная плоскость», «числовая ось», «вектор» и т.д.

Тем самым, происходит упорядочивание в сознании личности ребёнка отображённого множества признаков по степени их общности (процессы иерархизации признаков). Иерархический принцип работы понятийной структуры в своих исследовательских работах описывали: Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Дж. Брунер, М.А. Холодная и др.

 

Органическое единство программ —
залог формирования «высших психических функций»

Как мы уже не раз отмечали, высокий процент самообучаемости детей из этносреды в процессе формирующего эксперимента обеспечила синтетическая интеграция логической последовательности интеллектуальных программ:

  1. «ситуативной конкретики» как действенное образование;
  2. «опорные сигналы» как образное образование;
  3. «лист самоконтроля» как словесно-символическое образование.

Именно, органическое единство трёх интеллектуальных программ организации когнитивно-образовательной деятельности школьников определило систему взаимовлияний и взаимопереходов всех видов памяти и типов  мышления, являющихся важнейшей характеристикой высших стадий интеллекта школьника для культурной и географической мобильности в современном обществе.

Ниже будет представлено видео, где родитель-оператор постоянно ограничивает когнитивно-образовательную деятельность: «Не мешай!», «Резче! Резче! Резко!», «Подожди!», «дай Саше…».

Когда ограничивается свобода в когнитивно-образовательной деятельности, то создаётся атмосфера нервозности. Дело в том, что мальчик был абсолютно спокоен, пока мама девочки не стала ограничивать её исследовательскую любознательность.

Следовательно, в первом классе она может уже и не проявить так эмоционально свою детскую жажду познания — «Хочу всё знать!»»

 Поэтому должны выполняться три ключевые условия для стимула детского развития:

  1. Личностно-интеллектуальная среда самообучения, условно сегментированная на аспекты формирования и развития детского интеллекта.
  2. Коммуникативно-регулятивное сотрудничество, когда в ходе грамотной и уважительной коммуникации личность ребёнка регулирует собственное поведение.
  3. самообучающаяся личность ребёнка, которая на подсознательном уровне познаёт мир сенсомоторным путём восприятия, вербализует в речи увиденное, услышанное и прочитанное событие, явление, предметы и межличностные отношения.

Итак, для педагогов и родителей чрезвычайную важность представляет УМЕНИЕ — осознать риск возможных потерь.

Ведь основная проблема «школьная неуспешность» не исчезает из-за различных наказаний, упрёков ребёнка. Наоборот, низкая самооценка ребёнка усугубляется. Он приобретает весьма горький опыт «неудачника», видя причину неуспеха в собственной глупости, «никчёмности».

Exit mobile version